double arrow

Арт-терапия и ее применение в коррекционном процессе

Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений о сущности арт - терапии.

Учебные задачи занятия:

- обучение теоретическим основам и особенностям в понимании арт- терапии в различных теоретических подходах.

Методические задачи занятия:

- передача практического опыта проведения занятий по арт-терапии.

- грамотное подбор и применение адекватных методов арт- терапии при подготовке и проведении занятия.

Воспитательные задачи занятия:

- формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности арт- терапевта;

План лекции:

  1. Общая характеристика метода.
  2. Цели задачи арт-терапии.
  3. Формы работы в арт-терапии.
  4. Вклад различных направлений в становление метода.
  5. Музыкотерапия.
  6. Библиотерапия.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Артур Робер Основные термины и понятия по психологии и психотерапии. Т. 1, Т. 2. – М., ВЕЧЕ АСТ, 2003.
  2. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. – М., Сфера, 2000.
  3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Сфера, 2004.
  4. Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб., Лань, 1999.
  5. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. – СПб., Речь 2001.
  6. Копытин А. И. Системная арт-терапия. – СПб., Речь 2003.
  7. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. – Спб.: Речь, 2003.
  8. Психотерапевтическая энциклопедия./ Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб, Питер, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНА ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. М.: Академический проект, 2003.
  2. Большой психологический словарь. /Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.
  3. Бремс К. Полной руководство по детской психотерапии – М.: Эксмо-Пресс, 2002
  4. Практическая психология образования /под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2006.
  5. Таланов В.Л., Малкина-Пых В.Н. Справочник практического психолога – М.: Информ, 2005.
  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоре­тических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включай гуманистические модели развития личности К.Роджерс,! (1951) и А.Маслоу (1956).

Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. Арттерапия достаточно ши­роко распространена. В 1960 г. в Америке была создана Американская арттерапевтическая ассоциация. Подобные ассоциации возникли также в Англии, Японии, Голлан­дии. Несколько сотен профессиональных арттерапевтов работают в психиатрических; и общесоматических больницах, клиниках, центрах, школах, тюрьмах, университетах

В качестве еще одного возможного коррекционного ме­ханизма, по мнению сторонников обоих направлений, мо­жет быть рассмотрен сам процесс творчества как исследо­вание реальности, познание новых, прежде скрытых от ис­следователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения..

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода apт- терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической pea к ции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л,С. Выготский 1987).

Арттерапия может использоваться как в виде, основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных метода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: