Рисование: предметное, сюжетное, декоративное

Выделение в методике обучения детей предметного, сюжетного, декоративного рисования (лепки, аппликации) связано с проблемой определения содержания изобразительной деятельности.

Принципы отбора тем для рисования:

Первый принцип отбора тем - учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье. Опыт дошкольников формируется в процессе освоения мира природы, рукотворных вещей, в том числе искусства. На основе опыта формируется мотивационно-потребностная сфера личности дошкольника. Один из доминирующих мотивов жизнедеятельности дошкольника - потребность «пережить значимые для него стороны действительности» - реализуется в игре. Он является одним из ведущих мотивов в детской изобразительной деятельности.

В связи с этим следует помнить о доминирующих отношениях ребенка в том или ином возрасте: преимущественные ориентиры на мир предметов и желание действовать с ними или мир взрослых, стремление включиться в систему «взрослых» действии и отношений. Эти доминирующие ориентации реализуются в содержании, в темах изобразительной деятельности.

Если смысл изобразительной деятельности открывается ребенку взрослым и он ее принимает, осваивает, то у него рано возникает желание передать свои впечатления о мире в рисунке (лепке). Ребенок ставит соответствующие цели. (Нарисую...) Этот эмоциональный порыв - рассказать в рисунке о том, что волнует, очень искренен. Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг - отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда.

Такое поведение характерно для необученного ребенка, у которого под влиянием критичных оценок и самооценок иссякло собственное спонтанное творчество. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить и цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любой предмет, явление, воплотить любой свой замысел. Речь идет о втором принципе отбора содержания: формировании обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.

Н.П. Сакулина предложила все предметы, которые изображает ребенок, разделить на большие типовые группы: растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.), животные (рыбы, птицы, четвероногие), человек, транспорт, здания. Все конкретные предметы, входящие в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. В процессе специального обучения дети могут усвоить общие знания о связях между внешним видом и функцией предмета.

Внешнее сходство предметов одной группы определяет и сходство в способах изображения. Было предложено обучение детей изображению по циклам. Для усвоения такого рода знаний необходимо вместе с детьми (на основе сенсорного анализа конкретного предмета) выявить внешние особенности (форму, строение, цвет, величину, пропорции) и по возможности их объяснить. Таким образом, происходит ознакомление с «предметом-эталоном» - первым из той или иной группы.

Процесс познания следующего предмета из типовой группы также опосредуется применением сенсорных эталонов и специальных перцептивных (обследующих) действий. Таким же образом происходит вычленение и определение особенностей внешних свойств следующего предмета. Процесс сенсорного анализа и осмысления каждого последующего предмета из группы сочетается со сравнением его по этим признакам с подобными (предыдущими) предметами этой же группы, которые дети уже изображали. В процессе сравнения устанавливается и объясняется внешнее сходство предметов их одинаковым назначением.

На основе сравнения предметов по признакам (определяемым взрослым) постепенно происходит процесс обобщения этих предметов. У дошкольников формируется обобщенное представление. В дальнейшем у детей появляется представление и о сходстве, общности способа их изображения. При таком подходе к отбору содержания изображения и обучению способам познания и изображения предметов нет нужды в рисовании (лепке) всех предметов.

При ознакомлении и изображении нескольких из них дошкольники, освоив обобщенные знания и способы действия, пользуются ими как способами познания относительно самостоятельно. Они переносят знания и способы изображения на другие подобные предметы. Сначала это делается с помощью взрослых, а затем дети делают это самостоятельно. При этом постепенно достигается желаемая свобода в реализации замыслов.

В практике, к сожалению, в процессе сенсорного обследования предметов теряется, упускается момент сравнения предметов по определенным признакам. Без сравнения невозможно подвести детей к обобщению предметов и к обобщению способов их изображения.

Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения - учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта -- следует одновременно руководствоваться и вторым принципом - отбором того содержания, которое не только интересно, но и системно.

Третий принцип (основание) для отбора содержания - учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения. При отборе тем и ознакомлении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние признаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке.

Четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих: учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений.

Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим красивых рыбок в озеро»); в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним признакам, а значит, и способам изображения предметов (огурцы, кабачки, овальные бусинки на нитке; цыплята, утята, воробьи и т.п.).

Пятый принцип - учет сезонных явлений, местного окружения - природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т. п.

Шестой принцип - по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а следовательно, и творческих проявлений дошкольников.

Задачи обучения предметному рисованию

1. Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов в природе, рукотворным вещам, человеку; способность замечать и эмоционально откликаться на их эстетическое своеобразие; бережное отношение к миру предметов.

2. Вызывать у дошкольников желание выразить в рисунке свое отношение к предметам; желание поделиться своими чувствами с детьми и взрослыми, получить их признание, поддержку, вызвать сопереживание.

3. Побуждать детей к принятию и самостоятельной постановке соответствующих тем изображения.

4. Формировать у ребят обобщенные способы восприятия предметов разных типов.

5. Формировать, у дошкольников обобщенные представления об изображаемых предметах.

6. Формировать у детей обобщенные способы изображения предметов одного типа, умения передавать:

- форму (обобщенную, близкую к геометрической, затем характерную, позднее индивидуальную);

- строение предмета (от простого чередования, симметричного расположения частей до сложного, асимметричного);

- пропорциональные отношения частей в предмете; -развивать при этом чувство формы, цвета, ритма, композиции.

7. Развивать у детей предварительные действия замысливания, текущего и итогового контроля, оценки работы.

8. Стимулировать самостоятельность и творчество в замысливании образа, поиске способов его воплощения.

9. Побуждать детей к созданию оригинальных образов, используя разные средства выразительности (форму, строение, цвет, композицию, линию).

10. Формировать у дошкольников способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образа, замечать его неповторимость, оригинальность.

11. Стимулировать у детей проявление чувства сопереживания удачам и радостям, неудачам и огорчениям других детей в деятельности.

Примерное распределение программных задач по возрастам

В первой младшей группе одной из главных задач является формирование у детей понимания образного характера деятельности (на листке бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточено на элементарной технике рисования красками, карандашом. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.

Во второй младшей группе дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления, продолжая осваивать линию как средство выразительности. С этого возраста дети усваивают способы изображения предметов округлой и прямоугольной форм.

Дети в этом возрасте при специальной углубленной работе могут освоить основные сенсорные эталоны форм, цвета и пользоваться ими в дальнейшем как средством познания предметов, явлений окружающего мира (Л.А. Венгер).

Более того, у детей этого возраста формируется обобщенное представление о предметах данных форм (круглыми могут быть разные предметы). Обобщение изображаемых предметов идет по признаку формы. На этой основе формируются и обобщенные способы их изображения: дети знают, как рисовать карандашом, кистью предметы круглых форм, и умеют это делать к концу года достаточно смело и свободно.

В средней группе дети продолжают осваивать изображение предметов круглой и прямоугольной форм, учатся изображать овальные и треугольные предметы. У дошкольников формируется умение передавать строение предметов. Дети продолжают осваивать цвет как средство выразительности. Решение этих специальных задач тесно связано с решением более общих задач: сенсорного, умственного воспитания детей. Так, в среднем дошкольном возрасте ставится задача обучения детей более расчлененному восприятию, умению обследовать предметы, последовательно выделяя в них отдельные части и устанавливая соотношение между ними (цвет, форму, величину, пространственное расположение частей).

Педагог должен: развивать у ребят умение сравнивать предметы, выделять общие признаки и группировать их по внешним свойствам, назначению. Очень важно доступно показать детям зависимость жизни растительного и животного мира от определенных условий внешней среды.

Эти общие задачи решаются в конкретных видах деятельности, в частности в изобразительной.

Процесс обучения строится с ориентиром на постепенное повышение степени самостоятельности и активности детей при решении знакомых задач и стимулировании поисковой деятельности в решении относительно новой задачи. Постепенно детей подводят к совместному выявлению общего правила через серию занятий по изображению предметов одной формы, одного типа, к самостоятельному применению его в других конкретных случаях.

Это не исключает уже в данной возрастной группе подведение детей к созданию выразительного образа путем варьирования способов изображения (изображение предметов одной формы, но разной величины, цвета, с передачей выразительных деталей).

Таким образом, в работе с детьми среднего дошкольного возраста возможно формирование некоторых обобщенных знаний, умений, а следовательно, постепенный перевод изобразительной деятельности на самодеятельный уровень, т.е. дети способны действовать не только на репродуктивном, но и на репродуктивно-вариативном и даже творческом уровне.

В этой возрастной группе (средней) отчетливо проявляется своеобразный переход не только в замысле, но и в самом рисунке от предметного рисования к сюжетному. По ведущим задачам обучения это рисование предметное, а по результату - сюжетное. Например, «Рыбки в озере», «Жуки на травке». Смысл таких занятий в упражнении детей в способах изображения на репродуктивно-вариативном, в определенной степени творческом уровне.

В старшем возрасте ставят задачу создания у дошкольников вариативных образов, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете. Постепенно детей подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов. Дошкольники передают несложные движения человеческой фигуры, изменяя положение рук и ног (Петрушка пляшет, делаем гимнастику), движения животных. Совершенствуется техника изображения. Дети легко и уверенно проводят концом кисти прямые, изогнутые, волнистые линии, круги, дуги, точки и т.п.

Поскольку к этому возрасту дети овладели способами изображения предметов основным форм, они учатся изображать предметы одной формы, но разных пропорций, передавая отличие от обобщенной геометрической формы, обогащая изображение выразительными деталями.

В старших группах отчетливо оформляется и в определенной степени решается задача формирования обобщенных представлений (Н.И. Поддьяков, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентъева, И.А. Хайдурова, Н.П. Кондратьева и др.). Однако задачи развития творчества требуют концентрации внимания не только на сходстве, но и на своеобразии окружающих предметов.

Яркие и живые представления такого рода воспитатель «оживляет» в общении с детьми для того, чтобы направить их на обогащение, варьирование тех графических образов, которые имеются в их опыте. Основное направление в решении задач предметного рисования в старших группах - это стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие и на этой основе создавать выразительные, творческие рисунки. Решение этих задач продолжается в контексте сюжетно-тематических рисунков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: