Методические рекомендации. Обучающий дистанционный курс по теме: «классический танец»

ОБУЧАЮЩИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС ПО ТЕМЕ: «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»

Классическая хореография – основа всех сценических танцев. Классический танец развивает физические данные исполнителя, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры.

Классическая хореография насчитывает четырёхсотлетнюю историю и именно за эти годы своего существования в ней была отработана система подготовки танцовщиков и создана терминология, которая с внесением небольших изменений используется и по сегодняшний день в других стилях танца.

Даже очень опытные и зрелые исполнители различных направлений не прекращают занятия классическим танцем на протяжении всей своей карьеры, т.к. основы классического танца универсальны.

Поэтому всем руководителям любого хореографического коллектива рекомендуется в процессе обучения и развития своих воспитанников использовать учебные часы под классический танец для формирования у них профессионального инструментария средствами классической хореографии.

Искусство классического танца неразрывно связано с ежедневным, кропотливым трудом хореографа. Чтобы добиться успеха в этом направлении, необходима фантастическая работоспособность и дисциплинированность.

Педагог, преподающий классический танец обязан знать теорию, историю и репертуар классического танца. Должен разбираться в вопросах педагогики, физиологии, психологии, анатомии.

Преподавание классического танца – это та сфера, которая требует постоянного обучения и повышение квалификации. Классическая хореография - это настолько широкая и обширная отрасль, что изучать её приходится всю жизнь.

Данные методические рекомендации адресованы начинающим педагогам хореографам и студентам хореографических колледжей и училищ.

Данная работа содержит методические рекомендации по структуре урока классического танца, по принципам его построения и методические рекомендации по ведению урока классического танца.

Преподавание классического танца, как уже было сказано выше, это сложная и трудоёмкая работа, но, хочется надеяться, что данные методические рекомендации помогут молодым педагогам в этом нелегком процессе. Поэтому остаётся только пожелать им удачи в этом начинании!

 

Принципы построения и ведения урока классического танца

Каждое занятие по классическому танцу традиционно начинают с поклона педагогу и концертмейстеру. Поклон является не только приветствием, он мобилизует внимание, концентрирует обучающихсяна предстоящее занятие.

В работе преподавателя классического танца большое значение имеет правильное построение (планирование) занятия. Занятие в любительском хореографическом коллективе строится по аналогии с академическим уроком по классическому танцу и состоит из экзерсисов у палки и на середине зала, adajio, allegro, танца на пальцах в женском классе и различных форм portdebras.

Под экзерсисом у палки и на середине зала подразумевают изучение движений, из которых в дальнейшем складывается техника исполнительского мастерства. Последовательность изучения движений в экзерсисах выстраивается на основе соблюдения академической методики преподавания и происходит в следующем порядке:

· Plie– развивает мышцы и связки ног;

· Battementstendus, battementstendusjetes – тренирует выворотность, силу ног, активно участвуют все группы малых и больших мышц;

· Ronddejambeparterre – направлено на развитие выразительной подвижности тазобедренного сустава;

· Battementsfoundus или battementssoutenus – развивает мягкость приседания и эластичность, необходимую при прыжках;

· Battementsfrappes, doublefrappes – вырабатывает активную, резкую, энергичную работу ноги;

· Ronddejambeenl, air – разрабатывает подвижность коленного сустава;

· Petitsbattements – вырабатывает быстрое и свободное владение нижней частью ноги

· Battements developpes, relevelents, grand battements jetes – развиваетшаг, силубедра.

В экзерсисах разносторонне развиваются мускулатура ног, их выворотность, шаг и приседание, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух ногах и на одной ноге.

Основная задача экзерсисов заключается в следующем:

ü У палки – первоначальноепроучивание и отработка движений, разогрев костно-мышечного аппарата;

ü На середине зала – проучивание и исполнение движений в пространстве, без дополнительной опоры, выработка апломба (устойчивости).

Все упражнения экзерсисов проучиваются в двух направлениях (право, лево). Если движение выполняется не качественно – следует повтор с методическим указанием ошибок. Это необходимо для того, чтобы исключить механичность, которая вызывает утомление и падение интереса к уроку.

Следующей частью урока является adajio. Adajio – это большая и плавная танцевальная фраза, состоящая из различных видов developpes, медленных поворотов в позах (tourlent), portdebras, всевозможных renverse, grandfouette, toursнаcoudepiolsи туров в больших позах и т.д. В adajio усваивается характер, манера и техника. Необходимая для исполнения большой и плавной танцевальной фразы.

В последующей части урока – allegro- осваиваются различные прыжки классического танца. Если в экзерсисе осваиваются элементарные навыки, в adajio ведётся работа над позами и танцевальной фразой в медленном темпе, то здесь всё это суммируется и отрабатывается в темпе прыжка, большого и малого, простого и сложного, мягкого и трамплинного, стремительного и сдержанного.

Прыжки являются наиболее трудоёмкой частью классического танца, трудно усвояемой. Усложнение задания возможно при достаточно сильных тренированных ногах. Активно увеличивается нагрузка в прыжках для мальчиков.

В adajio и в allegro рекомендуют делить обучающихся на две группы, так как учебная нагрузка в этих частях занятия требует максимального напряжения всех сил и это деление даёт возможность им отдохнуть, восстановить силы.

В классе девочек вводится танец на пальцах. Этот раздел обучения требует профессионального строения стопы, достаточно физического укрепления голеностопного сустава. Для учениц со слабыми ногами в раннем возрасте занятия на пальцах не рекомендуются.

Завершающая часть занятия предназначена для того, чтобы организм обучающихся после напряжённой работы окончательно пришёл в состояние покоя при помощи выполнения различных форм portdebras.

Каждая часть занятия должна иметь свою кривую с постоянным нарастанием и некоторым спадом в конце, что позволяет обучающимся приступать к выполнению следующей части занятияа со свежими силами.

Подобное построение занятия обуславливается психофизическими особенностями организма обучающихся и предохраняет их от возможного повреждения суставо-связочного аппарата, расстройства сердечной и нервной деятельности.

Количество времени, которое планирует педагог-хореограф на изучение классического танца, зависит от места и конкретных условий работы.

Школа искусств -2 академических часа не менее 3-4 раз в неделю;

Любительский хореографический коллектив в системе дополнительного образования – 2академических часа не менее 2 раз в неделю.

На экзерсис у палки в младших группах тратят не менее 50 минут, в средних возрастных группах экзерсис у палки укорачивается примерно до 35 минут, в старших -экзерсису у палки уделяется 20 минут.

Остальное время делится пополам на экзерсис на середине зала, adajio,вallegro.

Когда вводятся упражнения на пальцах, время отведённое прыжкам сокращается.

Насыщенность, интенсивность занятия зависит от готовности к нему педагога. Чёткое представление о структуре занятия позволяет выдерживать деловой ритм. Не отвлекаться на длительные рассуждения, работать над ошибками всей группой и с отдельными обучающимися. Замечания одному обучающимусяявляются основой для самоанализа каждого юного танцовщика в группе. Задание даётся чётко, спокойно и уверенно.

Основными педагогическими методами в изучении классического танца являются системность, последовательность, осознанность и наглядность.

Наглядность является основополагающим методом преподавания классического танца. Преподаватель любое движение показывает в заточенном виде, затем раскладывает его на составные элементы. Проучив движение поэтапно, его исполняют под музыкальное оформление в законченном виде, отрабатывая характер движения, художественный образ, соответствующий заданию.

Человеческий организм – сложный и тонкий инструмент, управление которым требует системности, последовательности, анализа достигнутых результатов. Физическая нагрузка вводится в классическом танце системно и последовательно в расчёте на определённые группы мышц, что способствует гармоническому развитию всего опорно-двигательного аппарата ученика и закреплению его моторной памяти, которая позволяет быстро и точно выполнять движение по словесному названию его педагогом.

Хореографическое обучение в области классического танца связано с физическими нагрузками. Физическое напряжение ослабляет внимание ребенка, мешает воспринимать замечания педагога. Часто из-за физического напряжения он не слышит педагога, поэтому хореографу необходимо делать замечания лаконично, мягко, в образной форме.

Следует избегать на занятиях монотонности голоса. Монотонность речи утомляет нервную систему, приводит к пониженному тонусу на занятиях, она не способствует усвоению учебного материала, в результате чего уобучающихся падает интерес к занятию.

Музыкальное оформление занятия должно быть богатым, разнообразным, с использованием различных музыкальных размеров и темпов. Основная задача педагога-хореографа – научить обучающихся движением заполнять музыкальную фразу, добиваясь максимального эмоционального слияния с ней.

Педагогу-хореографу всегда необходимо помнить, что каждый обучающийся любого возраста – личность. Задача педагога - уважительно относиться к этой личности и создать все условия для её творческой самореализации. Требовательность должна сочетаться с доброжелательностью. Знание возможностей ребенка и их соответствие его физическим данным и типу нервной системы поможет создать комфортные условия для обучения.

Излишняя «усердность» преподавателя может привести к мышечному зажиму, страху сделать неправильно, застенчивости от невозможности сделать сразу всё грамотно.

Спешка в прохождении материала никогда не даёт качества, необходимо, чтобы обучающийсяспокойно разобрался в технологии.

Педагогу необходимо проявить терпение и не «травмировать» замечаниями отстающих обучающихся. Веру в личность ребенка, в его способности и желание к самосовершенствованию преподаватель обязан поддерживать своим вниманием. Любой успех необходимо замечать и отмечать. Это вселяет уверенность, потребность к прилежанию, создаёт комфортность существования в группе, а также формирует такие качества характера, как трудолюбие, умение преодолевать трудности. Все эти качества – залог успешного обучения хореографии.

Педагог заканчивает занятие классического танца подведением итогов качества занятия, высказывает пожелание, даёт оценку группе и каждому обучающемуся. Педагог благодарит за работу. Поклон обучающихся завершает занятие, им они благодарят педагога, концертмейстера и прощаются с ними.

Затем преподаватель сам анализирует проведённое занятие: выполнен ли план. Если нет – то определяет причину, оценивает качество усвоения материала обучающимися. Данные фиксируются для сопоставления анализа следующих занятий с общим планом и программой. Анализ своей педагогической деятельности поможет педагогу классического танца быстро и качественно освоить методику преподавания данного предмета и добиться эффективности в обучении и в воспитании обучающихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: