Полученный вывод о том, что и как можно познавать, используем для того, чтобы понять действительные причины всяких изменений, происходящих в природе и обществе. Ведь если мы отказываем времени, законам, диалектическим противоречиям в объективно-реальном бытии, а значит, и в таком же действии, то тем самым мы отказываемся признавать их объективно-реальной причиной изменения природных и общественных процессов. Что же тогда остается действительной причиной? Ясно, что только материальные процессы и объекты. А более конкретно?
Если рассматривать взаимодействие двух равнозначных по силе действия объектов, например камень и воду, то трудно сказать, какой из этих объектов производит больше изменений в другом, т.е. трудно сказать, какой из этих объектов более обусловливает существование другого таким, каким тот есть. И трудно сказать сразу, что для каждого объекта в данный момент существеннее: его внутренняя структура или же - внешнее воздействие.
Но если воды будет много (например, камень омывается водами реки), то вода сгладит камень, а затем и вовсе растворит в себе, т.е. в результате внутренние связи частиц камня будут разрушены. На качественное состояние реки это взаимодействие почти никак не повлияет, будет несущественным.
Но если мы на пути реки, ручейка поставим плотину из многих камней, скалы, то из воды получим пруд; вода из проточной станет стоячей, т.е. внутренние взаимодействия частиц воды изменятся под воздействием внешнего взаимодействия с камнем. Здесь внешнее воздействие камня на воду из-за изменения соотношения их количества окажется определяющим.
Как видим из этих примеров, в одном случае определяющим взаимодействием для качественного состояния камня, для его материальной определенности есть его внешнее взаимодействие с водой, а в другом - внутренние взаимодействия его собственных частей благодаря их количеству по сравнению с водой.
И, как видно из примеров, внешнее взаимодействие объекта с чем-то другим является тогда определяющим, когда внешний объект, с которым взаимодействует изучаемый, значительно больше, массивнее, интенсивнее по действию и т.п. И наоборот, если большим, более массивным, прочным и т.п. оказывается сам изучаемый объект, то внутренние взаимодействия его частей будут определять внешние взаимодействия с окружающими объектами.
Но надо заметить, что во втором случае интересующий нас объект (камень) сам не претерпевает почти никаких изменений. И предельным случаем такого состояния является экстраполяция - прекращение взаимодействия объекта (камня) с чем бы то ни было внешним, а потому вечное его бытие в неизменном состоянии (частным случаем этой истины является закон Галилея о равномерном прямолинейном движении).
И наоборот, внутренние изменения взаимодействий частей объекта, а значит, изменение его качественного состояния как целого* возможно только во
_____________________________________________________________________________
*В философской литературе встречаются разговоры о надуманных отношениях целого со своими частями. В действительности таких отношений не существует. Это 33
легко понять на конкретных примерах. Возьмем молекулу воды. Она состоит из атома кислорода и двух атомов водорода, взаимодействие которых и образует молекулу воды, а более общо - взаимодействие частей образует целое. А говорить о взаимодействии всей молекулы (целого) со своими частями (атомами водорода и кислорода) нелепо, т.к. это означает, что каждый из этих атомов, кроме взаимодействия с другими частями, взаимодействует и сам с собой. Нет, каждая часть взаимодействует с другими частями, в результате чего и образуется целое - молекула в данном случае. А взаимодействия целого с частью естествознание не знает. С целым, т.е. с молекулой, может взаимодействовать только посторонний атом, т.е. то, что не является частью целого. Этот вывод имеет силу и по отношению к такому целому, которое состоит из огромного множества частей, в том числе по отношению к обществу. Хотя здесь можно говорить о взаимодействии общества (целого) с отдельным индивидуумом (частью), но лишь потому, что качественное состояние целого без этого индивидуума почти неизменно, почти такое же, как и с индивидуумом. Поэтому ошибка в данном случае несущественна. Но, строго говоря, надо всегда помнить, что общество (целое), взаимодействующее со своей частью (индивидуумом), есть целое без одного человека, т.е. не что иное, как другая часть целого, хотя и огромная, почти равная целому. Вот почему качественное состояние отдельных частей, их функционирование играет огромную роль для бытия целого таким, каким оно есть. Особенно хорошо это видно на сложноорганизованных объектах, например на человеке или обществе. При повреждении либо сердца, либо печени, либо мозга человек часто превращается в труп, части которого взаимодействуют совершенно по-другому; нарушения в одной отрасли экономики страны лихорадят всю экономику. Это еще раз подтверждает, что источником развития, бытия целого таким, каким оно есть, есть внешнее взаимодействие, хотя и оказывающее свое воздействие на целое через части: если бы сердце не было повреждено извне, то человек не стал бы трупом. Но не будем забегать наперед.
_____________________________________________________________________________
взаимодействии с внешними объектами. Или более конкретно - изменение скорости или направления равномерно движущегося тела возможно только под воздействием другого (внешнего) тела.
Это значит, что не существует в природе материальных объектов, которые имели бы внутренний источник развития, движения. Источником изменений любого материального объекта, в том числе и внутренних его изменений, есть взаимодействие этого объекта с внешними материальными объектами.
Это есть основной закон природы (о природе), закон диалектического материализма.
Сформировать его можно и подобно закону Галилея: если на материальный объект ничего не действует, то он не подвергается никаким изменениям.
К такому выводу (закону) мы могли бы прийти, рассмотрев любые два или более взаимодействующих объекта, из которых один подвергался бы со стороны остальных все менее и менее интенсивному влиянию. И экстраполяция результатов этих опытов дает нам выше сформулированный закон. Но мне кажется, здесь достаточно и одного первого попавшегося примера.
В физике таким ярким примером является закон переменного движения тела под воздействием других тел:
Ут = Ус + Г/М*Т, где Ут — скорость тела в момент времени Т1;
Ус - его начальная скорость; Г - сила, с которой постороннее тело действует на изучаемое; М - масса тела, а Т - время воздействия (отрезок времени) на изучаемое тело этой силы.
Как видим, чем больше Г и меньше М, тем быстрее изменяется скорость движения изучаемого тела, легче изменяется и его движение. И наоборот, чем меньше Г и больше
М, тем меньше изменяется скорость изучаемого тела. И при значениях Г=0 или М= бесконечность, скорость изучаемого тела будет неизменна, что означает в более широком смысле, что если на материальный объект ничего не действует, то с ним не происходит никаких изменений.
А если бы движение изменялось за счет внутренних противоречий или даже взаимодействий, то предвидеть величину скорости в будущем не представлялось бы возможным.
Поэтому мнение, что источником развития, самодвижения и т.п. являются какие-то внутренние противоречия, есть заблуждение, причем бездоказательное. Неосущес- твимость вечного двигателя - тому порукой.
Принцип самодвижения, саморазвития как результат реализации неких внутренних противоречий есть принцип осуществления вечного двигателя.
Мало того, что материальные объекты не содержат в себе никаких внутренних противоречий, а состоят из своих частей, которые взаимодействуют друг с другом, образуя целое таким, каким оно есть, свидетелями чего есть наши органы ощущений; так и сами эти части без внешнего воздействия не перестанут взаимодействовать друг с другом по-другому, следовательно, не приведут к изменению целого.
Чтобы сталь стала твердой, надо добиться определенной структуры организо- ванности ее атомов и молекул, а этого можно достичь лишь определенным режимом внешнего нагрева и охлаждения.
Чтобы ребенок родился и «саморазвивался» дальше, нужны папа и мама, их забота, пища и многое другое внешнее.
Дерево развивается не из внутренних противоречий, а за счет взаимодействия с окружающей средой - почвой, Солнцем…
Разве причина существования религии и идеализма находится в них самих, а не в материальных условиях жизни людей?
Как мы знаем, в изолированной системе тел сумма их внутренней энергии постоянна, сумма сил тоже неизменна. А что означает эта изоляция? Не что иное, как отсутствие взаимодействия с окружающей средой. И хотя в действительности никто не в состоянии абсолютно изолировать систему или тело, т.к. это означает сделать их нематериальными, тем не менее такая формулировка позволяет лучше понять (ярче подчеркнуть), что источником изменения любого материального объекта или системы есть его внешние взаимодействия с другими объективными реальностями.
Вот почему «наука не знает изолированных явлений, существование которых было бы положено в них самих. Каждое явление находит свое основание в некоторых других явлениях и определяется ими как своими причинами. Эта закономерность носит всеобщий характер»30.
Все это означает, что мнение о существовании неких диалектических противоречий как внутренних источников движения и развития объектов природы и общества противоречит принципу сохранения энергии и вещества в природе.
Правда, мне могут возразить, что бывают и исключения, мол, если человека изолировать от природы, чтобы на него ничего не действовало, например, оставить в космосе, то он умрет, качественно изменится.
Но это не возражение, во-первых, потому что прекращение взаимодействия с природой есть резкое изменение прежнего взаимодействия с ней, а во-вторых, перемещение человека в космос без ничего, кроме своего собственного тела, не есть изолирование от природы, а всего-навсего - перемещение тела в другие условия существования, в другие условия взаимодействия с природой, действующие на организм человека разрушительно.
Этот пример аналогичен следующему. На подставке лежит какой-то предмет. Если вы уберете подставку, т.е. изолируете тело от действия подставки, то тело не сохранит своего положения, а упадет на Землю, потому что вы, устранив действие на тело подставки, уравновешивающее действие Земли, не устранили действия Земли; устранив
положительное действие подставки, не устранили отрицательного действия Земли.
Если человека изолировать от природы, то он не будет претерпевать никаких изменений, не постареет, но и не помолодеет, будет вечно таким же. Но это возможно только в мыслях.
Нет, что там ни говорите, а из внутренних диалектических противоречий, этого мнимого источника движения и развития, вечного двигателя не сконструируешь, потому
что их просто нет в природе. Вот почему «диалектическое противоречие не поддается непосредственному усмотрению в фундаменте бытия - путем построения онтологии. Оно не охватывается и созерцательным описанием эмпирии»31, а лишь чистым умозрением и фантазией, которые принимаются пока за подлинно научное постижение сути диалектического противоречия.
Поскольку всякий материальный объект, каков он есть, обязан своим существованием взаимодействию с внешними материальными объектами, то это значит, что каждый материальный объект есть продукт природы. И наоборот, если он своим существованием, таким, как он есть, обязан реализации неких внутренних противоречий, то это значит, что материальный объект есть продукт самого себя. Практика убеждает нас, что истинно первое суждение*. Поэтому никаких саморазвивающихся материальных объектов нет и быть не может. Всякое изменение может происходить только в результате взаимодействия с внешними объектами. Даже что-то изучать человек может только через общение с людьми, книгами и другими внешними объектами.
Но это еще не вся истина о причинно-следственном положении материального объекта в мире. Будучи продуктом материального мира, материальный объект не одинаковым образом взаимодействует с различными объектами. Непосредственно он взаимодействует лишь с определенным множеством материальных объектов. С остальными его связь опосредована непосредственно с ним взаимодействующими материальными объектами.
Если материальный объект №1 (изучаемый) взаимодействует непосредственно с объектами от 2-го по 10-й включительно, то именно в этих связях и происходят его наиболее существенные изменения. Каждый из указанного десятка непосредственно взаимодействует и со многими другими, которые непосредственно с объектом №1 не взаимодействуют. Но так как они (многие другие) непосредственно взаимодействуют с объектами от 2-го по 10-й, то, оказывая свое влияние на качественное состояние этих последних, определяют их взаимодействие с 1-м, а значит, опосредованно формируют качественное состояние 1-го.
Поэтому 1-й материальный объект взаимодействует с другими если не непосредственно, то опосредованно, через непосредственно взаимодействующие с ним материальные объекты.
И таких опосредующих звеньев, передающих действие более далеких объектов на изучаемый, можно рассматривать какое угодно множество, если они поддаются учету. Ведь материальный мир бесконечен.
Количество каждого из последующих звеньев (материальных объектов, опосредованно влияющих на материальный объект № 1) с каждым последующим звеном растет более, чем в геометрической прогрессии, более, чем снежный ком. Поэтому хотя каждый последующий материальный объект, стоящий все дальше в цепи причин, оказывающий влияние на изучаемый объект, все меньше оказывает влияние на изменение объекта № 1, в сумме эти каждые последующие определяют изменения объекта №1 все более, чем сумма предыдущих.
*О классовой борьбе как источнике преобразования общественных отношений я буду писать далее, при изложении основ теории общественного развития, в другой книге.
Для пояснения сказанного рассмотрим схему:
Рис. 3.
где О - изучаемый объект; 1-я окружность - сумма тел, непосредственно
взаимодействующих с объектом №1; 2-я окружность - сумма тел, взаимодействие которых с изучаемым объектом опосредовано телами 1 -й окружности; 3-я окружность означает сумму тел, взаимодействие которых с изучаемым объектом №1 опосредовано телами 1-й и 2-й окружностями.
Так вот, хотя каждый объект 1-й окружности изменяет объект №1 в большей мере, чем каждый объект 2-й окружности, тем не менее, в сумме объекты 2-й окружности имеют более определяющее значение для качественной определенности объекта №1, чем объекты 1-й окружности. Аналогично соотношение влияния и окружностей 2-й и 3-й.
Итак, положение всякого материального объекта в природе таково, что его качества объясняются его положением в материальном мире в качестве следствия взаимодействия (непосредственного и опосредованного) со множеством объектов материального мира. Но поскольку он оказывает и обратное влияние на все окружающие его объекты, то он совместно с другими материальными объектами является и причиной существования всякой другой объективной реальности такой, какой она есть.
Если под изучаемым объектом № 1 мы подразумеваем человека, то получается вот что. На его увлечения, жизнь, здоровье и т.д. влияют круг знакомых, предметы домашнего обихода и другие непосредственно с ним взаимодействующие объекты. И ему кажется, что эти предметы наиболее существенны, для его жизнедеятельности. Но на самом деле весь населенный пункт, где он живет, имеет более определяющее значение, область еще более, страна еще более определяет его основные качества, Земля со своими природными особенностями - еще больше, Солнечная система и далее Галактика - еще больше. Почему так? Да потому, что Солнечная система обязана своим существованием Галактике, Земля - Солнечной системе, человеческое общество - Земле, наша страна - человечеству, а предметы, окружающие человека, - стране, области, пункту проживания человека.
Вот почему человек есть продукт всего материального мира, но развившийся в конкретных земных условиях..., в условиях такой- то местности и семьи.
Каждая все более отдаленная совокупность предметов (на схеме каждая все более отдаленная окружность) значительно превосходит по своей массе, по силе воздействия предыдущую сумму менее отдаленных от объекта № 1 материальных объектов. Поэтому более отдаленная сумма объектов для менее отдаленной является основанием, а менее отдаленная - следствием. В своем взаимодействии основание (более отдаленная группа предметов) менее изменяется во взаимодействии со следствием, чем само следствие. Последнее изменяется всегда в большей степени: так, чтобы соответствовать воздействию этой более определяющей совокупности материальных объектов*.
___________________________________________________________________________
*В свете такого понимания отношения человека или любого продукта природы к самой природе, как следствия к основанию, легко опровергнуть подозрения Канта о существовании Бога (т.1, с. 121, 122, 228), да и древних философов, которые не могли объяснить ту гармонию в природе, которая видна во взаимодействии растительности с Солнцем, воздухом, морем. Если Солнце начинает жечь, то с моря на возвышенные растительные места начинает дуть прохладный воздух, благотворно влияющий на растительность. И хотя Кант понимает, как объяснить эти процессы физически, он не понимает главного - почему они так хорошо служат растительному миру. И для объяснения он привлекает Бога и его мудрость. Но дело совсем не в Боге. Дело в том, что эта растительность есть следствие природных процессов в порядке их протекания. Растительность в своем развитии
приспосабливалась и приспособилась к природным процессам так, что последние для нее есть благо. Все то, что в качестве следствия не гармонировало, не соответствовало природным процессам как своему основанию, просто не могло возникнуть. А если и возникло, то тут же уничтожалось своим основанием еще в зародыше. Поэтому если ставить вопрос: «Почему природа так мудро служит растительности?», то, не понимая сказанного, мы можем лишь удивляться. Но если ставить вопрос: «Как растительность приспособилась к природным процессам»?, то
ничего удивительного нет в этой гармонии. Сам вопрос дает ответ: «Потому что ничего негармоничного возникнуть не могло». Поэтому вполне логично предположить, что на других планетах жизнь, если она там есть, во многом отличается от земной, т.к. там другие конкретные условия (основание) ее возникновения и развития. И неизвестно еще, как та незнакомая нам гармония будет воспринята человеческим глазом и умом. Кроме того, думается, что жизнь встречается во Вселенной чаще, чем принято думать, т.к. обычно понятие о жизни связывают с земными условиями ее существования. Допустим, на одной из планет существуют значительные суточные перепады температур (50 или 1000), нет кислорода в атмосфере, нет магнитного поля..., а есть что-то свое, чего нет на Земле. Кто может доказать, что в таких условиях не может возникнуть живое? Мы еще не так хорошо знаем свойства материального мира, чтобы утверждать невозможность жизни там. Мы можем утверждать только, что там не может быть земных форм жизни, но лишь потому, что наша жизнь есть следствие земных условий существования, а значит, другие условия ей не подходят, уничтожат ее.
____________________________________________________________________________
Так, вода при перекрытии реки перестает течь, хотя это мало отражается на плотине; металл в печи плавится, хотя печи от этого «ни холодно, ни жарко».
Но если человек является продуктомприроды и общества, то должен ли он отвечать за свои поступки, ведь он не виноват, что таким вот получился?
Только метафизическое понимание отношения основания и следствия может привести к выводу о бессмысленности ответственности человека за свои поступки. Дело в том, что любоеследствие взаимодействует со своим основанием в силу своей материальности. Поэтому следствие, воздействуя на основание, является в то же время и причинойсуществования основания таким, каким оно есть. А вспомнив еще и то, что следствие всегда является и определенной материальной системой, мы поймем, что следствие в своем существовании частично независимо от основания, а основание частично зависит от своего следствия.
А человек в качестве следствия (понимаемого диалектически) еще может и предвидеть последствия своих действий, т.к. он есть существо сознательное, а потому и обязан отвечать за свои поступки.
Итак, как свидетельствуют человеческая практика, любой практический опыт, многие истины естествознания: причиной изменения любого материального объекта может быть лишь то, что на него действительно действует, следовательно, такой причиной могут быть только внешние взаимодействия с объективной реальностью. Если бы на объект ничто материальное не действовало, то он не был бы подвержен никакому изменению.
Поэтому основным материалистическим принципом или способом познания объективной реальности есть изучение ее качеств, особенностей и т.п. во взаимодействии с окружающими предметами. А если надо изучить формирование объекта со всеми его качествами «во времени», т.е. исторически, надо понять и проследить, с чем он и как на протяжении своего развития взаимодействовал (изучить его внешние взаимодействия исторически).
КРИТИКА СОВРЕМЕННЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ МАТЕРИАЛИЗМА
О конкретном, общем и единичном
Как мы видели, причиной чего бы то ни было может быть только нечто материальное (= объективная реальность), т.к. ничто другое во взаимодействие вступать не может. Своей способностью ко взаимодействию и отличается материальное от идеального, почему мы и можем отличать одно от другого принципиальной ощущаемо- стью. Но для чего это делать, какую услугу может оказать этот критерий?
В качестве первого испытания для него проанализируем ленинское определение материи2. Здесь говорится о той объективной реальности, обозначаемой категорией «материя», которая дана нам в ощущении.
Так что же, если мы ни атомы, ни другую сторону Луны не ощущаем, имея в виду непосредственно, то и нельзя их считать существующими объективно-реально? Нет, конечно, мы знаем, что атомы, электроны, другая сторона Луны существуют объективно- реально. Но мы можем их ощущать только опосредованно.
Если в ленинском определении материи ощущение понимать только в смысле непосредственного ощущения предметов, то таким пониманием слишком сужается круг предметов, называемых объективной реальностью. А мы знаем, что В.И. Ленин тоже считал атомы, электроны, другие опосредованно ощущаемые объекты объективной реальностью. Поэтому ясно, что его выражение «которая дана человеку в ощущениях его» означает принципиальную ощущаемость объективной реальности. Просто тогда у В,И. Ленина не было другого теоретического материала для более точного выражения своей мысли.
Сейчас мы можем дать материи более точное определение:
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, принципиально ощущаемой людьми.
Надо сказать, что уже Г.В. Плеханов употребляет ПО для определения материи: «...Материей должно быть признано то (в «себе» сущее), что посредственно, или непосредственно, действует, или, при известных обстоятельствах, может действовать на наши внешние чувства»32.
Да и В.И. Ленин не мог в споре с идеалистами обойтись без этого понятия не только в таком несовершенном виде, как это мы видим в определении материи2, но и под названием «чувственного мира»33.
Даже А.Н. Радищев вполне осознанно делит существующие реальности на объективно существующие и на субъективно существующие с помощью ПО под названием «вещественности»:
«Вещественностью называют то существо, которое есть предмет наших чувств, разумея, есть или может быть предметом наших чувств. Ибо если оно им не подлежит теперь, то происходит оно от малости или тонкости своей, а не вследствие своего естества»34 (курсив мой. - В.В.).
Но пока еще смысл ПО никем раскрыт не был и правомерность ее применения никем не защищена, не говоря уже о теоретическом ее применении (не только для определения материи). Просто никто не чувствовал такой необходимости.
Как определение материи, так и смысл ПО говорят нам, что объективной реальностью может быть только то, что принципиально ощущаемо. Если мы обратим внимание на то, что мы можем ощущать, то мы увидим, что речь идет о конкретных материальных объектах и процессах их взаимодействия, чем-то похожих на другие материальные объекты и процессы, а чем-то от них и отличающиеся,
Но есть мнение, что объективно-реально существует и нечто общее, правда, посредством конкретного.
А можем ли мы ощущать общее, существующее само по себе? Если можем, то это значит, что оно должно иметь и пространственную форму и отличаться от другого хотя
бы пространственным положением. Следовательно, общее не существует само по себе, как считали наши классики и Гегель независимо от различий во взглядах, что подтверждают уже приведенные цитаты классиков о материи и известное всем мнение Гегеля о полагании себя понятий во внешний мир в виде конкретных материальных объектов.
Но, может быть, общее присуще самим конкретным предметам? Да, такое мнение пока еще господствует в современном материализме. И считается, что общее-идеальное (как субъективный образ) образуется в результате отражения общего, существующего объективно-реально.
Но разве не также думал и Гегель, несмотря на различия во взглядах? И разве К.Маркс в свое время не критиковал эту точку зрения?
Конечно, разница во взглядах по этому вопросу у современных материалистов и Гегеля есть: Гегель считал объективно-реальное общее идеальным, но сущностью конкретного, его субстанцией, а современные материалисты считают общее материальным, потому что оно объективно присуще самим конкретным телам, неотделимо от них. Но здесь важна не кажущаяся разница во взглядах, а что из того и другого вытекает и согласуются ли они на самом деле, а не по видимости. И получается, что на самом деле здесь разницы во мнениях нет, т.к, общее принципиально неощущаемо.
Всякий материалист в борьбе с идеализмом применял в свое время ощущения и ощущаемость (причем часто в смысле ПО) в качестве практического аргумента, хотя сам того и не осознавал, что пользуется критерием отличия материального и идеального.
То же делал и К. Маркс. Вот он говорит о чувственных различиях конкретных плодов35, а вот об осязательном разнообразии тех же плодов36. И как бы редко он ни называл этот практический критерий, чаще всего между строк видно, что в основе критики им гегелевского идеализма лежит именно ПО. Поэтому он и приходит к выводу, что общее есть абстракция, полученная путем обобщения конкретных предметов и процессов: и «когда я иду дальше и воображаю, что мое, выведенное из действительных плодов, абстрактное представление «п л о д» есть вне меня существующая сущность, мало того - истинная сущность груши, яблока и т.д., то этим я, выражаясь спекулятивным языком, объявляю «п л о д» «субстанцией» груши, яблока, миндаля и т.д.»36,
И такую связь конкретных плодов (через «субстанцию» «п л о д») К Маркс называет мистической37.
Точно так же не вполне осознанно применяют этот критерий В.И. Ленин в определении материи2, и Ф. Энгельс при разъяснении сущности материи3,8, когда он говорит, что «никто не видел и не испытал каким-нибудь чувственным образом» материю. И мнение Ф. Энгельса в этом вопросе, что материи как таковой нет, а есть конкретные плоды, более обобщённо означает, что общее не существует объективно-реально, так существуют лишь конкретные материальные объекты.
А разве не по-гегелевски рассуждают современные материалисты, когда они считают, что общее существует в самом конкретном, объективно ему присуще, в чем и состоит внутреннее единство (мистическая связь, по К. Марксу) конкретных предметов? И если современные материалисты не отваживаются назвать плод субстанцией груши, яблока и т.д., то зато они субстанцией материальных объектов называют материю, правда, беря иногда слово «субстанция» в кавычки, что меня радует.
Это значит, что современные материалисты недалеко ушли в этом вопросе от Гегеля, вернее даже, стоят там же, хотя им кажется, что это не так.
А ведь Ф. Энгельсом давно уже сказано, что единство материального мира состоит в материальности объектов4, т.е. в их всестороннем взаимодействии, в том, что они существуют объективно-реально в одном и том же материальном мире.
Но, может быть, общее все-таки как-то присуще конкретным материальным объектам и процессам? Иначе откуда общее может взяться в мышлении? Другими
словами, чтобы поставить все точки над «i», надо понять причины образования общего-идеального и процесс его образования в мышлении.
Для этого рассмотрим две капли воды. Назовем их «близнецами». Когда мы смотрим на эти капли, то видим ли мы (ощущаем ли) здесь общее? И да, и нет. Да - в том смысле, что мы получаем от этих двух объектов одинаковые, похожие ощущения. Нет - в том смысле, что обе капли воды - не одно и то же, хотя бы потому, что это две капли воды, не единое целое, а два разных объекта, каждый из которых имеет свою пространственную форму, хотя и похожую на форму другого объекта. Обе эти капли воды взаимодействуют друг с другом и различаются самое меньшее пространственно (имеют различные пространственные координаты). А если мы рассмотрим эти две капли воды под микроскопом, то обязательно найдем и другие различия.
Итак, общим у них остается только то, что они производят в органах ощущений человека одинаковые (похожие) ощущения.
А почему они производят и могут производить одинаковые ощущения?
Очевидно, потому, что они одинаковым, похожим образом структурно организованы. То есть их похожесть обусловлена не субъективностью ощущения, а одинаковым, подобным воздействием материальных объектов на одни и те же органы ощущений человека, что (воздействие) есть следствие похожей, одинаковой структурной определенности объективных реальностей.
А откуда взялась эта похожесть материальных структур?
Мы знаем, что каждый материальный объект есть продукт условий его существования. И в качестве следствия объекты могут быть похожи тогда, когда они есть следствия одинаковых, похожих условий, их породивших. То есть когда они порождены похожими условиями существования, возникновения, похожими условиями взаимодействия с окружающими объективными реальностями. И эти похожие условия существования и возникновения материальных объектов мы находим в природе в виде других материальных объектов и процессов.
Для одних похожих материальных объектов (следствий) это могут быть одни и те же материальные условия их возникновения и существования (как братья и сестры имеют одних и тех же родителей), а для других - другие, более похожие, но все-таки похожие материальные условия (люди рожают все-таки людей; металлургические печи дают все-таки металл, а не хлеб).
Но если мы говорим, что похожесть следствий обусловлена одним и тем же основанием или причиной, то это не точно сказано. Всегда одно и то же следствие может быть порождено только одной и той же причиной. Другое следствие, как бы оно ни было похоже на первое, не может быть порождено совершенно одной и той же причиной, даже если таковой является одна и та же совокупность материальных объектов.
Дело в том, что формирование и развитие следствий обусловлены взаимодействием «близнецов» не только с внешней совокупностью материальных объектов, но и друг с другом. И так как второе следствие взаимодействует не только с другими предметами, но и с первым следствием, то это взаимодействие, поскольку оно есть взаимодействие второго следствия с первым, а не наоборот, не есть взаимодействие первого следствия со вторым и с другими окружающими его предметами, не одно и то же.
Одно и то же основание может «родить» двух «близнецов» либо последовательно, либо одновременно. Из анализа одновременного «рождения» мы видим, что следствия, т.е. «близнецы», не могут быть одним и тем же. А если следствия «рождены» последовательно, то эта истина справедлива к ним еще более, потому что к моменту «рождения» второго следствия основание из-за взаимодействия с окружающей средой и из-за взаимодействия с первым следствием качественно частично изменится по сравнению с моментом «рождения» первого следствия, а, значит, второе следствие не только не может быть одним и тем же с первым, но и не может быть абсолютно похожим на него.
Более того, и в том, и в другом случае и условия, «породившие» «близнецов», не
могут быть одними и теми же. В случае последовательного «рождения» - потому, что основание к моменту второго «рождения» качественно частично изменяется. А в случае одновременного - из-за участия в формировании каждого «близнеца» его «собрата»: первое следствие есть продукт взаимодействия его с основанием, со вторым «близнецом» и основания со вторым «близнецом». А второе следствие - с основанием и с первым «близнецом» и основания с первым «близнецом». И хотя совокупность взаимодействия первого следствия есть зеркальное отражение совокупности взаимодействий второго следствия, тем не менее это не одно и то же, как не одним и тем же являются и условия, их «породившие».
То есть на этих конкретных примерах мы видим, что для каждого конкретного следствия существуют только свои строго определенные конкретные основания, причины. И наоборот, определенные конкретные причины порождают только одно вот такое (вот это) следствие; другого того же самого следствия быть не может, а лишь похожее.
Так как «близнецы» могут «родиться» либо одновременно, либо последовательно, от «одних и тех же» материальных оснований, то этим и исчерпывается минимальное различие (= максимальное сходство) объектов материального мира. И, как мы видим, эта похожесть обусловлена внешними условиями их возникновения и существования, а не чем-то общим, существующим в них самих.
Из сказанного вытекает, что одно и то же (достаточно сказать «одно») следствие не может иметь двух хоть в какой-то степени различных оснований, а только одно. И наоборот, одно и то же основание не может произвести два абсолютно похожих следствия (не говоря уже о двух, но одном и том же следствии). Это значит, что каждому следствию предшествует только одно конкретное основание, и наоборот.
Назовем этот вывод законом однозначности в причинно-следственных зависимостях природных и общественных процессов. Он всегда подтверждался всеми науками и человеческой практикой и никогда ими не опровергался.
Как мы видели, даже максимально похожие материальные объекты («близнецы») не имеют одних и тех же оснований и возникновения, и существования, а лишь максимально похожие (но у каждого свое). А если мы возьмем менее похожие между собой основания, то получим от них и менее похожие между собой следствия. Так, например, сталь, выплавленная в одной печи, больше отличается от стали из другой печи, чем куски металла одной плавки; а хлебная печь (еще менее похожие условия образования материального объекта) дает даже не металл, а хлеб, т.е. дает еще менее похожее на металл следствие.
А если пойти дальше в различии условий образования следствий, то мы будем получать все более разнообразные следствия. Но тем не менее следствия будут хоть чем-то, да похожи между собой, и самое меньшее - материальностью, своей способностью ко взаимодействию.
Из изложенного следует вывод, что в материальном мире не существует ничего абсолютно похожего или абсолютно непохожего друг на друга.
Абсолютно непохожих нет потому, что, самое меньшее, они похожи материальностью, объективно-реальным своим существованием. И если они в этом смысле перестанут быть похожими, то это означает прекращение объективно-реального существования одного из них, исчезновение его материальности. А чтобы это случилось, необходимо вмешательство Бога.
Абсолютно похожих нет потому, что минимальное различие всегда существует и состоит в пространственных отношениях (наличии различных пространственных координат). Исчезновение этих последних различий означает превращение двух объектов в один, абсолютно одинаковый с одним из них, что опять-таки означает исчезновение одного из двух, что под силу только Богу.
Вот какие выводы получены из более подробного исследования. Причем в основе
этого исследования неявно лежат ощущения, получаемые нами от исследуемых объектов, в том числе и от «близнецов».
Итак, объективно-реально могут существовать только конкретные материальные объекты, не имеющие друг с другом ничего общего в смысле чего-то единого, одного, имеющие общие свойства, качества и т.п. только в смысле «похожие, одинаковые, идентичные».
Общее можно считать существующим лишь тогда, когда имеется в виду взаимодействие двух каких-то конкретных объектов. Если это взаимодействие назвать связью, то последняя общая для двух объектов, т.к. присуща обоим, иначе бы они не взаимодействовали. Причем эта связь, являющаяся общей для двоих, не присуща чему-либо третьему, т.к. это есть взаимодействие первых двух объектов. И только в этом смысле взаимодействие и является общим для двух взаимодействующих объектов; что оно не может быть обусловлено одним из них, а только обоими. Во всех других смыслах оно не может быть общим. Но это «общее» несет как понятие другую смысловую нагрузку по сравнению с тем, что мы рассматривали до сих пор. Причем общее как связь нельзя называть материальным, поскольку взаимодействие не взаимодействует, а взаимодействуют лишь материальные объекты (с.31).
Предыдущее же общее есть абстракция, понятие, отражающее похожие черты, свойства, наличие которых объясняется условиями образования объектов и дальнейшего их развития.
Росло, например, когда-то конкретное растение. Его потомки, поскольку это есть потомки одного растения, были очень похожи друг на друга. Их похожесть обусловлена также и одинаковыми условиями обитания, взаимодействия с природой. Но т.к. для каждого потомка этого растения условия обитания чем-то отличаются от условий обитания других потомков, то у каждого последующего поколения накапливаются индивидуальные отличия. В конце концов мы видим перед собой дуб, березу, сосну, «тождество» которых состоит в их похожести, в том, что каждое из этих растений производит в органах ощущений одинаковые ощущения. И обобщив эти ощущения, человек получает понятие «дерево».
Именно такой исторический подход в изучении похожих материальных объектов и процессов объясняет наличие в природе похожих и очень похожих объектов, устраняя всякие недоразумения по поводу существования там (в природе) объективно-реального общего. А то, что такое существование общего не более, чем недоразумение, вполне очевидно, ведь то общее, которое присуще березе (дерево), не может быть присуще как одно и то же дубу хотя бы потому, что береза и дуб находятся в разных местах (имеют различные пространственные координаты), не говоря уже о том случае, когда березы может уже не быть, а дуб живет.
Идеалисты, не понимая, откуда взялась похожесть материальных объектов, приписывают им существование чего-то общего как их сущности; что береза, например, является такой благодаря своей идеальной (но объективно-реальной!) сущности дерева. Но идеалисты здесь близки к истине, т.к. бытие березы деревом действительно есть ее сущность, но понимая материалистически это: как определенное структурное строение, рожденное самым существенным для березы и дуба отношением с природой - таким взаимодействием, которое в наибольшей мере определило направление развития предка березы и дуба. Менее существенные взаимодействия этих конкретных объектов с природой сформировали в них и конкретные отличия друг от друга, и потому они стали дубом, березой, сосной...
Поэтому самодвижение абсолютной идеи в виде самополагания во внешнюю природу, в конкретное, самополагание плода в яблоко или грушу есть превратное отражение взаимодействия объектов природы и следствий их развития (похожести) в голове у человека-идеалиста.
А общего там (в природе) нет. Общее понятие (абстракции), а потому и общие названия, возникают у человека при многократном воздействии на его органы ощущений похожих материальных объектов, которые дают человеку похожие или даже абсолютно похожие ощущения. А происхождение этих похожих объектов мы видели.
Чем больше человек способен отвлекаться от различий воздействующих на него объективных реальностей или не замечать их, тем более широкий круг этих реальностей будет формировать в нем одно и то же понятие, которому человек дает одно название. И наоборот, чем больше человек ощущает различий в объектах и процессах и осознает их, тем больше он будет иметь конкретных образов и давать им больше конкретных названий. Все эти субъективно-реальные процессы (ощущения и осознание различий в объективных реальностях, неспособность заметить различия или осознанное абстрагирование от них, обобщение) детерминированы целями и потребностями людей через практику.
Поэтому материальный мир не имеет никакой единой для всех объективно-реальной субстанции ни в виде материи, ни в каком другом виде. И к понятию субстанции люди пришли в результате неправильного понимания причин существования похожих объективных реальностей, от которых они получают похожие ощущения.
Объективно-реальной субстанцией каждого материального объекта являются его части, составляющие его структуру, т.е. субстрат.
Поскольку общее - это только субъективная реальность, то говорить, что конкретное есть единство общего и единичного, значит продолжать повторять мнение Гегеля по этому вопросу.
Мы видели, что конкретное ни с чем другим не имеет никакой общей субстанции. Дети имеют общих родителей, но не в смысле субстанции; они похожи, но это не значит, что в них есть нечто общее как что-то единое. Не конкретное получается путем соединения единичного и общего, а наоборот, единичное и общее получается путем абстрагирования (= путем мыслительного процесса) от конкретного отличительных или похожих свойств.
Конкретное - первично, единичное и общее - вторичны. И особенное, как нечто среднее между общим и единичным, тоже вторично. Общее, особенное и единичное - это абстракции, являющиеся идеальными ступеньками познания конкретного27.
Плод не может быть субстанцией яблока, груши..., т.к. это абстракция. Поэтому говорить, что конкретное есть противоречие, единство общего и единичного, означает надуманность этого противоречия; означает, что яблоко есть единство плода как такового и тех отличий, которые отличают его от других конкретных плодов; означает все ставить с ног на голову.
Поэтому говорить, что «человек... есть единство всеобщего... и особенного..., бесконечного и конечного»38, значит на идеалистическом языке сообщить читателю, что человек чем-то похож на другие материальные объекты, в том числе и на неживые, например тем, что он состоит из атомов, молекул, а чем-то отличается от них, например сознанием. Но зато эта банальность выглядит достаточно высоконаучно и мудро, да еще и по-современному, диалектически, раз сквозь призму противоречия.
Совершенно неверно, что человек (конкретный материальный объект) является единством общего, особенного и единичного, единством трех этих абстракций. Не звезды с Солнцем вращаются вокруг Земли, а наоборот. Весь материальный мир тоже не является такой выдумкой, т.к. его единство состоит в материальности4, т.е. во взаимодействии материальных объектов как его частей. И единство человека, т.е. его объективно-реальное бытие, обязано взаимодействию его частей между собой и с внешними материальными объектами.
Подобных изречений в нашей общественной литературе - хоть пруд пруди, особенно когда речь идет об историческом развитии разных народов, о политико-экономических
формациях. Это и есть не что иное, как заблуждение, доставшееся нам в наследство от Гегеля.
Если бы общее существовало объективно-реально, то человек мог бы, во-первых, ощущать его именно как общее, а не конкретное, а во-вторых, тогда не было бы нужды напрягать свой мозг для обобщения или абстрагирования конкретных ощущений, а можно было бы получать эти знания в готовом виде, непосредственно; необходимость в науке отпала бы.
Только субъективные реальности могут быть частично или полностью тождественны, т.е. содержать общее, т.к. общим здесь является то смысловое содержание, которое присуще тому или иному понятию, суждению и т.п.
Вышесказанное относится и к законам. Говорят, что закон есть то общее, что существует во взаимодействии множества конкретных объектов; т.е. то общее, что присуще множеству конкретных процессов, гипостазируя тем самым закон как общее. Причем в связи с этим часто путают существенную связь в конкретном (взаимодействие, см. о нем на с.31) с общим, с законом. А это не одно и то же.
Вот потому-то закон и идеален, что он есть общее, то общее, что отражает то похожее, что есть во многих различных процессах природы.
Чтобы закон или другое общее было присуще хотя бы двум объектам или процессам (вспомним «близнецов»), оно (это одно) должно находиться минимум в двух местах сразу, т.е. одновременно иметь несколько пространственных координат.
Еще более бессмысленно говорить, что общее присуще нескольким телам или процессам, существующим в разное время, как бы они ни были похожи. Ведь когда одна из этих объективных реальностей существует, то другая уже прекратила свое существование, а третья - еще даже не возникла.
Поэтому понятие «общее», как и «единичное», применительно к объективной реальности можно употреблять только в смысле «похожее», «аналогичное», «такое же».
Что может быть общего у Пифагора и современного философа? Да ничего! Просто они похожи тем, что они люди, похожи родом своих занятий и т.д.
Что может быть общего между процессами притяжения объектов 1-2 и 3-4? Ничего. Объекты 1 и 2 притягиваются между собой, не имея ничего общего с притяжением, существующим между объектами 3 и 4, даже если эти два процесса протекают одновременно, потому что пространственное положение (координаты) их различно. Но эти два процесса похожи между собой тем, что оба они есть процессы взаимного притяжения тел. Обобщение этих и других процессов притяжения дает нам умозаключение о всеобщем притяжении тел (см. с.30-31). А эксперименты дают возможность уточнить это умозаключение матемитически.
Поэтому этот закон не действует, а существует лишь как знание; действуют здесь, т.е. взаимно притягиваются, тела. Закон нам лишь говорит, как они притягиваются, говорит, что притяжение есть всеобщее свойство тел, но всеобщее не в смысле чего-то единого, а - таким же (но не тем же) свойством обладает каждый конкретный объект.
Вот что говорит М.А. Киссель:
«Законы диалектики в материалистическом понимании - результат предельно широкого обобщения процессов развития в природе, обществе и мышлении. Поэтому естественно, что после того, как они сформулированы, их можно обнаружить в любом явлении. Но такое обнаружение с научной точки зрения имеет только силу примера, иллюстрации, образа, облегчающего усвоение абстрактного содержания закона. Видеть в этом нечто большее, т.е. уяснение примеров, значит не отдавать себе отчета в том, что мы лишь поясняем содержание уже известного, а не «развиваем диалектику»» 3 9.
И хотя М.А. Киссель говорит здесь лишь о законах диалектики, нетрудно понять, что то же самое мы можем сказать и о всяких других законах, что всякий закон есть результат обобщения более или менее широкого круга процессов.
Когда к характеристике закона добавляют признак устойчивости, что закон есть
устойчивое в материальных процессах, то не замечают, как не к месту эта характеристика. Ведь потому-то рассматриваемые процессы и взаимодействуют каждый раз одинаковым образом (устойчиво), что мы рассматриваем похожие материальные процессы. Следовательно, неустойчивость закона означала бы лишь то, что мы наблюдаем уже другой процесс, другой вид взаимодействия, взаимодействие других, а не прежних материальных объектов; либо взаимодействие прежних материальных объектов, но в других условиях.
Если бы похожие материальные процессы в похожих условиях давали бы непохожие следствия, т.е. протекали бы неустойчиво, тогда бы не было возможности предвидеть течение этих процессов, да и объяснение этих процессов было бы невозможным - наука не состоялась бы.
Поэтому если говорят, что какие-то процессы управляются различными законами, то это значит, что указанные процессы не похожи друг на друга, а потому и не поддаются обобщению: например, возьмем классовую борьбу, прохождение тока по проводнику и взаимное притяжение двух тел.
Вот почему проявление закона и его действия в виде конкретных процессов есть проявление общего в конкретном, есть самополагание логической идеи, плода в форме яблока.
Но почему общее может существовать и существует, хотя и субъективно-реально?
Мозг человека (как материальная система, как материальная модель материального мира) не может состоять из бесконечной совокупности взаимодействующих материальных частиц (молекул, нервов...). Количество их ограничено. И поэтому при воздействии на органы ощущений человека многих похожих материальных объектов в движение приходят одни и те же частицы мозга, следствием чего есть одни и те же идеальные образы, т.е. общее.
В силу материальной ограниченности мозга и органов ощущений (= благодаря ограниченному количеству составляющих мозг частиц) человек не может отражать все качественное разнообразие, все отличия, включая и самые тонкие, материальных объектов. Поэтому человек характеризуется порогом различимости, границей в своих способностях, дальше которой человек не может находить различия в материальных объектах, настолько они тонки для него. Если различия ощущаются, то человек может их осознавать, а если нет, то - нет; тогда объективные реальности воспринимаются как абсолютно похожие, как две капли воды.
Но две капли воды не могут быть похожими абсолютно, просто человек не может их различить, что можно сделать с помощью приборов (пространственные координаты я здесь не имею в виду). Поэтому объективные реальности не бывают абсолютно похожими. Абсолютная похожесть - такая же категория, как и математическая точка, материальная точка в теоретической механике.
Но если две и более объективные реальности воспринимаются не как абсолютно похожие, но о них говорят, что они суть одно и то же, то это не значит, что они абсолютно похожи, тем более не значит, что они нечто единое. Просто для субъекта безразлично, какой из этих реальностей пользоваться, т.к. их различия не существенны для субъекта, и они служат основанием для одинаковых или даже абсолютно одинаковых (по мнению субъекта) следствий.
Итак, суть диалектического материализма в понимании соотношения конкретного, общего и единичного состоит в том, что объективно-реально может существовать лишь конкретное, т.к. оно принципиально ощущаемо (сенсибельно), почему оно и первично. Общее и единичное есть не более чем абстракции, отражающие похожие и отличительные свойства конкретных объективных реальностей, а потому они вторичны.
Суть диалектического материализма состоит здесь в том, что надо понимать, откуда берется это общее и единичное: как через материальную ограниченность мозга, через порог различимости ощущений в результате взаимодействия людей со многими похо-
жими и непохожими конкретными объектами в процессе отражения образуются эти образы; и, конечно, в понимании причин наличия похожих черт или свойств в объектах.
Поэтому концептуалисты были правы, утверждая, что объективно-реально существуют лишь конкретные объекты, что общее - лишь идеи, абстракции. Поэтому они - материалисты.
Но они (концептуалисты) были далеки от диалектического материализма, поскольку не понимали причин существования общего, т.к. не клали в основу онтологической картины мира взаимодействие, не знали о развитии, в результате чего в их представлении
существовали два ничем не связанных между собой мира - мир материальный и мир идеальный. Поэтому им приходилось общее объявлять фикцией человеческого мышления, а его существование объяснять произволом мышления.
Но современные материалисты тоже не без «греха». Они хорошо выучили, что идеальное есть отражение объективной реальности, и, не вполне понимая или вообще не понимая, как образовались идеальные образы (не поняли причинно-следственную связь процессов образования идеальных образов), считают, что такие понятия, как «общее», «время», «законы», образовались как отражение объективных реальностей с такими же названиями. Они думают, что поскольку время как понятие отражает объективную реальность, то этой объективной реальностью должно быть не что иное, как объективно-реальное время; а законы науки - объективно-реальные законы природы и общества и т.п.
Человечество отражает природные и общественные процессы такими идеальными образами, которые чаще всего далеко не всегда являются зеркальным отражением объективной реальности. И Бог - ярчайший пример тому. Таковыми являются лишь конкретные названия материальных объектов и процессов (этот камень, течение реки, город Москва…). Все остальные идеальные образы каждый по-своему, но не зеркально отражают особенности, стороны, соотношения и т.п. материальных объектов и процессов их взаимодействия, причем процессов часто сложных.
Уважаемые оппоненты! Далеко не всякая субъективная реальность и не всегда имеет одноименный оригинал в действительности! Доверяйте же больше своим органам ощущений! Не верьте, что разум настолько умен, что может познать и нечто принципиально неощущаемое в природе (интеллигибельное), ведь ум питается ощущениями!
Чтобы материализм избавился от этих заблуждений, стал подлинно диалектическим, он должен в основу онтологической картины мира положить взаимодействие материальных объектов; видеть мир не как форму существования материи, а как взаимодействия материальных объектов и следствия этого взаимодействия.
В настоящий же момент философы взаимодействием мало что объясняют, в противоположность конкретным, особенно естественным наукам. И эта категория в общественных науках не несет никакой теоретической нагрузки. Ее подменяют такими надуманными детерминантами, как законы, диалектические противоречия, что только скрывает в тумане словесных искр и брызг от мышления действительные проблемы общественных наук, создавая лишь видимость научного исследования. А ведь если Ф. Энгельс говорит, что позади взаимодействия ничего нет40, то это значит, что именно взаимодействием надо объяснять всё.
В свете правильного понимания общего, причин существования похожих материальных объектов должно быть понято «совпадение» логического синтеза уже исследованного материального объекта (синтеза всех абстракций, полученных в анализе объекта) с историческим его развитием41.
Основу структуры (исторический срез) материального объекта составляет то, с чего началось развитие этого объекта и без чего не могли образоваться в развитом объекте более поздние составляющие его структуры. Конечно, те объекты и процессы, которые составляют основу структуры развитого целого и с которых началось развитие этого целого, в процессе развития в какой-то мере качественно изменились. Но основа эта не
могла измениться настолько, чтобы по историческому срезу изучаемого объекта, рассмотрев его структуру, не понять его развития.
Ярким примером такой основы структуры в обществе есть товарный обмен при капитализме, клеточка буржуазного общества, как назвал ее К. Маркс: исторически капитализм вырос из простого товарного обмена, поэтому товарный обмен является основой всех более поздних образований - цен, прибыли, кредита…, т.е. основой структуры буржуазного общества.
Уберите в уме из капиталистического общества кредит, и вы получите товарное производство без банкнот и вообще без ценных бумаг (Англия XV—XVI веков). Уберите в качестве денег золото и серебро, и вы получите натуральный обмен производителей, с соответствующими примитивными условиями их жизни. А устранение товарного обмена совсем - дает нам первобытное человеческое общество42.
Вот почему анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны, вот почему структура современного общества - ключ к его историческому развитию: по следствию мы познаем причину.
Хотя части развивающегося объекта и взаимосвязаны, тем не менее, в силу относительной самостоятельности некоторые части объекта могут в своем относительно самостоятельном развитии отставать или опережать развитие остальных частей. В результате некоторые образования на протяжении длительного процесса могут быть очень похожи на «самих себя» в далекие прошлые времена (акула например, как часть животного мира). А какие-то потомки развиваются быстро, в результате получается существо значительно более развитое, чем его предок. Вот почему человек, развивавшийся из животного мира и являющийся его частью, может наблюдать рядом с собой существование обезьяны, собаки, рыбы..., т.е. менее развитых живых существ.
В результате таких неравномерностей в развитии мы можем сейчас наблюдать на Земле (сегодняшний исторический срез) разнообразнейших представителей живого царства - от амеб до человека, составляющих вместе в своем взаимодействии определенную структуру земной фауны и флоры.
Основными элементами этой структуры являются простейшие организмы и растения как исторически более ранние живые образования (подобно клеточке товарного производства), на которых держится все остальное живое царство.
Поэтому исчезновение человека из жизни планеты не означает исчезновения остального живого; исчезновение животных не означает исчезновения насекомых и растений, а исчезновение растительности и простых клеточных организмов означает исчезновение всего живого на планете Земля. То есть исчезновение основания приводит к исчезновению и следствия. Истину эту эмпирически нам сегодня доказывают биологи, зоологи и другие ученые.
Поэтому то, что исторически возникло раньше в развивающемся объекте, является и более важным, более основным (осевым, стержнем, что ли) звеном его структуры, чем более поздние образования. Поэтому наличие более примитивных и основных звеньев структуры объекта рассказывает нам историю более поздних и более сложных образований его структуры.
Так, переход в изучении современных живых организмов планеты от простейших к более сложным в основном совпадает с историческим развитием человека, начиная с самого примитивного его предка. Но это надо понимать не буквально, не так, что человек в своем развитии на разных его этапах (от растений до современного человека) последовательно имел вид всех современных растений и животных. Нет. На разных этапах своего развития (начиная с растения) человек имел общий (одинаковый) вид с предками современных животных и растений. Предки же эти общие, похожи на современные растения лишь в основном, но не в частностях. Наличие общих предков у разных живых образований есть узловые пункты в развитии, дальше которых живые образования в своем развитии значительно дифференцируются. И дальнейшее развитие бывших «братьев» человека привело к таким изменениям, что назвать такой новый вид
живого этапом человеческого развития нельзя.
Поэтому не особенности, не отличия современных живых существ являются этапами (от простого к сложному) исторического развития человека, а то похожее с другими видами живого, что осталось от узловых пунктов прежних этапов развития.
Но не все виды живого в прошлом дожили до наших дней. Некоторые, очень похожие на «тогдашнего человека», к настоящему времени вымерли, и мы не можем получить о них общие представления, необходимые для восстановления исторической линии развития человека. Поэтому мы можем лишь ограничиться заполнением этого выпавшего отрезка из исторической линии логически обоснованными гипотезами, догадками*.
Вот почему биологическое развитие человека представляет собой логически исправленную линию перехода от похожих (общих) свойств простейших современных организмов к более сложным. Вот почему общее направление развития общества представляет собой логически исправленную его картину.
Я представляю себе эту картину образно, аналогично росту дерева: (см. рис. 4), где Т - время; О - соответствует времени образования на Земле первых живых существ. (.) обозначает слово «точка», а (..) - «точки»; (..) А, Б, В, Г, Ж соответствуют настоящему (сегодняшнему) времени Т2 и теперешнему виду людей со всеми их особенностями (А), а также и других живых существ (Б, Ж, В) и растительности (Г). Какой-то вид животных (Д, динозавры например) не дожили до наших дней, какой-то вид растительности (Е) - тоже.
Поскольку Г - растительность, то отрезок Ог означает, что этот этап развития человека имел вид растительности. Далее, после (.)г начали образовываться нерастительные живые существа, бывшие предками человека, хотя раньше, где-то после (.)б, например в (.)б1, на отрезке бБ уже начали образовываться живые нерастительные существа, принявшие современный животный вид Б. Поэтому те нерастительные живые существа, которые развивались на участке б1 Б, имеющие современный вид Б, не могли быть предками человека.
Живые образования, соответствующие участку Об, были предками всего живого (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж).
От (.)б до (.)е - предками всех животных и растительности, кроме животных Б.
От (.)е до (.)г - кроме Б и Е.
От (.)г до (.)ж - кроме Б, Е и Г.
От (.)ж до (.)д - кроме Б, Е, Г, Ж, т.е. только А, В, Д.
От (.)д до (.)в - были очень похожи только А и В.
Чем больше похожи современные виды живого, тем меньше времени назад в их историческом развитии их предки были очень похожими или даже общими. Так, согласно этому «дереву», наиболее похожи А и В. Ж уже менее похож на А, чем В, т.к. их исторические линии развития (Жж и Аж) разошлись раньше, чем линии Вв и Ав, а потому Ж
*Сравните эту мысль со словами Левкиппа о развитии истории и комментариями В.И. Ленина (т. 29, с. 237).
успел приобрести больше отличий от А, чем В.
Линия времени T1, пересекая «дерево» в любое, интересующее нас время, дает нам исторический срез, дает возможность наблюдать совокупность живых представителей фауны и флоры Земли в соответствующее время.
Естественно, каждая «ветвь» «дерева» имеет и свои «ответвления» и узловые пункты развития, не показанные на рисунке.
И, конечно, рядом с нашим «деревом» растут и другие подобные «деревья», «кустарники», «трава». И все это растет на одной «почве» земных условий жизни.
Те «деревья», «кустарники» и «трава», которые своей вершиной достигают линии Т2, обозначают ныне здравствующих представителей живого царства. А те, которые не достигли этой линии, обозначают вымерших живых существ. Одни из них начали развиваться раньше времени О, другие - позже.
Те представители современных живых сущ