Научное обоснование арт-терапии

Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) — метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое [9, С. 30 ]. Арт-терапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Элементы теории арт-терапии появились в 40 —60-е гг. XX в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. В 60 —80-е гг. теоретическая концепция арт-терапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К. Роджерс, Ф. Перлз, А. Маслоу, Р. Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др. Используя идеи К. Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотт и др. внесли большой вклад в развитие арттерапии, в основе которой в то время было изобразительное искусство. Происходит взаимодействие представителей «художественного мира» с психиатрами. Изобразительная деятельность психически больных оказывается объектом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни». Адриан Хилл в 1938г. впервые ввел в употребление термин «арттерапия» (буквально терапия искусством). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья в работе с тяжело больными пациентами.[10 С. 27] В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов.

В начале XIX в. французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль стал вводить музыкотерапию в психиатрические учреждения. Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII в., а экспериментальные исследования — к концу XIX — началу XX. в.[25 C. 94]В Россииинтерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.[25 C. 108]

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов(в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента. В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. Интерес к использованию искусства в целях коррекции, к механизму его воздействия на человека в конце XX в. заметно вырос. Это связано с научно-техническим прогрессом (появлением аудиовизуальных средств, медицинской техники и пр.). Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в качестве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сформироваться лишь там, где аутентичный опыт художественной работы был объединен с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями. [28]

В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения.[25 C. 34]

В настоящее времяразличные виды арттерапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера. Спектр возможностей арт-терапии весьма широк он включает в себя не только осуществление лечебно-реабилитационной помощи пациентам с самыми разнообразными заболеваниями, но и помощь населению в условиях военных действий (как, например, на территории бывшей Югославии), в последние годы следует также отметить повышение роли арт-терапевтов в сфере образования. Речь идет, главным образом, о работе арт-терапевтов в специализированных школах, а также с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность. Отсюда – многочисленные попытки ее использования в образовательных учреждениях, в социальной работе, социально-культурной деятельности.

В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений),

психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции),

социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

Реализация этих направлений в работе осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках артпедагогики и арттерапии. [16]

Обобщая все вышесказанное мы приходим к следущим выводам:

Психокоррекционное влияние искусства на нервную систему отмечали многие психиатры, особенно при активном участии человека в создании произведения.

Арттерапия как метод терапии взяла свои истоки из психоанализа и изначально как метод была использована только в медицинских учреждениях.

Мировой опыт свидетельствует о том, что арт-терапия в качестве самостоятельного и достаточно влиятельного направления в лечебно-коррекционной и педагогической практике смогла сформироваться лишь там, где аутентичный опыт художественной работы был объединен с медицинской моделью и психотерапевтическими представлениями.

1.2. Содержание арт-терапии

 

Арттерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии:

1. Механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

2. Механизмсвязан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арттерапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента. [30]

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела, инсценировки.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. [23 C. 12]

Основными функциями арттерапии являются:

· Катарсистическая

освобождает от негативных состояний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, то есть положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

· Регулятивная

заключается в снятии нервнопсихического напряжения, регуляции психосоматических процессов и моделировании положительного психоэмоционального состояния

· коммуникативно-рефлексивная

обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки. [22]

В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).

Исходя из существующих функций, арттерапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений. Адаптирует арттерапевтические методики и их использование с целью психокоррекционной помощи людям с нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость) разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии; корректирует вторичные отклонения в развитии личности; оказывает влияние на процесс гармонизации и социальной адаптации в культурно-образовательном пространстве.[22]

Основная роль в арттерапии отводится специалисту по арттерапии, его взаимоотношениям с клиентом в процессе обучения его творчеству. Основная задача арт-терапевта на первых этапах - преодоление смущения клиента, его нерешительности или страха перед непривычными занятиями. Нередко сопротивление приходится преодолевать постепенно. Функции арт терапевта достаточно сложны и меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Некоторые авторы считают, что арттерапевту необходимо владеть всеми видами перечисленных работ, поскольку при проведении занятий приходится не только рассказывать, но и непременно показывать и обучать[23 С. 13]. Владея профессиональными навыками в том или ином виде искусства арттерапевт может гораздо лучше разобраться в том какие методы и техники для работы с клиентом будут более эффективны, и наиболее приятны для клиента. Другие авторы считают, что задачей арттерапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арттерапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

Изучив историю и содержание арттерапии мы определили, что арттерапия это метод терапии с помощью искусства. Мы выяснили, что арттерапия имеет две формы существования: пассивную (когда клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми) и активную (когда клиент сам создает продукты творчества).

Мы выяснили, что творчество может являться основой для активной формы арттерапии. При выполнении следующих основных условий:

· Наличие психотерапевта или психолога в некоторых случаях, имеющего знания по виду искусства, который будет управлять терапевтическим процессом. Попытки использовать техники арт-терапии без достаточной клинической подготовки или при отсутствии тесного контакта со специалистами в области психического здоровья, медицинскими работниками во многих случаях могут быть признаны неэтичными и чреватыми причинением клиентам морального и физического ущерба.

· Арттерапия в своем проявлении преследует определенные цели и решает конкретные задачи. Цель занятий по арттерапии должна быть психотерапевтической. То есть эстетическая сторона получившегося продукта не является приоритетной. Результат творчества не оценивается.

· Наличие особо созданных условий (атмосферы), благоприятных для творческого самовыражения является основой терапии.

· Терапевтическое влияние творчества возможно только при добровольном желании клиента заниматься творческой деятельностью.

· Хорошее знание специалистом в области арт-терапии возможностей различных художественных материалов и форм художественной практики может способствовать повышению эффективности работы, но не является приоритетной.

Таким образом, арттерапия обеспечивает профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное, коррекционное воздействие, представляя собой совокупность психокоррекционных методик, которые определяются жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, и так же направленностью технологий психокоррекционного лечебного применения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: