Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду

Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так, по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу»).

По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры.

Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг, телевизионных передач; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра). Такой вид изображения (особенно рисование) наиболее естествен, характерен для дошкольного возраста. Это объясняется общими особенностями психического развития детей, в частности живостью, подвижностью воображения, их эмоциональностью при одновременной слабой переключаемо-сти внимания (необходимой для изображения с натуры).

Приоритетность изображения по представлению можно объяснить и ведущими мотивами изобразительной деятельности детей в дошкольном возрасте: потребностью еще раз «пережить» волнующие ребенка события. Поэтому замысел подвижен, динамичен, связан с впечатлениями, с чувствами. А изображение с натуры и по памяти (отвечают более узким задачам) - в основном с учебными мотивами, которые начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте. Именно этот вид рисования, в силу разнообразия источников, естественно возникающих мотивов, предоставляет детям большую возможность для проявления самостоятельности и творчества. Ограничивает детскую фантазию только критерий реальности, если тема реалистическая. У ребенка позиция реализма выражается в словах типа: «Так не бывает» или «Это не по-правдашнему». В тех случаях, когда тема фантастическая, свобода детей почти не ограничена. Поскольку дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, данный способ изображения и соответственно вид занятия должны занимать ведущее место во всех возрастных группах.

Занятия изобразительной деятельностью по представлению (воображению) могут быть разных типов, соответственно степень самостоятельности и творчества на занятиях также будет различной. Однако в любом случае, даже при самых ограниченных возможностях, детей необходимо поощрять и стимулировать у них стремление к созданию разнообразных образов. Дошкольникам необходима опора на опыт, получаемый ими в повседневной жизни, в других видах деятельности. Чем больше самостоятельности будет предоставлено дошкольникам на занятии, тем необходимее предварительная работа, направленная на приобретение детьми ярких впечатлений (особенно в старших группах). Потому создаваемый образ в представлении ребенка будет «живым», действующим, а значит, возможна даже случайная, интуитивно созданная ребенком выразительность образа. Важно только помочь детям увидеть, почувствовать случайную выразительность в их рисунках (кривой, как будто ветром согнутой березы, сердитого злого волка и т.п.).

Непосредственно на таком занятии следует продолжать формировать у детей изобразительное представление. Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего проводится обследование изображаемых предметов, игрушек. При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, нужно «оживить» его впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети рисуют круги и овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «омертвленный» (рисуют рыбок, кошку и т.п., предварительно обследуя целлулоидную игрушку). Рисунки получаются скучными, невыразительными, особенно если обследование проведено сухо, формально, неинтересно.

Поэтому полезно спросить детей:

- Какие кошки бывают по цвету?

- Если кошка пушистая, как можно нарисовать пушистую шерсть? (Полусухой кистью.)

- Расскажи о своей кошке. Что она умеет делать? Как ты с ней играешь?

- Как нарисуешь, чтобы было видно, что она играет с клубочком?

При выполнении сюжетного рисунка (лепки, аппликации) приемы формирования представления, а точнее, образов воображения те же самые. Больший акцент делается только на решение композиционных задач (что? где? как?) в силу их большей сложности.

Анализируя детские работы, выполненные по представлению, обязательно следует обращать внимание на их выразительность, разнообразие, оригинальность образов, зависимость выразительности от усваиваемых способов изображения и способов действия («Рыбка здоровая, быстро поплывет: овальная, все плавнички нарисовали, хвостик красивый, вон как она рулит хвостиком, быстро плывет. Куда она поплыла? Под камешек как будто заглядывает, наверное, червячка нашла» и т.п.).

Изображения по литературным и музыкальным произведениям -это всегда изображения по представлению (воображению). К занятиям по представлению относят и занятие по замыслу. Возможно, это не самый удачный термин, закрепившийся в методике. Если исходить из смысла термина как наглядного представления будущего образа и способов его выполнения, то замысел присущ любому виду изобразительной деятельности и возникает у детей на любом занятии. В методической литературе под этим термином подразумевается изобразительная деятельность детей на свободную тему, выбранную самим ребенком. По содержанию эта тема может быть предметной, сюжетной или декоративного характера.

Итак, есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Этот вид наиболее творческий из всех занятий, на которых дети изображают окружающий мир по представлению (по воображению ). Его разновидностью является занятие на свободную тему с ограниченной тематикой. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду». «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленное не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

Отличие таких занятий заключается и в том, что замыслы детей формируются заранее. Процесс создания творческого образа на таких занятиях по структуре наиболее близок к структуре зрелой художественной деятельности. Создание образа требует большой предварительной работы, близкой к процессу «вынашивания» замысла каждым ребенком. Поэтому в предварительной работе воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей (в старших группах примерно за неделю до занятия). Выясняя с детьми, что, где, как они будут изображать, воспитатель проводит индивидуальные наблюдения, рассматривание предыдущих рисунков, обследование, чтение и т.п. Старшие дети могут заранее готовить материал к занятию в соответствии с оформляющимся замыслом.

Вступительная беседа на занятии занимает немного времени. Важно только вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задание, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.

В процессе исполнительской части деятельности, используя игровые приемы, «оживляя» образ, воспитатель решает те же задачи, но в индивидуальном общении.

Разнообразие, выразительность, оригинальность образов -предмет разговора при просмотре результатов таких занятий.

В младшей группе в ходе предварительной подготовки к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети младшего возраста чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал.

Дети средней группы более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. Дети этого возраста способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми среднего возраста рекомендуется проводить на свободную тему.

В старшей группе данный вид занятия планируется примерно один-два раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и даже оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины удач и неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно замыслу. Нередко замысел детей развивается в процессе исполнения так интенсивно, что для завершения работы им требуется второе занятие, или они заканчивают ее в свободное время. Некоторые дети проявляют пристрастие к каким то темам и обнаруживают при этом довольно высокий уровень изображения и творчества.

Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: