Определение массовой доли нерастворимого осадка (механических примесей) в работающем моторном масле
Общее содержание механических примесей является важнейшей характеристикой работающего циркуляционного масла, наиболее полно отражающей процесс его эксплуатационного загрязнения. Взвешенные в масле твердые частицы ухудшают эксплуатационные свойства масла, что может привести к повышению скорости изнашивания деталей дизеля и образованию отложений на них.
Метод определения и характеристики
Метод предназначен для определения загрязненности масла нерастворимыми взвешенными в нем твердыми частицами органического и неорганического происхождения. Сущность метода заключается в определении плотности свежего и работающего масел и последующем определении степени загрязненности работающего масла расчетным (по формуле 5) или графическим (рис. 10, а также в альбоме номограмм и рисунков стр. 7) методом.
Степень загрязненности работающего масла, определяемая данным методом, всегда превышает массовую долю нерастворимого осадка, определяемую по ГОСТ 20684, примерно в 1,7 раза: указанный ГОСТ определяет только осадок, нерастворимый в бензине, а изложенный метод — весь осадок.
На судах, как правило, для сравнительной оценки пользуются показателем, выражающим массовую долю нерастворимого осадка по ГОСТ 20684. Поэтому, при сопоставлении с ГОСТ 20684 значение показателя степени загрязненности, полученного данным методом, необходимо уменьшить в 1,7 раза.
Метод не распространяется на масла (или их смеси) в том случае, если свежее масло (или смесь свежих масел) в расходной цистерне не одной марки с работающим.
Принадлежности и материалы
Диаграмма для определения степени загрязненности работающего масла (рис. 10, а также в альбоме номограмм и рисунков стр. 7); мерный цилиндр вместимостью 100 мл; набор ареометров общего назначения с пределами измерения плотности: 700-760; 760-820; 820-880; 880-940; 940-1000 кг/м3; пробоотборник (кружка, груша, шланг); стеклянная палочка; термометр (0-60 °С с ценой деления 0,5 °С).
Подготовка пробы
Отбор пробы загрязненного масла проводят из картера работающего дизеля. Отбор пробы свежего масла производят из расходной масляной цистерны. Пробу испытуемого масла из пробоотборника переливают в цилиндр таким образом, чтобы в масле не образовывались пузырьки воздуха (лучше переливать при нахождении цилиндра в наклонном положении). Количество масла в цилиндре должно быть таким, чтобы опущенный в него ареометр не касался дна цилиндра.