Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля). Дисциплина «Криминалистика» изучается студентами на третьем и четвертом курсе, что позволяет использовать знания

Дисциплина «Криминалистика» изучается студентами на третьем и четвертом курсе, что позволяет использовать знания, полученные при изучении других профилирующих юридических дисциплин.

Изучая данную дисциплину, следует иметь в виду, что возможны изменения и дополнения процессуального законодательства, регламентирующего деятельность субъектов доказывания. В связи с этим студентам надлежит внимательно следить за изменениями законов и подзаконных актов, обращаясь к таким источникам, как «Российская газета», «Государство и право», «Законность», «Российская юстиция». Следует также обращать внимание и на журнал «Бюллетень Верховного суда Российской Федерации». Помещенные в нем постановления Пленума Верховного суда РФ направлены на единообразное и правильное применение законодательства, что, несомненно, поможет в более углубленном изучении данной дисциплины.

Курс состоит из четырех разделов из 56 тем.

При изучении курса «Криминалистика» в целом следует использовать учебники и учебные пособия, которые помогут в освоении теоретических и практических вопросов. Рекомендуется использовать только такие учебники и учебные пособия, которые основаны на новом законодательном материале.

Необходимо также обращаться к дополнительной литературе научного характера, для более полного представления о дискуссионных, проблемных вопросах криминалистики.

Изучая первый раздел криминалистики –теоретические основы необходимо уяснить, что предмет криминалистики составляют четыре группы закономерностей.

В первую группу закономерности механизма преступления:

– закономерности развития связей и отношений внутри механизма преступления;

– закономерности формирования и реализации способа совершения преступления;

– закономерности возникновения и течения явлений, связанных с преступлением.

Вторую группу закономерностей предмета криминалистики составляю закономерности возникновения информации о преступлении.

Закономерности собирания, исследования, оценки и использования доказательств составляют третью группу.

Научно-разработанные технико-криминалистические средства, тактические приемы и методические рекомендации по работе с доказательствами, организации и планированию расследования предотвращения преступлений составляют четвертую группу закономерностей предмета криминалистики.

Необходимо провести анализ определений криминалистики, которые даются в учебниках, изданных под редакцией ведущих ученых страны (Р.С. Белкина, А.Н Васильева, И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина, И.Ф. Крылова, В.А. Образцова, И.Ф. Пантелеева, Т.А. Седовой, Н.А. Селиванова, а также других ученых).

Следует различать систему науки и систему учебного курса. В первом случае, наряду с изложением традиционных разделов, следует изложить соотношение общей и частной теории. Во втором необходимо раскрыть сущность теоретических и методологических основ криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений.

При изложении положений а методах криминалистики студенты обязаны дать их четкую классификацию:

– всеобщий метод познания (диалектика)

– общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др.)

– специальные методы (собственно криминалистические методы и методы других наук, заимствованные криминалистикой для своих целей)

 

Изучая второй раздел криминалистика и криминалистическая техника должно сопровождаться освоение нормативно-правовых, организационно-тактических и научных проблем использования криминалистической тактики в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений.необходимо законспектировать основные положения основной и дополнительной литературы по теме.

Особое внимание при изучении проблем судебной фотографии и видеозаписи следует обратить на ее систему, состоящую из следственной (запечатляющей) и экспертной (исследовательной) фотографии и видеозаписи, а также из соответствующих каждому виду методов.

Раскрывая сущность криминалистической трасологии необходимо уяснить центральную проблему – понятие следов преступлений, которые классифицируются следующим образом: следы-предметы и следы-вещества. Центральное место при изучении должны занять чаще всего изучаемые трасологией следы-вещества. При этом необходимо уяснить предмет трасологии, подробную классификацию следов, основанную на различных критериях и современные средства и методы исследования.

Также следует особое внимание при подготовке к занятиям уделить особенностям следообразования на боеприпасах и преградах в зависимости от применяемого оружия и условий, в которых оно применялось.

Изучение криминалистического исследования документов складывается из изучения различных способов подделки документов, признаков авторства, а также признаков почерка. Особое внимание следует уделить современным возможностям исследования текстов с целью изучения личности авторов и исполнительной текстов.

Научные положения о различных криминалистически значимых объектах, средствах и способах их обнаружения, изъятия и исследования, должны завершаться задачами, решаемыми криминалистикой на их основе.

Готовясь по вопросам, касающимся уголовной регистрации, студенты должны подготовить определение этого понятия, имея ввидудвоякое его значение (как систему правил учета и как собственно систему самих учетов). Кроме того, им необходимо уяснить, где сосредоточены криминалистические учеты, как они систематизированы, как в них поступает криминалистическая информация и каким образом она используется.

 

Третий раздел Криминалистика – Криминалистическая тактика должен рассматриваться как часть криминалистики изучающей закономерности организации и осуществления следственной деятельности в целях выработки, в строгом соответствии с законом, научно-обоснованных рекомендаций по повышению ее эффективности.

Особое внимание необходимо обратить на положения, касающиеся планирования расследования, взаимодействия следователя с работниками оперативно-розыскных органов, организации изучения личности участников уголовного процесса, организации предупредительной деятельности, деятельности следователя, на тактические приемы следственных действий, тактические комбинации, операции и др.

 

Четвертый раздел криминалистики посвящен криминалистической методике расследования преступлений. Частная криминалистическая методика – это своеобразный продукт научного труда криминалистов, включающий в себя советы следователям для наиболее быстрого, полного и объективного установления истины по расследуемым ими уголовным делам.

Студентам, готовясь к занятиям, следует уяснить структуру базовой методики расследования, которая состоит из следующих основных элементов:

1. Криминалистическая характеристика конкретного вида преступления.

2. Программы расследования данных преступлений, разработанные для типичных следственных ситуаций и различных этапов расследования.

3. Особенности тактики следственных действий, организационных мероприятий, взаимодействия следователя с органами дознания и использования помощи общественности при расследовании данных преступлений.

4. Содержание работы следователя по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению данных преступлений.

Изучая в дальнейшем методики расследования отдельных видов преступлений необходимо творчески применять знания базовой структуры, типичных криминалистических характеристик и следственных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования.

Учебный план предусматривает лекции, лабораторные занятия, курсовые и дипломные работы, консультации, зачеты, экзамены, производственную практику.

В 6 семестре студенты изучают теоретические и методологические основы криминалистики, криминалистическую технику, криминалистическую тактику, выполняют лабораторные работы, сдают зачет.

В 7 семестре по методике расследования отдельных видов преступления следует выполнить лабораторные и курсовые работы, сдать экзамен по всему курсу.

Большое значение имеет для студентов-юристов посещение лекций, на которых сообщаются данные, не отраженные по различным причинам в учебнике, а также характеризуются современная судебно-следственная практика и новейшая литература.

Конспекты лекций очень важны для подготовки к экзамену и, конечно, для будущей практической деятельности.

Криминалистика отличается практической направленностью своих рекомендаций, применение которых зависит не только от знания уголовного, уголовно-процессуальных законов, но и знаний в области естественных, технических и других специальных наук (нужно знать устройство фотоаппаратуры, звукозаписывающей и компьютерной техники, прочих научно-технических средств криминалистики и уметь применять их в следственной судебной и экспертной практике).

Для закрепления теоретических знаний и приобретения некоторых навыков практической работы проводятся лабораторные занятия. Они включают проверку усвоения студентами теоретических знаний по соответствующим темам, просмотр видеофильмов, самостоятельную работу студентов со следами рук, ног, орудий взлома, транспортных средств, следами выстрела, следами изменений в документах. Данные занятия способствуют приобретению навыков проведения следственных действий и освоению методики расследования отдельных видов преступлений. Итоги самостоятельной работы обсуждаются.

Студенты, не отработавшие лабораторных занятий, в соответствии с «Положением о курсовых экзаменах и зачетах» и Уставом Кубанского государственного университета к экзаменам (зачетам) не допускаются.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Поскольку объем учебного плана не позволяет охватить все ключевые темы криминалистики, для всестороннего изучения этой дисциплины ряд тем студенты изучают самостоятельно, но под контролем преподавателя. По результатам самостоятельной работы преподаватель либо в рамках практических занятий, либо в ходе консультаций осуществляет проверку знаний студента.

Безусловно, успех изучения любой науки, в том числе и криминалистики, зависит от уровня самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа продиктована, помимо всего, и сравнительно небольшим объемом лекционных занятий. Поэтому перед каждой лекцией, а тем более перед практическим (лабораторным) занятием студенту следует внимательно изучить рекомендованную основную литературу, а также дополнительную литературу. Только в этом случае практические занятия пройдут для студента с пользой, что создаст необходимую основу для сдачи зачета и экзамена.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в различных формах. Это написание рефератов, решение задач, составление постановлений о назначении экспертизы, письменный анализ заключений экспертов, участие в коллоквиумах, научных кружках. Выполненные задания затем проверяются преподавателем либо в форме устной защиты реферата студентом на консультации, либо в ходе обсуждения самостоятельно изученных вопросов, или решения фабул или коллоквиумов.

Методические рекомендации по подготовке рефератов

Темы рефератов выбираются студентом из списков, предложенных каждому семинарскому или практическому занятию, либо формулируются самостоятельно и согласовываются с научным руководителем.

По выбранной теме студент подбирает юридическую литературу, нормативно-правовые и иные акты, по возможности знакомится с эмпирическими материалами, взятыми из опубликованной практики или личного опыта.

Реферат должен иметь план (следует согласовывать его с научным руководителем), список использованной литературы, а также ссылки на источники, которые были изучены при подготовке реферата. Кроме того, в реферате допускаются различного рода приложения, графики, диаграммы и т.д. Объем реферата не должен превышать 12-15 страниц (включая список литературы), за исключением приложений.

Реферат должен содержать в себе самостоятельные суждения автора по тем или иным вопросам, но при этом необходимо опираться на позицию российских ученых по исследуемой проблематике.

После завершения работы над рефератом студент сдает его на проверку научному руководителю.

 

Методические рекомендации по подготовке к докладу на научном кружке

 

Работа научного кружка представляет собой заседания студентов, в ходе которых рассматриваются наиболее интересные частные вопросы, не нашедшие своего отражения в ходе лекционных и семинарских (практических) занятий.

На заседаниях научного кружка заслушиваются и обсуждаются доклады. Любой студент имеет право выбирать понравившуюся тему доклада самостоятельно, согласовав его с руководителем кружка. Кроме того, тему доклада можно подобрать из предложенных руководителем кружка.

Доклад должен представлять собой краткое изложение (не более 8-10 минут) проблемных вопросов по выбранной теме. Доклад может сопровождаться различными иллюстрациями, презентациями и др.

По окончании доклада все присутствовавшие на заседании кружка имею право задать интересующие их вопросы в рамках освещаемой тем. Непосредственное руководство дискуссией осуществляет руководитель кружка. Продолжительность обсуждения темы доклада не должна превышать 10-15 минут.

Предложенный доклад может быть правильно оформлен. По окончании дискуссии студент обязан сдать руководителю кружка свой доклад в письменном (напечатанном) виде с приложением к нему списка литературы, использованной при подготовке доклада.

Методические рекомендации по подготовке к коллоквиумам

Коллоквиум является одной из форм контроля студентов, а также может представлять собой заседание, как правило, по остродискуссионным темам.

Коллоквиум может проводиться как в рамках семинарского или практического занятия, так и во внеурочное время по теме, предложенной преподавателем или студентами. В рамках подготовки к коллоквиуму студенты изучают дополнительную специальную литературу, разрабатывают сравнительные таблица, письменно решают фабулы.

 

Оформление материалов подготовленных для коллоквиумов

По окончании коллоквиума студенты сдают все материалы, которые ими были использованы при подготовке, а также изученный ими список литературы по заданной теме. Указанные материалы подписываются и подшиваются в отдельную папку или в тетрадь для практических занятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: