Сущность и содержание арт-терапии

Министерство культуры РФ

Министерство культуры Свердловской области

ГБОУ СПО СО

Асбестовский колледж искусств

 

 

Арттерапия и ее связь с народно-художественным творчеством.

 

Курсовая работа

 

Исполнитель:

Наянова Екатерина Валерьевна

студентка IV курса

отделения театрального

творчества

 

________ ____________

дата подпись

 

 

Научный руководитель:

Бочкарева Ирина Анатольевна

отделения театрального

творчества

оценка:__________________

________ ________________

дата подпись

 

Асбест 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Сущность и содержание арттерапии……………………………...6

1.1 Научное обоснование арт терапии …………….………………...6

1.2 Содержание арттерапии………………………………………….10

Глава 2 Арттерапия и ее связь с народно-художественным

творчеством …………………………………………………………...15

2.1 Связь арттерапии с НХТ через театр………….………………...15

2.2 Связь арттерапии с НХТ через музыку………………..............20

Заключение……………………………………………………………….……23

Список использованной литературы………………………………………25

Введение

Актуальность исследования обусловливается тем, что опыт использования арт-терапии обладает значительным потенциалом и во многих случаях приносят ощутимую пользу, но попытки использовать техники арт-терапии без знания особенностей, ее реализации не будет иметь терапевтического влияния. Развитие арт-терапии в нашей стране характеризуется дополнительными сложностями, связанными с относительной новизной этого метода. Арт- терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством. Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций [3].

В медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран в последние годы все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством (arts therapies). Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя самостоятельными модальностями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки).

В то же время, предлагаются и иные, расширенные толкования термина «арт-терапия», приходящие в конфликт определением, принятым международным сообществом.

Согласно Резолюции РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», принятой 16 мая 2009 г., арт-терапия рассматривается как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных и профилактических воздействий, основанных на занятиях клиента (пациента) творческой деятельностью, построении и развитии психотерапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала».[2 С. 9].

Исследования Л.С. Выготского, Е.И. Изотовой, Е.В. Никифоровой показывает, что арт терапия способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений. Т.Г. Казакова [6], К.Д. Ушинский [7], Я.А. Каменский [8] отмечают, что состояние внутреннего «Я» человека отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Таким образом человек получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения. Помимо вышеперечисленных авторов исследованиями терапевтического воздействия искусства занимались Бурно М.Е; Копытин А.И; Назарова Л.Д; Морено Я; Фельденкрайз М; Роджерс. К; и другие.

Анализ данных исследований показывает, что сложилось противоречие в фактическом влиянии народной художественной деятельности на процесс терапии и в недостаточном теоретическом обосновании ее связи с терапевтическим процессом.

Проблема состоит в отсутствии теоретических обоснований связи арттерапии с народным художественным творчеством.

Объект исследования: Арт-терапия как область научного и прикладного знания.

Предмет исследования: Терапевтический эффект народного художественного творчества.

Цель исследования: теоретически обосновать связь арт-терапии с народным художественным творчеством.

Гипотеза исследования:терапевтическое воздействие художественного творчества будет эффективно при

- знании основных задач и методов арт-терапии

- владении арттерапевта навыками народного-художественного творчества.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили решение следующих задач:

1. Рассмотреть арт-терапию как явление.

2. Исследовать взаимосвязь практики народного творчества и арт-терапии.

Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение и систематизация научно-методической литературы и научных исследований.

 

 

Сущность и содержание арт-терапии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: