Услуги информационной сети, службы и платформы предоставления услуг

Тема 7. Принципы построения коммутационных систем

Лекция 1. Технические требования к цифровым телефонным сетям

1. Услуги информационной сети, службы и платформы предоставления услуг

2. Технические требования к цифровым телефонным сетям

3. Классификация методов коммутации

 

Контрольные вопросы:

1. Каким путём осуществляется обслуживание пользователей информационной сетью?

2. Чем характеризуется эффективность обслуживания пользователей? Как подразделяются пользователи в соответствии со спецификой требований пользователей?

3. Что называется службой сети? Чем обусловлен переход к понятию телематической службы?

4. Перечислите виды телематических служб и их назначение.

5. Что называется платформой предоставления услуг? Какие ресурсы сетей формируют платформу предоставления услуг?

6. Как классифицируются услуги интегральной сети (ЦСИС/ISDN) c точки зрения пользователя?

7. В какой форме могут быть предлагаться пользователям сети услуги? Что обеспечивает расширение функций предоставляемых услуг?

8. Как подразделяют службы ISDN в зависимости от выполняемых стандартизованных функций? Что они обеспечивают?

9. Какие виды служб образуют телеслужбы и службы переноса ISDN? Что понимается под распределительными службами?

10. Какие виды служб относятся к интерактивным службам ISDN? Что они обеспечивают?

11. Перечислите виды подсистем реализуемые в цифровых системах коммутации?

12. Для чего предназначены подсистемы ЦСК: узкополосной, широкополосной коммутации, узкополосного и широкополосного абонентского доступа?

13. Для чего предназначены подсистемы ЦСК: линейного доступа, сигнализации, управления, широкополосного абонентского доступа?

14. Перечислите виды абонентских стыков. Каково функциональное предназначение стыка Z1?

15. Перечислите виды абонентских стыков. Каково функциональное предназначение стыка U?

16. Перечислите виды абонентских стыков. Каково функциональное предназначение стыков V2,V3,V4?

17. Перечислите виды абонентских стыков. Каково функциональное предназначение стыка V5?

18. Перечислите виды линейных стыков. Каково их функциональное предназначение?

19. Какие характеристики определяют нормирование стыков?

20. Какие характеристики нормируют соединения между стыками?

21. Перечислите виды типовых потребительских технических характеристик ЦСК?

22. Какие требования определяют типовую характеристику – номенклатура ёмкостей?

23. Какие требования определяют типовую характеристику – типы АЛ абонентских терминалов и параметры нагрузки?

24. Какие требования определяют типовую характеристику – возможности сетеобразования?

25. Какие требования определяют типовую характеристику – возможности техэксплуатации?

26. Перечислите основные функции центра технической эксплуатации?

27. Какие требования определяют типовые характеристики – удельное энергопотребление, надёжность, климатические условия?

28. Что называется коммутацией? Как классифицируется коммутация по форме представления, по разделительному признаку и по принципу коммутации?

29. Что называется коммутацией? Как классифицируется коммутация по способу коммутации каналов и по виду коммутации?

 

Услуги информационной сети, службы и платформы предоставления услуг

Обслуживание пользователей информационной сетью осуществляется путем предостав­ления услуг и приложений.

Услуга (service) предлагается сетью пользователю для удовлетворения его коммуника­ционных потребностей и характеризуется однократным потреблением. Ее стоимость зависит от вида и качества. Примеры услуг: отправка/получение сообщения по электронной почте, телефонное соединение и пр.

Приложение (application) в отличие от услуги предоставляется пользователю в виде мно­гократно используемого конечного продукта. Это может быть, например, компакт-диск с обу­чающим курсом, специальный пакет программ для реализации мультимедийных услуг и пр.

Услуги традиционно предоставлялись индустрией электросвязи, в то время как индуст­рия информационных технологий изначально стала предоставлять приложения.

Эффективность обслуживания пользователей сетью характеризуется номенклатурой и качеством предоставляемых услуг и приложений, а также степенью легкости и скоростью доступа к информации. В соответствии со спецификой требований пользователей можно раз­делить на три категории: люди на работе, люди дома и люди в дороге. В учреждении наибо­лее потребляемыми являются услуги телефонии, дополненные секретарскими услугами (накопление информации о поступивших вызовах, извещение о номере вызывающего абонента и т.п.), услуги электронной почты для передачи текстов, данных, факсимильных сообщений, услуги аудио- и видеоконференцсвязи, а также голосовой почты. Потребности в услугах связи в домашнем быту меньшие, но имеются четкие тенденции расширения их номенклатуры, вызванные ростом количества частных деловых операций (взаимодействие с банком, страхо­вой компанией, приобретение товаров), растут требования безопасности и т. д. К наиболее потребляемым в быту относятся услуги телефонии, электронной почты, а также такие услуги и приложения, как видео по запросу, развлечения (игры и пр.), телеобразование, предостав­ление информации по запросу, дистанционное управление и контроль коммунальных систем и домашней аппаратуры и пр. Подвижные абоненты потребляют в основном услуги телефонии, однако важное значение имеет и получение информации по запросу (локализация ме­стоположения, состояние дорожного движения, возможные места парковки и т.п.).

Для предоставления услуг организуются специальные сетевые службы. Службой сети называется комплекс аппаратных, программных и организационных средств, реализующий услугу или набор услуг. До последнего времени для предоставления пользователям услуг конкретного вида строились отдельные специализированные сети: ТфОП, телеграфная сеть общего пользования, общегосударственная сеть передачи данных (ПД), сеть передачи программ телевизионного вещания и др. При этом понятие службы по существу идентифицировалось с сетью. С появлением, так называемых телематических служб понятие службы приобрело более конкретный и самостоятельный смысл.

Телематические службы - пример расширения спектра услуг на базе существующих сетей. К ним относят:

телефакс (использование ТфОП для факсимильной передачи сообще­ний);

датафакс (использование каналов сети ПД для факсимильной передачи);

телекс (пере­дача текстовых сообщений по каналам сетей электросвязи);

видеотекс (информационно-справочная служба, обслуживающая запросы пользователей на информацию из банков дан­ных);

телетекст (дополнение телевизионных программ информацией, передаваемой во вре­мя обратного хода луча кадровой развертки).

Организация телематической службы связана с выбором некоторой платформы предоставления услуг, использующей ресурсы, как правило, уже существующих сетей.

Платформой предоставления услуг называется совокупность объединенных ресурсов сети или нескольких сетей, участвующих в производстве и предоставлении услуг. При фор­мировании такой платформы могут быть задействованы ресурсы сетей общего пользования и частных сетей. Юридическое лицо (государственная структура или частная компания), яв­ляющееся собственником сети и обеспечивающее ее эксплуатацию, называется оператором сети. При организации платформы услуг могут быть использованы ресурсы сетей нескольких операторов, заключивших между собой коммерческие соглашения. Сетевые ресурсы, принадлежащие одному оператору, могут быть задействованы в различных платформах пре­доставления услуг. Конкретные услуги могут предоставляться и компанией, не являющейся собственником сети, а формирующей платформу предоставления услуг путем аренды сете­вых ресурсов (например, выделенных каналов связи) у операторов сети. Такая компания на­зывается поставщиком услуг (serviceprovider), или провайдером и также является юридиче­ским лицом, с которым пользователь устанавливает коммерческое соглашение на предостав­ление услуг и приложений. Примером являются провайдеры Интернета. Поставщики услуг, в отличие от операторов сети, более гибко реагируют на конъюнктуру рынка услуг связи.

В процессе цифровизации сетей электросвязи появилась возможность предоставления различных услуг на базе единой интегрированной сети как общей телекоммуникационной среды для передачи любых информационных сообщений, представленных в цифровом виде. Это повлекло за собой интеграцию и самих служб и, как итог, появление цифровых сетей с интеграцией служб (IntegratedServicesDigitalNetwork, ISDN). С точки зрения пользователя услуги интегральной сети можно классифицировать следующим образом:

· телекоммуникационные услуги (телефония, передача данных, телефакс, телетекс, аудио- и видеоконференцсвязь);

· информационные услуги (видеотекс, видео по запросу, телетекст);

· услуги развлечений (предоставление продукции индустрии развлечений);

· услуги, базирующиеся на информации (приобретение товаров на дому, когда по запросу пользователя организуется доставка товара на дом и т.п.).

Услуги могут предлагаться пользователям сети в обычной форме (со стандартным набо­ром функций) либо с расширенным набором функций, обеспечивающим повышение их каче­ства и удобства связи, например, сокращенным набором часто набираемых номеров, извеще­нием о поступлении нового вызова в процессе сеанса связи, переадресацией вызовов, оплаты услуги вызываемым абонентом, отслеживания злонамеренных вызовов и т. п. Расширение функций предоставляемых услуг обеспечивается организацией дополнительных услуг. Они используются только по заявке пользователя и могут быть разными для разных абонентов. Разделение услуг на основные и дополнительные позволило организовать новый принцип предоставления услуг, при котором основная услуга может дополняться одной или несколь­кими дополнительными в зависимости от запроса пользователя. Реализация в сети дополни дополни­тельных услуг в виде выделенной надстройки получила название интеллектуализации сети, так как при этом предусматривается широкое использование элементов искусственного ин­теллекта (экспертных систем, синтезаторов и распознавателей речи и т.п.). Концепция интел­лектуальной сети (IntelligentNetwork, IN), определенная в Рекомендациях ITU-T серии Q.1200, предусматривает постоянное развитие спектра предоставляемых услуг и, как следст­вие, выделение отдельных стандартных компонентов услуг и приложений - независимых от услуг и друг от друга функциональных блоков (ServiceIndependentBlock, SIB), позволяющих компоновать из них практически любые услуги. Следует отметить, что технология IN может реализовываться на базе любой сети, но наибольший эффект дает на основе ISDN.

Службы ISDN, в соответствии с Рекомендациями ITU-T серии 1.200, разделяют в зависимости от выполняемых стандартизованных функций:

· службы переноса (передачи)

· телеслужбы.

Службы переноса (bearerservices) обеспечивают транспортировку информации с соблюдением установленных правил только между эталонными точками интегральной сети (стыками пользователь-сеть) и не обеспечивают совместимость функций оконечных устройств пользователей.

Телеслужбы (teleservices) предназначены для организации связи пользовательпользователь с поддержанием функций оконечных устройств и обеспечением их совместимости.

Телефония, телетекс, телефакс, видеотекс являются примерами телеслужб. Кроме этого, вне зависимости от вида связи и функций оконечных устройств службы разде­ляют на интерактивные и распределительные (дистрибутивные, или вещательные). И те, и другие могут предлагаться как телеслужбы и как службы переноса.

Интерактивные службы предполагают двусторонний информационный обмен. К ним относятся: диалоговые службы, службы с накоплением и службы по запросу.

Диалоговые службы обеспечивают двусторонний обмен информацией в реальном масштабе времени (без промежуточного накопления) между пользователями или между Пользо­вателем и ЭВМ. В диалоговом режиме могут предоставляться услуги телефонии, телекса, те­лефакса, передачи данных и др.

Службы с накоплением предназначаются для непрямой связи пользователей с помощью промежуточного хранения информационных сообщений. Это хранение производится в цен­тральных устройствах сети, например, в электронных почтовых ящиках, из которых сообщения могут извлекаться адресатами либо автоматически переправляться сетью абоненту в со­ответствии с его условиями, в частности во время действия льготных тарифов. Службы с на­коплением могут использоваться при передаче в режиме электронной почты аудио-, видеосообщений, текста, данных. В связи с этим появились названия «голосовая почта», «видео­почта» и т.п.

Службы по запросу дают возможность пользователю получать информацию из банков данных. Примером является предоставление услуг видеотекса и его разновидностей.

Распределительные службы без индивидуального управления со стороны пользователя распределяют сообщения от центрального источника информации к неограниченному числу абонентов, имеющих право приема. Пользователь может принимать или не принимать поток сообщений, но не может влиять на время его передачи и на содержание. Классические примеры таких служб - звуковое и телевизионное вещание, телетекст, однако возможны применения этих служб и для других видов сообщений. Распределительные службы с индивидуальным управлением со стороны пользователя организуются как канал видеографики и обеспечивают получение именно нужной информации в удобное время.

Понятия «службы переноса» и «телеслужбы» введены для ISDN, но рас­пространяются в принципе на любые информационные и телекоммуникационные сети. При рассмотрении услуг, предоставляемых этими службами, используются также понятия «услуги переноса» и «телеуслуги» [1].

­ Дальнейшее развитие технологии ISDN с переходом на оптоволоконную среду с приме­нением асинхронной высокоскоростной пакетной передачи цифровых потоков обеспечило ин­теграцию более широкого спектра видов связи, включая кабельное телевидение. Поэтому Ре­комендацией ITU-T 1.362 введены четыре класса служб А, В, С, D с учетом нали­чия или отсутствия временной зависимости между источником и получателем, постоянной или переменной скорости передачи и режима установления связи с соединением или без него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: