До мажор в расходящемся движении

 

Это упражнение совершенно симметрично. Оно учит подкладывать первый (большой) палец для непрерывного проигрывания гаммы. Гамма играется в расходящемся движении, поочередно каждой рукой, от «до» первой октавы и до конца клавиатуры.

Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:

123 – 1234 – 123 – 1234 - 123 и т. д.

Когда каждая рука освоила эту работу, мы ставим оба первых (больших) пальца на «до» первой октавы и начинаем играть гамму «до упора» - «пока рук хватает». Это упражнение мощно развивает навык «слепого» ощущения клавиш и технику противоположного движения. Оно помогает «присвоить» расположение белых клавиш и их звучание по порядку.

 

 

Дорогу осилит идущий!

Можно ли новичку играть упражнения прямыми растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!

Более того: именно так ему и нужно играть. Ведь иначе он пока просто не может.

Однажды у меня в гостях был профессор, преподающий музыку. Увидев видеозапись моего трёхлетнего ученика, играющего Ганон, он очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» «Но ему только три! – возразила я, - координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» - отрезал профессор. Тогда я показала ему запись детей постарше. «А как руки у этих учеников?» - спросила я. «Вот это – то, что надо. Я же говорил: нельзя так рано начинать!» - удовлетворённо подытожил профессор. Он не знал, что эти дети, так свободно играющие «округлыми» руками, несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.

О каких «округлых кистях» новичка мы говорим? Его путешествие по клавишам ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме! Конечно, его пальцы торчат в разные стороны, а чтобы нажать мизинцем, он привлекает вес всей руки. Ощущение клавиатуры придёт к нему только с развитием координации. Заработав и освоившись, рука легко принимает естественное, округлое положение. И нет никакой зажатости! Когда знаешь, куда идешь, появляется легкость походки!

Уважаемые коллеги! Проблемы «неправильных рук» не существует. Мы сами выдумали её. Соревнуясь, у чьих учеников «красивее руки», мы тешим только своё самолюбие. А вот проблема «зажатых» рук вполне реальна - но дети тут ни при чём. Это мы «зажимаем», а точнее - отбиваем руки нашим ученикам, пытаясь добиться от них «правильной постановки рук» прежде, чем хоть чему-то их научим.

Главная опора для координационной техники игры - освоение всего фортепианного пространства. Не «ощущение веса руки» путём нажатия случайной клавиши, а проработка всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами, где вы будете чувствовать себя увереннее: там, где вы знаете каждый угол – или там, где знакома лишь пара случайных мест?

 

Развив координацию до уровня «свободного бегания» вперёд и назад по клавишам, ребёнок хочет сделать что-то новое. Можно приступать к освоению новых «трюков» - ученик воспринимает их с радостью и восторгом. Теперь он может:

- учиться играть ритмично и с помощью метронома,

- учиться играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато),

- учиться играть на фортепиано и без стикерсов – наклеек на клавиши.

Кстати о стикерсах. Как выяснилось, их роль для зрительного восприятия ребенка просто неоценима. Зрительная информация на клавишах - важнейшая опора для развития координационной техники. Об этом стоит сказать особо.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: