Теория праздного класса Торстейна Веблена

Праздность и демонстративное потребление

слово «праздный», в том смысле, в каком оно здесь

употребляется, не означает лень или неподвижность. Оно

означает непроизводительное потребление времени. Время

потребляется непроизводительно, во-первых, вследствие

представления о недостойности производительной работы и, во-

вторых, как свидетельство возможности в денежном отношении

позволить себе жизнь в безделье. Однако праздный господин не

проводит всю свою жизнь на глазах у зрителей, которых нужно

впечатлять сим зрелищем почтенного досуга, по идеальному

замыслу эту жизнь и составляющего. … Ему следует найти какое-

нибудь средство для очевидного доказательства досуга,

проводимого не на виду у зрителей. Это можно сделать только

косвенно, посредством осязаемых, неэфемерных результатов

досуга, проведенного таким образом....

 

Теория «просачивания» культуры потребления Распространение моделей потребления происходит от верхних социальных слоев к нижним. Для повышения собственного статуса нижние слои могут стремиться демонстрировать более высокий уровень потребления, чем позволяет им действительное экономическое положение.

 

Габитус – системный комплекс диспозиций, определяющих социальные практики, действия, поведение и структуру мышления и восприятия человека, возникший в ходе социализации и определяемый социально-экономическим положением социального агента. Действуя в соответствии со своим инкорпорированным габитусом, человек воспринимает себя как действующий свободно.

 

 

Формы капитала • Экономический капитал. • Социальный капитал. • Культурный капитал. Различные типы капитала в значительный степени конвертируемы между собой, хотя эта конвертация часто не является прямолинейной.

 

Социальный капитал Социальный капитал представляет собой совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания – иными словами, с членством в группе.

 

Культурный капитал Культурный капитал может выступать в трех состояниях: - в инкорпорированном состоянии, т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела; - в объективированном состоянии – в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т.д.), являющих собой отпечаток или воплощение теорий или их критики, некоторого круга проблем и т.д.; - наконец, в институционализированном состоянии, т.е. в форме объективации [прежде всего – в форме академических квалификаций].

 

5. От общества потребления к обществу переживаний Общество потребления: «внешняя ориентация» – ориентация на функциональные качества товара или на (символическую) демонстрацию статуса. Общество переживаний: «внутренняя ориентация» – ориентация на эмоциональное и смысловое удовлетворение.

 

Эмоциональная ориентация - это всеобъемлющая установка, которая лишь частично манифестируется в небольших повседневных радостях, в эмоциях, обнаруживающихся в ходе потребления, но простирается намного дальше. Она может охватывать всю жизнь, включая отношения с партнером, родительскую роль, профессию, участие в политической жизни, отношение к собственному телу, отношение к природе.

 

Ключевые культурные индустрии • широкое вещание (радио и телевидение, включая их новейшие кабельные, спутниковые и цифровые формы); • киноиндустрия (распространение фильмов на видео, DVD и в других форматах, а также на телевидении); • аспекты Интернета, связанные с контентом; • музыкальная индустрия (запись, издания и концерты); • печать и публикация в электронном виде (книги, CD-ROM, онлайновые базы данных, информационные услуги, журналы и газеты); • видео- и компьютерные игры; • реклама и маркетинг.

 

Как можно назвать группу теорий, в которых экономика и социальные структуры детерминируют культуру, культурная сфера является эпифеноменальным выражением более фундаментальных экономических и социально-экономических отношений? - Классические, редукционистские теории

 

Концепцию какого автора можно отнести к классической, нередукционистской теории? – Макс Вебер

 

Кто автор концепции "Праздного класса"? - Т. Веблен

 

Как можно назвать особую практику, свойственную "высшему классу"? - Потребление, нацеленное на внешнюю демонстрацию

 

Что, согласно Т. Веблену, может подчеркнуть, например, посещение оперы? – праздность

 

Что, согласно Веблену, НЕ требуется для того, чтобы продемонстрировать хорошие манеры? – профессионализм

 

Какая из традиций в наибольшей мере повлияла на концепцию П. Бурдье?- марксизм

 

Как П. Бурдье называет системный комплекс диспозиций, определяющих социальные действия, поведение и структуру мышления и восприятия человека? – габитус

 

Какой из перечисленных терминов вошел в научный обиход после одноименной работы Ж. Бодрийяра? - общество потребления

 

Кто из перечисленных авторов описал переход от "общества потребления" к "обществу переживания"? - Г. Шульце

 

С помощью какого термина можно объединить такие разные сферы культуры как "широкое вещание", "реклама и маркетинг", "киноиндустрия" и т.д.? - культурные индустрии

 

 

1. Как можно назвать группу теорий, в которых культура как смысловая сфера человеческого поведения и понимания не сводима к другим факторам человеческого существования?

Начало формы

Классические, редукционистские теории

Классические, нередукционистские теории Классические, нередукционистские теории – верно

Неклассические, редукционистские теории

Неклассические, нередукционистские теории

 

Конец формы

2. Концепцию какого автора можно отнести к классической, редукционистской теории?

Начало формы

Карл Маркс Карл Маркс – верно

Ипполит Тэн

Генри Томас Бокль

Макс Вебер

 

Конец формы

3. Какое положение занимает культура в концепции ортодоксального марксизма?

Начало формы

Культура есть базис, который подчинен надстройке

Культура есть базис, который независим от надстройки

Культура есть надстройка, которая подчинена базису Культура есть надстройка, которая подчинена базису – верно

Культура есть надстройка, которая независима от базиса

 

Конец формы

4. Что, согласно М. Веберу, является характерной чертой капитализма?

Начало формы

Стремление к наживе

Добровольная аскеза

Иррациональная культура

Рациональная культура Рациональная культура – верно

 

Конец формы

5. С каким религиозным движением М. Вебер связывает возникновение капитализма?

Начало формы

Протестантизм Протестантизм – верно

Каталичество

Православие

Мусульманство

 

Конец формы

6. Как Пьер Бурдье называет совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания?

Начало формы

Экономический капитал

Социальный капитал Социальный капитал – верно

Культурный капитал

Социальное поле

 

Конец формы

7. Как, в терминологии П. Бурдье, называется состояние культурного капитала, выраженное в форме академических квалификаций?

Начало формы

Инкорпорированное состояние

Объективированное состояние

Институализированное состояние Институализированное состояние – верно

Субъективное состояние

 

Конец формы

8. Чем определены, согласно П, Бурдье, культурные предпочтения субъекта?

Начало формы

Габитусом Габитусом – верно

Силой воли

Психологией

Произвольно

 

Конец формы

9. Какая из традиций в наибольшей мере повлияла на концепцию Ж. Бодрийяра?

Начало формы

Марксизм Марксизм – верно

Cultural studies

Герменевтика

Феноменология

 

Конец формы

10. Чем, согласно Г. Шульце, "общество переживания" отличается от "общества потребления"?

Начало формы

Общество переживания предполагает внешнюю, а не внутреннюю ориентацию

Общество переживания предполагает внутреннюю, а не внешнюю ориентацию Общество переживания предполагает внутреннюю, а не внешнюю ориентацию – верно

Оба предполагают внутреннюю ориентацию, но для первого характерна эмоциональность

Оба предполагают внешнюю ориентацию, но для первого характерна эмоциональность

 

Конец формы

11. Какое разграничение видов деятельности являлось предпосылкой возникновения "праздного класса", согласно Т. Веблену?

Начало формы

Между почетными и непочетными видами деятельности Между почетными и непочетными видами деятельности – верно

Между прибыльными и неприбыльныи видами деятельности

Между церковными и светскими видами деятельности

Между государственными и частными видами деятельности

 

Конец формы

12. Как Т. Веблен называет человеческую склонность к эффективным действиям?

Начало формы

«Инстинкт мастерства» «Инстинкт мастерства» - верно

«Инстинкт праздности»

«Инстинкт престижа»

«Инстинкт деятельности»

 

Конец формы

13. Что, согласно Т. Веблену, является осязаемым доказательством доблести при переходе от стадии миролюбивого дикарства к хищнической фазе?

Начало формы

Утварь

Подарки

Герб

Трофеи Трофеи - верно

Конец формы

14. С чем, согласно Т. Веблену, совпадает возникновение праздного класса?

Начало формы

С возникновением церкви

С возникновением собственности С возникновением собственности – верно

С возникновением аристократии

С возникновение буржуазии

 

Конец формы

15. Что из перечисленного Т. Веблен относит к "вторичным факторам соперничества"?

Начало формы

Требование трудолюбия, бережливости и экономии

Требование помогать потенциальным конкурентам

Требование заниматься производственной деятельностью

Требование воздержания от производственной деятельности Требование воздержания от производственной деятельности – верно

 

Конец формы

16. Что из перечисленного, согласно Т. Веблену, является показателем богатства и престижа и обладает важным социальным значением?

Начало формы

Праздность Праздность – верно

Аскеза

Трудолюбие

Профессионализм

 

Конец формы

17. Каким "новым смыслом" стал обладать институт "праздного класса" с переходом от хищнической к следующей за ней денежной стадии культуры, согласно Т. Веблену?

Начало формы

Отличительной чертой его жизни стало освобождение от полезных занятий Отличительной чертой его жизни стало освобождение от полезных занятий – верно

Отличительной чертой его жизни стало обязательное получение профессии

Он стал практиковать исключительно достойные виды деятельности

Он стал заниматься исключительно государственной деятельностью

Конец формы

18. Почему хорошие манеры, согласно Т. Веблену, позволяют оценивать людей с точки зрения занимаемого ими социального положения?

Начало формы

Для приобретения хороших манер необходима престижная работа

Для приобретения хороших манер необходима качественная школа

Для приобретения хороших манер нужно много путешествовать

Для приобретения хороших манер необходимы деньги и свободное время Для приобретения хороших манер необходимы деньги и свободное время – верно

 

Конец формы

19. В связи с чем зарождается институт собственности, согласно Т. Веблену?

Начало формы

С собственостью на скот

С собственностью на утварь

С собственностью на женщин С собственностью на женщин – верно

С собственностью на драгоценности

 

Конец формы

20. Что, согласно Т. Веблену, демонстрирует образованность слуг?

Начало формы

Образованность слуги демонстрирует его собственный статус

Образованность слуги демонстрирует статус его хозяина Образованность слуги демонстрирует статус его хозяина – верно

Образованность является общей нормой для всего общества

Образование слуги не является существенным фактором

Конец формы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: