| Критерии оценивания | Баллы |
| К1. Соответствие теме | |
| Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно | |
| Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается | |
| Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается | |
| К2. Аргументация. Привлечение литературного материала | |
| Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения (произведений) отечественной или мировой литературы по собственному выбору, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; выборлитературного произведения и аспекты его анализа оправданны с точки зрения темы; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) | |
| Участник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения, и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения, и/или допущено 2–4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала | |
| Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала | |
| К3. Композиция | |
| Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли | |
| Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль не развивается | |
| Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть | |
| К4. Качество речи | |
| Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов | |
| Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи | |
| Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, - и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | |
| К5. Оригинальность сочинения | |
| Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля | |
| В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля | |
| К6. Речевые нормы | |
| Речевых ошибок нет, или допущено 1–2 речевые ошибки | |
| Допущено 3–4 речевые ошибки | |
| Допущено 5 и более речевых ошибок | |
| К7. Орфографические нормы | |
| Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка | |
| Допущено 2–3 орфографические ошибки | |
| Допущено 4–5 орфографических ошибок | |
| Допущено более 5 орфографических ошибок | |
| К8. Пунктуационные нормы | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка | |
| Допущено 2–3 пунктуационные ошибки | |
| Допущено 4–5 пунктуационных ошибок | |
| Допущено более 5 пунктуационных ошибок | |
| К9. Грамматические нормы | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка | |
| Допущено 2–3 грамматические ошибки | |
| Допущено 4 и более грамматических ошибок | |
| К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале | |
| Фактические ошибки отсутствуют | |
| Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | |
| МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ |






