3.1. Понятие «культурная картина мира» как базовый концепт культурологического познания. Т.Ф.Кузнецова (д. филос. н., проф.)
Картина мира
Картина мира - это понятие достаточно высокого уровня абстракции для обозначения модели мира, которая формируется в рамках той или иной мировоззренческой системы - мифологической, философской, религиозной, конкретно-научной и которая, в отличие от абстрактно-теоретических моделей, характеризуется наглядностью, включает конкретно-чувственную сторону восприятия. Иначе говоря, в модели под названием «картина мира» парадоксально совмещаются высокий уровень абстрактности с максимальной конкретностью, что придает ей особую эвристическую ценность.
Введение понятия «картина мира» было изначально ориентировано на формирование обобщенного представления о мире, мировоззрения, являющегося продуктом всей совокупности научного познания. Поскольку же частные науки обладают значительной самостоятельностью, то возникло определенное противоречие между построением общенаучной и частнонаучными картинами мира. Обсуждение этого противоречия вылилось в дискуссию по вопросу о том, стоит ли имеющимися средствами все же стремиться к построению общенаучной картины мира или необходимо создавать свои картины мира в рамках исследования философских проблем физики, биологии, кибернетики и т. д.
|
|
чинает непосредственно и весьма плодотворно «работать»: ведь история культуры здесь должна быть представлена именно как история генезиса, развития и смены культурных парадигм, образов и картин мира. Следовательно, в культурологии понятие «картина мира» приобретает несколько иное значение, чем в философии или в частных науках: здесь ведется речь о «культурных парадигмах», т. е. господствующих в какой-то исторический период или значимых в рамках той или иной системы представлениях, воплотившихся в различных артефактах.
Рассмотрим понятие «культурная картина мира» более подробно.
Как уже отмечалось, позаимствовав понятие «картина мира» (и «картины мира») из философского и конкретно-научного знания, культурология внесла новые акценты в его истолкование, задала новые срезы в интерпретации данного понятия и в анализе процесса построения такого рода картин.
Очевидно, культурная картина мира не является нерасчленимой целостностью, а должна складываться из различных слоев (частных картин мира), предполагающих существование обыденной картины мира, связанной с культурой повседневности: художественно-эмоциональной, языковой, научно-философской, религиозно-философской и т. д. Все они являются звеньями такого феномена как картина мира.
|
|
Если философия искала онтологическую бытийную сущность картины мира, то культурология подчеркивает объектно-субъектную природу этого понятия. В основе самой идеи о картине мира лежит представление о неком единстве бытия. В письме выдающегося русского философа, богослова и ученого в области естественно-научного знания П.А.Флоренского, написанном 21 февраля 1937 года, за несколько месяцев до смерти, и подводящем итоги всей его многообразной интеллектуальной деятельности, очень точно отмечено: «Что я делал всю жизнь? - рассматривал мир как целое, как единую картину и реальность, но в каждый данный момент, или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другой и лишь обогащала. Отсюда непрестанная диалектичность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянной установке на мир как целое» (письмо приве-
выявилось его культурологическое содержание, воплощенное в современном представлении о «культурной картине мира». Эвристическая ценность этого представления, которое все более активно разрабатывается в последнее время, далеко еще не полностью раскрыта, но уже сегодня можно говорить о важной методологической роли этого концепта. Несомненно, что понятие «культурная картина мира» должно стать одним из ключевых и в сфере культурологии, и в области социально-гуманитарного знания в целом.
Вопросы для самопроверки
1. Может ли научная картина мира быть охарактеризована лишь как чувственный образ реальности?
2. Какова история культурологического осмысления и использования понятия «картина мира»?
3. В чем специфика культурологического понимания картины мира по сравнению с философским и частнонаучным?
4. Из каких слоев (частных картин мира) складывается культурная картина мира?
5. Чем продиктована необходимость теоретической проработки проблемы художественной картины мира, введения этого понятия в категориальный аппарат культурологии, философской и эстетической науки?
6. Приведите примеры интегративных идей в построении художественной картины мира.
7. Возможно ли построение художественной картины мира через исследование таких областей, как живопись, музыка, танец?
8. Какова специфика литературной картины мира?
9. Какой вклад внесен в исследование параметров литературной картины мира отечественными учеными?
10. Различаются ли литературные картины мира различных стран и народов?
11. Каково методологическое значение культурной картины мира в культурологии?
Литература
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
4. Бодрийяр Ж. Система вещей. Пер. с франц. М., 1995.
5. Гуревич А. Я. Категория средневековой культуры. М., 1984.
6. Гуревич А. Я. Культура безмолвствующего большинства. М., 1991.
7. Данилова И. От Средних веков к Возрождению (Сложение художественной системы картины Кватроченто). М., 1975.
8. Иеродиакон Андроник (Трубачев). К столетию со дня рождения священника П. Флоренского // Богословские труды. 1992. №23.
9. Культурология: История мировой культуры / Г. С. Кнабе, И.В.Кондаков, Т.Ф.Кузнецова и др.; Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 2003.
10. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. Л., 1973.
11.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
|
|
12. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998.
13. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
14. Мейлах Б. С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. №7.
15. Михайлов А. В. Й. Хёйзинга в историографии культуры // Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
16. Сепир Э. Язык. Пер. с англ. М.; Л., 1934.
17. Соколов К. Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002.
18. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
19. Хренов Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002.
20. Хёйзинга Й. Homo ludens. M., 1992.
21. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
22. Язык и наука конца XX века: Сб. статей / Под ред. акад. Ю.С.Степанова. М., 1995.
23. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Изд. 2. М., 1998.
24. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. 1. Stuttgart, 1959.
3.2. Личность в контексте культурологического анализа. О. И. Горяинова (канд. филос. н., доц.)