Много шума из ничего, или поиски «до» первой октавы

 

 

Как выглядит клавиатура фортепиано? Огромное множество абсолютно одинаковых клавиш. И лишь чёрные клавиши, к счастью, немного не симметричны. Пару черных клавиш в центре клавиатуры принято считать ориентиром. Слева от них – нота «до» первой октавы. «Тут, по средине, - загадочным голосом говорит учитель, – где находятся две черные клавиши, рядом с левой клавишей находится нота С, или «до»!»

Уверяю вас, даже приключенческий диснеевский мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота «до», не прибавит способности сразу видеть её на реальных клавишах. Белая плоскость, поделенная на несколько десятков равных отрезков – всё равно, что необъятное снежное поле, на котором нужно отыскать белую мышь. Это для взрослых «два» и «три» - просто, а для ребёнка - вовсе нет! У него ещё нет нужных навыков. Сначала ему нужно пройти стадию проговаривания счета: «раз-два», «раз-два-три», потом осмыслить разницу, а потом научиться схватывать ее зрением на лету. И лишь потом, постепенно, появится способность считать в уме и сразу различать число клавиш!

Чтобы мои маленькие ученики слету определяли, где две черные клавиши, а где три, нужно потратить несколько недель. Я вырезала из бумаги фигурки животных. Динозавров надо положить на три клавиши, а лошадей - на две. Дети аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них ещё долго затруднялись ответить слету, где две клавиши, а где три.

Значит, и тут большинство педагогов игнорирует постепенность восприятия. Они действуют так, будто ученик уже умеет быстро считать в уме, и клавиатура для него - уже знакомое и разученное пространство. Но ребёнок – не взрослый! Ждать от новичка, что он сядет, окинет орлиным взором инструмент, мгновенно сгруппирует все черные и белые клавиши и тут же разделит их на октавы – мягко говоря, наивно. Если ребенок сосредоточен на чёрных клавишах, то он уже не может следить за белыми. А если сфокусировался на белых - совершенно не в состоянии отслеживать и черные, две их там, или три. Вспомните зеркала в машине. В таком же замешательстве и начинающий, сидящий перед морем клавишей.

Но и это еще не все!

Ведь нота «до» находится СЛЕВА от двух черных клавиш, которые ПОСЕРЕДИНЕ. Как мы уже выяснили, «слева» – вовсе не подсказка для малыша. Это слово мало о чём говорит ему – оно ещё не усвоено мышцами. «Посередине» - тоже загадка ещё та. Начинается второй акт драмы «борьба за запоминание ноты до». Выглядит это примерно так:

1. Поблуждав туда-сюда по инструменту, зрение пытается из массы черных клавиш выделить две. Наконец оно останавливается на парочке клавиш. Вроде бы, они посредине?.. Ученик ёрзает, пытаясь определить, насколько они посередине… по отношению к его туловищу.

2. Теперь – контрольная по математике. Два или три – вот в чем вопрос. Кажется, два. Ура! Мы на месте назначения.

3. А что же такое «лево»?.. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное. Вот туда!

4. Смотрим на две чёрные клавиши: какая ближе к той руке, которой я не пишу? Она и есть - лево.

5. С неё нужно соскользнуть на белую, опять влево. Вот она. Ура! Нашли! А дальше что?

А дальше будем так же искать все остальные ноты по порядку! Как водится, без знания музыкального алфавита! Ура?..

 

Вот в таких барахтаньях и блужданиях проходит невинное, мимолётное для учителя обучение ноте ДО. Что-то совсем далековато до игры двумя руками, вам не кажется?

 

ГОЛОС, ЗРЕНИЕ, КООРДИНАЦИЯ –

ВОЙНА ИЛИ МИР?

Фортепианное родео

Традиционные уроки фортепиано напоминают мне родео: учитель воюет с восприятием ученика. Победит тот, кто меньше поранится и позже «вылетит из седла». Кажется, вся методология начального периода нацелена против восприятия ребёнка, и создана с целью разрушить его самоуважение и уверенность в себе.

Играть на фортепиано – это значит:

1. владеть координацией всех пальцев обеих рук,

2. владеть всем клавишным пространством,

3. уметь читать ноты с листа,

И ВСЁ ЭТО - ОДНОВРЕМЕННО.

Однако педагог не скоро позволит ученику играть. Сначала новичок проходит долгий период разучивания клавиш, нот, музыкальной теории и подготовки рук. И все это - по отдельности!

Мы уже знаем, как восприятие новичка относится к невостребованному материалу. Придя в класс, ребёнок обычно полон радужных надежд. Он готов перенести все трудности, чтобы осуществить свою мечту: сесть и двумя руками сыграть СВОЮ МУЗЫКУ. Именно поэтому ученики долго пытаются выполнять все, что просит учитель, и даже с энтузиазмом приступают к зубрежке – мужественной борьбе с собственным восприятием, которое сопротивляется такой учёбе изо всех сил.

До сих пор учителя думают: достаточно отдельно поработать над кистью, отдельно понажимать клавиши - «ощутить тяжесть руки», отдельно поучить нотную грамоту и отдельно поиграть упражнения - и ученик начнёт играть. «Подготовив» вас таким образом, они уверены: стоит вам только открыть нотный текст - и все эти навыки заработают, как один дружный коллектив, и у вас «запляшут лес и горы».

Увы, этого никогда не происходит. Навык, выученный отдельно, остается навыком, выученным отдельно! А отдельные навыки не спешат объединяться в одно целое на общее благо. Здесь работает все тот же нейрофизиологический закон: для того, чтобы освоить новый вид сложной деятельности, нужно работать над всей этой деятельностью. Навыки нужно осваивать постепенно – но одновременно!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: