Лекция 3. Классификация и характеристика методов исследования

План

1. Теоретические методы исследования

2. Эмпирические методы исследования

1. Теоретические методы исследования

Теоретические методы определяются (рассматриваются) по основным мыслительным операциям, которыми являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагированиеи конкретизация, обобщение, формализация, индукция идедукция, идеализация, аналогия, моделирование, мысленныйэксперимент.

Анализ – это разложение исследуемого целого на части,выделение отдельных признаков и качеств явления, процессаили отношений явлений, процессов. Процедуры анализавходят органической составной частью во всякое научноеисследование и обычно образуют его первую фазу, когдаисследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, егосвойств и признаков.Одно и то же явление, процесс можно анализировать вомногих аспектах. Всесторонний анализ явления позволяетглубже рассмотреть его.

Синтез – соединение различных элементов, сторонпредмета в единое целое (систему). Синтез – не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединитьявления, между ними не возникнет системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных фактов. Синтезпротивоположен анализу, с которым он неразрывно связан.Синтез как познавательная операция выступает в различныхфункциях теоретического исследования. Любой процессобразования понятий основывается на единстве процессованализа и синтеза. Анализ и синтез тесно связаны между собой. Если у исследователя сильнее развита способность к анализу, можетвозникнуть опасность того, что он не сумеет найти местадеталям в явлении как едином целом. Относительное жепреобладание синтеза приводит к поверхностности, к тому,что не будут замечены существенные для исследования детали, которые могут иметь большое значение для пониманияявления как единого целого.

Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественныехарактеристики объектов, осуществляется их классификация,упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, илипризнаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами.Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Сравнение объектов в томили ином классе осуществляется по принципам, существенным для данного рассмотрения. При этом объекты, сравнимые по одному признаку, могут быть не сравнимы по другимпризнакам. Чем точнее оценены признаки, тем основательнеевозможно сравнение явлений. Составной частью сравнениявсегда является анализ, так как для любого сравнения в явлениях следует вычленить соответствующие признаки сравнения. Поскольку сравнение – это установление определенныхотношений между явлениями, то, естественно, в ходе сравнения используется и синтез.

Абстрагирование – одна из основных мыслительныхопераций, позволяющая мысленно вычленить и превратить всамостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны,свойства или состояния объекта в чистом виде. Абстрагирование лежит в основе процессов обобщения и образованияпонятий.Абстрагирование состоит в вычленении таких свойствобъекта, которые сами по себе и независимо от него не существуют. Такое вычленение возможно только в мысленномплане – в абстракции. Одна из основных функций абстрагирования заключаетсяв выделении общих свойств некоторого множества объектови в фиксации этих свойств, например, посредством понятий.

Конкретизация – процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного,многостороннего и сложного. Исследователь первоначальнообразует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровнепознания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания в координатах «абстрагирование – конкретизация» два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения отабстрактного к новому конкретному (Г. Гегель). Диалектикатеоретического мышления и состоит в единстве абстрагирования, создания различных абстракций и конкретизации,движения к конкретному и воспроизведение его.

Обобщение – одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и ихотношений. Обобщение позволяет отображать свойства иотношения объектов независимо от частных и случайныхусловий их наблюдения. Сравнивая с определенной точкизрения объекты некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе,классе объектов. Отделение общих свойств от частных иобозначение их словом позволяет в сокращенном, сжатомвиде охватывать все многообразие объектов, сводить их вопределенные классы, а затем посредством абстракций оперировать понятиями без непосредственного обращения котдельным объектам. Один и тот же реальный объект можетбыть включен как в узкие, так и широкие по объему классы,для чего выстраиваются шкалы общности признаков попринципу родо-видовых отношений. Функция обобщениясостоит в упорядочении многообразия объектов, их классификации.

Формализация – отображение результатов мышления вточных понятиях или утверждениях. Формализация противопоставляется интуитивному мышлению. Формализация, то есть отвлечение понятий от их содержания, обеспечивает систематизацию знания,при которой отдельные элементы его координируют друг сдругом. В научных суждениях устанавливаются связи между объектами, явлениями или между их определенными признаками. В научных выводах одно суждение исходит от другого, наоснове уже существующих выводов делается новый. Существуют два основных вида выводов: индуктивные (индукция) идедуктивные (дедукция).

Индукция – это умозаключение от частных объектов, явлений к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – это умозаключение от общего к частному, отобщих суждений к частным выводам.

Идеализация – мысленное конструирование представлений об объектах, не существующих или неосуществимых вдействительности, но таких, для которых существуют прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуетсяотвлечением от свойств и отношений, присущим объектамреальной действительности и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе немогут принадлежать их реальным прообразам. Примерамипонятий, являющихся результатом идеализации, могут бытьматематические понятия «точка», «прямая»; в физике – «материальная точка», «абсолютно черное тело», «идеальныйгаз» и т.п.О понятиях, являющихся результатом идеализации, говорят, что в них мыслятся идеализированные (или идеальные)объекты.

Аналогия, моделирование. Аналогия – мыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится на другой, менееизученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальныхметодов теоретического уровня – моделирования (построенияи исследования моделей).

Модель – вспомогательный объект, выбранный или преобразованный в познавательных целях, дающий новую информацию об основном объекте. Формы моделированияразнообразны и зависят от используемых моделей и сферы ихприменения. По характеру моделей выделяют предметное изнаковое (информационное) моделирование. Предметное моделирование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические, либо функциональные характеристики объектамоделирования – оригинала. При знаковоммоделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы ит.п. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование.

Моделирование всегда применяется вместе с другимиметодами исследования, особенно тесно оно связано с экспериментом. Изучение какого-либо явления на его модели естьособый вид эксперимента – модельный эксперимент, отличающийся от обычного эксперимента тем, что в процессепознания включается «промежуточное звено» – модель, являющаяся одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющего оригинал.

Особым видом моделирования является мысленный эксперимент. В таком эксперименте исследователь мысленносоздает идеальные объекты, соотносит их друг с другом врамках определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение, и те ситуации, которые могли бы иметьместо в реальном эксперименте. При этом идеальные моделии объекты помогают выявить «в чистом виде» наиболее важные, существенные связи и отношения, мысленно проигратьвозможные ситуации, отсеять ненужные варианты.

Моделирование служит также способом конструированиянового, не существующего ранее в практике. Исследователь,изучив характерные черты реальных процессов и их тенденции, ищет на основе ведущей идеи их новые сочетания, делает их мысленное переконструирование, то есть моделируеттребуемое состояние изучаемой системы (так же, как любойчеловек и даже животное, строит свою деятельность, активность на основе формируемой первоначально «модели потребного будущего» – по Н.А. Бернштейну).

Доказательство – метод – теоретическое (логическое)действие, в процессе которого истинность какой-либо мыслиобосновывается с помощью других мыслей. Всякоедоказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов (аргументов) и демонстрации. По способу ведения доказательствабывают прямые и косвенные, по форме умозаключения –индуктивными и дедуктивными. Правила доказательств:

1. Тезис и аргументы должны быть ясными и точно определенными.

2. Тезис должен оставаться тождественным на протяжении всего доказательства.

3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие.

4. Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, самидолжны быть истинными, не подлежащими сомнению, недолжны противоречить друг другу и являться достаточнымоснованием для данного тезиса.

5. Доказательство должно быть полным.

 

2. Эмпирические методы

Изучение литературы, документов и результатов деятельности. Источником фактического материала для исследованияслужит также разнообразная документация: архивные материалы в исторических исследованиях; документация предприятий, организаций и учреждений в экономических, социологических, педагогических и других исследованиях и т.д.

Наблюдение –наиболее информативный метод исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов,доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов.В зависимости от целей, которые преследуются в процессе наблюдения, последнее может быть научным и ненаучным.

Целенаправленное и организованное восприятие объектов иявлений внешнего мира, связанное с решением определеннойнаучной проблемы или задачи, принято называть научным наблюдением. Научные наблюдения предполагают получениеопределенной информации для дальнейшего теоретическогоосмысления и истолкования, для утверждения или опровержения какой-либо гипотезы и пр.Научное наблюдение складывается из следующих процедур:

- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);

- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);

- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);

- обработка и интерпретация полученной информации(каков результат?).

Наблюдаемые ситуации подразделяются на:

- естественные и искусственные;

- управляемые и не управляемые субъектом наблюдения;

- спонтанные и организованные;

- стандартные и нестандартные;

- нормальные и экстремальные и т.д.

Кроме того, в зависимости от организации наблюденияоно может быть открытым и скрытым, полевым и лабораторным, а в зависимости от характера фиксации – констатирующим, оценивающим и смешанным. По способу полученияинформации наблюдения подразделяются на непосредственные и инструментальные. По объему охвата изучаемых объектов различают сплошные и выборочные наблюдения; почастоте – постоянные, периодические и однократные. Частным случаем наблюдения является самонаблюдение, достаточно широко используемое, например, в психологии.

Однако наблюдение как метод познания обладает рядомсущественных недостатков. Личные особенности исследователя, его интересы, наконец, его психологическое состояниемогут значительно повлиять на результаты наблюдения. Ещев большей степени подвержены искажению объективныерезультаты наблюдения в тех случаях, когда исследовательориентирован на получение определенного результата, наподтверждение существующей у него гипотезы.

Замена прямого наблюдения приборами неограниченнорасширяет возможности наблюдения, но также не исключаетсубъективности; оценка и интерпретация подобного косвенного наблюдения осуществляется субъектом, и поэтому субъектное влияние исследователя все равно может иметь место.

Наблюдение чаще всего сопровождается другим эмпирическим методом – измерением.

Опрос. Этот эмпирический метод применяется только вобщественных и гуманитарных науках. Метод опроса подразделяется на устный опрос и письменный опрос.

Устный опрос (беседа, интервью). Суть метода понятнаиз его названия. Во время опроса у спрашивающего налицоличный контакт с отвечающим, то есть он имеет возможностьвидеть, как отвечающий реагирует на тот или другой вопрос.Наблюдатель может в случае надобности задавать различныедополнительные вопросы и таким образом получать дополнительные данные по некоторым неосвещенным вопросам.Устные опросы дают конкретные результаты, и с их помощью можно получить исчерпывающие ответы на сложныевопросы, интересующие исследователя. Однако на вопросы«щекотливого» характера опрашиваемые отвечают письменно гораздо откровеннее и ответы при этом дают более подробные и основательные.На устный ответ отвечающий затрачивает меньше времени и энергии, чем на письменный. Однако такой метод имеети свои отрицательные стороны. Все отвечающие находятся внеодинаковых условиях, некоторые из них могут получитьчерез наводящие вопросы исследователя добавочную информацию; выражение лица или какой-либо жест исследователяоказывает некоторое воздействие на отвечающего.Вопросы, используемые для интервью, заблаговременнопланируются и составляется вопросник, где должно бытьоставлено место и для записи (протоколирования) ответа.

Основные требования при составлении вопросов:

1) опрос не должен носить случайный характер, а бытьпланомерным; при этом более понятные отвечающему вопросы задаются раньше, более трудные – позднее;

2) вопросы должны быть лаконичными, конкретными ипонятными для всех отвечающих;

3) вопросы не должны противоречить этическим нормам.

Правила проведения опроса:

1) во время интервью исследователь должен быть с отвечающим наедине, без посторонних свидетелей;

2) каждый устный вопрос прочитывается с вопросноголиста (вопросника) дословно, в неизменном виде;

3) точно придерживается порядок следования вопросов;отвечающий не должен видеть вопросника или иметь возможность прочитать следующие за очередным вопросы;

4) интервью должно быть кратковременным – от 15 до 30минут в зависимости от возраста и интеллектуального уровняопрашиваемых;

5) интервьюирующий не должен воздействовать на отвечающего каким-либо способом (косвенно подсказывать ответ,качать головой в знак неодобрения, кивать головой и т.д.);

6) интервьюирующий может в случае надобности, еслиданный ответ неясен, задавать дополнительно лишь нейтральные вопросы (например: «Что Вы хотели этим сказать?», «Объясните немного подробнее!»);

7) ответы записываются в вопросник только во время опроса.

В дальнейшем ответы анализируются и интерпретируются.

Письменный опросанкетирование. В его основе лежитзаранее разработанный вопросник (анкета), а ответы респондентов (опрашиваемых) на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.Качество эмпирической информации, получаемой в результате анкетирования, зависит от таких факторов, как

- формулировка вопросов анкеты, которые должны быть понятныопрашиваемому;

- квалификация, опыт, добросовестность,психологические особенности исследователей;

- ситуацияопроса, его условия;

- эмоциональное состояние опрашиваемых;

- обычаи и традиции, представления, житейская ситуация;

- отношение к опросу.

Поэтому, используя такую информацию, всегда необходимо делать поправку нанеизбежность субъективных искажений вследствие специфического индивидуального «преломления» ее в сознании опрашиваемых. А там, где речь идет о принципиально важныхвопросах, наряду с опросом обращаются и к другим методам– наблюдению, экспертным оценкам, анализу документов.

Особое внимание уделяется разработке вопросника – анкеты, содержащей серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезойисследования. Анкета должна отвечать следующим требованиям:

- быть обоснованной относительно целей ее использования, то есть обеспечивать получение искомой информации;

- иметь устойчивые критерии и надежные шкалы оценок, адекватно отражающие изучаемую ситуацию;

- формулировкавопросов должна быть понятна опрашиваемому и непротиворечива;

- вопросы анкеты не должны вызывать отрицательныхэмоций у респондента (отвечающего).

Вопросы могут носить закрытую или открытую форму.

Закрытым называется вопрос, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением.Такая форма анкеты значительно сокращает время заполнения и делает одновременно анкету пригодной для обработкина компьютере. Но иногда есть необходимость узнать непосредственно мнение опрашиваемого по вопросу, исключающему заранее подготовленные варианты ответов. В этомслучае прибегают к открытым вопросам.Отвечая на открытый вопрос, отвечающий руководствуется только собственными представлениями. Следовательно,такой ответ более индивидуализирован.

Повышению достоверности ответов способствует и соблюдение ряда других требований. Одно из них состоит втом, чтобы респонденту была обеспечена возможность уклониться от ответа, выразить неопределенное мнение. Для этогошкала оценок должна предусматривать варианты ответов:«трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «бывает по-разному», «когда как», и т.п. Но преобладание в ответахтаких вариантов является свидетельством либо некомпетентности респондента, либо непригодности формулировки вопроса для получения нужной информации.Для того чтобы получить достоверные сведения об исследуемом явлении, процессе, не обязательно опрашиватьвесь контингент, так как объект исследования может бытьчисленно очень большим. В тех случаях, когда объект исследования превышает несколько сот человек, применяетсявыборочное анкетирование.

Метод экспертных оценок. По существу, это разновидность опроса, связанная с привлечением к оценке изучаемыхявлений, процессов наиболее компетентных людей, мнениякоторых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют достаточно объективно оценить исследуемое. Использование этого метода требует ряда условий. Преждевсего – это тщательный подбор экспертов – людей, хорошознающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективной, непредвзятой оценке.Существенное значение имеет также выбор точной иудобной системы оценок и соответствующих шкал измерения, что упорядочивает суждения и дает возможность выразить их в определенных величинах.Зачастую бывает необходимо обучить экспертов пользоваться предложенными шкалами для однозначной оценки,чтобы свести к минимуму ошибки, сделать оценки сопоставимыми.Если действующие независимо друг от друга экспертыстабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают близкие мнения, есть основания полагать, что ониприближаются к объективным. Если же оценки сильно расходятся, то это говорит либо о неудачном выборе системы оценок и шкал измерения, либо о некомпетентности экспертов.

Разновидностями метода экспертных оценок являются:

- метод комиссий,

- метод мозгового штурма,

- метод Делфи,

- метод эвристического прогнозирования и др.

Тестирование – эмпирический метод, диагностическаяпроцедура, заключающаяся в применении тестов (от англий-скогоtest – задача, проба). Тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких иоднозначных ответов, либо в виде задач, решение которых незанимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практическихработ испытуемых, например квалификационных пробныхработ в профессиональном образовании, в экономике труда ит.п. Тесты различаются на бланочные, аппаратурные (например, на компьютере) и практические; для индивидуальногоприменения и группового.

Отслеживание. Включает наблюдение и измерение. Используется тогда, когда исследователь не может что-либо изменять в объекте исследования.Кроме того, отслеживание применяется и тогда, когдаставится цель изучения естественного функционированияобъекта.

Обследование – как частный случай метода отслеживания– это изучение исследуемого объекта с той или иной меройглубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Синонимом слова «обследование» является «осмотр», что говорит о том, что обследование – это восновном первоначальное изучение объекта, проводимое дляознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д.Обследования чаще всего применяются по отношению корганизационным структурам – предприятиям, учреждениями т.п. – или по отношению к общественным образованиям,например, населенным пунктам, для которых обследованиямогут быть внешними и внутренними. Внешние обследования: обследование социокультурной иэкономической ситуации в регионе, обследование рынкатоваров и услуг и рынка труда, обследование состояния занятости населения и т.д. Внутренние обследования: обследования внутри предприятия, учреждения – обследование состояния производственного процесса, обследования контингентаработающих и т.д.Обследование проводится посредством методов-операций эмпирического исследования: наблюдения, изучения и анализа документации, устного и письменного опроса,привлечения экспертов и т.д.

Любое обследование проводится по заранее разработанной подробной программе, в которой детально планируетсясодержание работы, ее инструментарий (составление анкет,комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов. Затем следуют этапы:сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов. На каждом этапеможет возникнуть необходимость корректировки программыобследования, когда исследователь или группа исследователей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных нехватает для получения искомых результатов, или собранныеданные не отражают картину изучаемого объекта и т.д.

По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на:

– пилотажные (разведывательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностнойориентировки в изучаемом объекте;

– специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемогообъекта;

– модульные (комплексные) обследования – для изученияцелых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.;

– системные обследования – проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вычлененияи формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., ипредполагающие целостное рассмотрение объекта, его системообразующих факторов.

На каком уровне проводить обследование в каждом конкретном случае решает сам исследователь или исследовательский коллектив в зависимости от поставленных целей и задачнаучной работы.

Мониторинг. Это постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов,прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. Например, экологическиймониторинг, синоптический мониторинг и т.д.

Изучение и обобщение опыта (деятельности). При проведении исследований изучение и обобщение опыта (организационного, производственного, технологического, медицинского, педагогического и т.д.) применяется с различнымицелями: для определения существующего уровня детальностипредприятий, организаций, учреждений, функционированиятехнологического процесса, выявления недостатков и узкихмест в практике той или иной сферы деятельности, изученияэффективности применения научных рекомендаций, выявления новых образцов деятельности, рождающихся в творческом поиске передовых руководителей, специалистов и целых коллективов. Объектом изучения могут быть: массовыйопыт – для выявления основных тенденций развития той илииной отрасли народного хозяйства; отрицательный опыт –для выявления типичных недостатков и узких мест; передовой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются,становятся достоянием науки и практики новые позитивныенаходки.

Критерии передового опыта:

1) Новизна. Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений.

2) Высокая результативность. Передовой опыт должендавать результаты выше средних по отрасли, группе аналогичных объектов и т.п.

3) Соответствие современным достижениям науки. Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

4) Стабильность – сохранение эффективности опыта приизменении условий, достижение высоких результатов напротяжении достаточно длительного времени.

5) Тиражируемость – возможность использования опытадругими людьми и организациями. Передовой опыт могутсделать своим достоянием другие люди и организации. Он неможет быть связан только с личностными особенностями егоавтора.

6) Оптимальность опыта – достижение высоких результатов при относительно экономной затрате ресурсов, а также нев ущерб решению других задач.

Изучение и обобщение опыта осуществляется такими эмпирическими методами как наблюдение, опросы,изучение литературы и документов и др.Недостатком метода отслеживания и его разновидностей– обследования, мониторинга, изучения и обобщения опытакак эмпирических методов-действий – является относительнопассивная роль исследователя – он может изучать, отслеживать и обобщать только то, что сложилось в окружающейдействительности, не имея возможности активно влиять напроисходящие процессы.

К методам, преобразующим объект исследования, относятся опытная работа и эксперимент. Различие между нимизаключаются в степени произвольности действий исследователя. Если опытная работа – нестрогая исследовательскаяпроцедура, в которой исследователь вносит изменения вобъект по своему усмотрению, исходя из своих собственныхсоображений целесообразности, то эксперимент – это совершенно строгая процедура, где исследователь должен строгоследовать требованиям эксперимента.

Опытная работа – это, как уже было сказано, метод внесения преднамеренных изменений в изучаемый объект сизвестной степенью произвола. Опытная работа как метод исследования широко используется в науках, связанных с деятельностью людей – педагогике, экономике, и т.д., когда создаются и проверяются модели, как правило, авторские: фирм, учебных заведений и т.п.,или создаются и проверяются разнообразные авторские методики. Или же создается опытный учебник, опытный препарат,опытный образец и затем они проверяются на практике.Опытная работа в некотором смысле аналогична мысленному эксперименту – и там и там как бы ставится вопрос: «ачто получится, если...?» Только в мысленном экспериментеситуация проигрывается «в уме», а в опытной работе ситуация проигрывается действием.Но, опытная работа – это не слепой хаотический поискпутем «проб и ошибок».

Опытная работа становится методом научного исследования при следующих условиях:

1. Когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой.

2. Когда она сопровождается глубоким анализом, из нееизвлекают выводы и создаются теоретические обобщения.

В опытной работе применяются все методыэмпирического исследования: наблюдение, измерение, анализдокументов, экспертная оценка и т.д.Опытная работа занимает как бы промежуточное местомежду отслеживанием объекта и экспериментом.Она является способом активного вмешательства исследователя в объект. Однако опытная работа дает, в частности,только результаты эффективности или неэффективности техили иных инноваций в общем, суммарном виде. Какие изфакторов внедряемых инноваций дают больший эффект,какие меньший, как они влияют друг на друга – ответить наэти вопросы опытная работа не может.

Для более глубокого изучения сущности того или иногоявления, изменений, происходящих в нем, и причин этихизменений, в процессе исследований прибегают к варьированию условий протекания явлений и процессов и факторов,влияющих на них. Этим целям служит эксперимент.

Эксперимент – общий эмпирический метод исследования(метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента –изменение в каждой исследовательской процедуре толькоодного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другогофактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д.

В ходе эксперимента исследователь сознательно изменяет ход какого-нибудь явлением путем введения в него новогофактора. Новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, называется экспериментальным фактором, или независимой переменной. Факторы, изменившиеся под влиянием независимой переменной, называются зависимымипеременными.

В литературе имеется множество классификаций экспериментов. Прежде всего, в зависимости от характера исследуемого объекта принято различать эксперименты физические, химические, биологические, психологические и т.д. Поосновной цели эксперименты делятся на проверочные (эмпирическая проверка некоторой гипотезы) и поисковые (сборнеобходимой эмпирической информации для построения илиуточнения выдвинутой догадки, идеи). В зависимости отхарактера и разнообразия средств и условий эксперимента испособов использования этих средств можно различать прямой (если средства используются непосредственно для исследования объекта), модельный (если используется модель,заменяющая объект), полевой (в естественных условиях,например, в космосе), лабораторный (в искусственных условиях) эксперимент.

Можно, наконец, говорить об экспериментах качественных и количественных, основываясь на различии результатовэксперимента. Качественные эксперименты, как правило,предпринимаются для выявления воздействия тех или иныхфакторов на исследуемый процесс без установления точнойколичественной зависимости между характерными величинами. Для обеспечения точного значения существенных параметров, влияющих на поведение изучаемого объекта, необходим количественный эксперимент.

В разговоре об эксперименте как методе познания нельзяне отметить и еще один вид экспериментирования, играющийбольшую роль в естественнонаучных исследованиях. Это мысленный эксперимент – исследователь оперирует не конкретным, чувственным материалом, а идеальным, модельнымобразом. Все знания, получаемые в ходе мысленного экспериментирования, подлежат практической проверке, в частности в реальном эксперименте. Поэтому данный вид экспериментирования стоит относить к методам теоретическогопознания.

Измерение. Измерение используется повсеместно, в любой человеческой деятельности. Так, практически каждый человек в течение суток десятки раз проводит измерения, смотря на часы. Общее определение измерения таково: «Измерение – это познавательный процесс, заключающийся в сравнении... данной величины с некоторым ее значением, принятым за эталон сравнения».

Можно выделить определенную структуру измерения, включающую следующие элементы:

1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями;

2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой;

3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения;

4) способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры;

5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков.

Хотя при помощи этого метода фиксируются только количественные характеристики, эти характеристики неразрывно связаны с качественной определенностью изучаемого объекта. Точность измерения зависит от соотношения объективных и субъективных факторов в процессе измерения.

К числу таких объективных факторов относятся:

– возможности выделения в изучаемом объекте тех или иных устойчивых количественных характеристик, что во многих случаях исследования, в частности, социальных и гуманитарных явлений и процессов затруднено, а, подчас, вообще невозможно;

– возможности измерительных средств (степень их совершенства) и условия, в которых происходит процесс измерения. В ряде случаев отыскание точного значения величины принципиально невозможно.

К субъективным факторам измерения относятся выбор способов измерения, организация этого процесса и целый комплекс познавательных возможностей субъекта – от квалификации экспериментатора до его умения правильно и грамотно истолковывать полученные результаты.

Наряду с прямыми измерениями в процессе научного экспериментирования широко применяется метод косвенного измерения. При косвенном измерении искомая величина определяется на основании прямых измерений других величин, связанных с первой.

Особого внимания заслуживает разговор о шкалах измерения.

Шкала – числовая система, в которой отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов переведены в свойства того или иного множества, как правило – множества чисел.

Различают несколько типов шкал. Во-первых, можно выделить дискретные шкалы (в которых множество возможных значений оцениваемой величины конечно – например, оценка в баллах – «1», «2», «3», «4», «5») и непрерывные шкалы (например, масса в граммах или объем в литрах). Во-вторых, выделяют шкалы отношений, интервальные шкалы, порядковые (ранговые) шкалы и номинальные шкалы (шкалы наименований), на котором отражена также мощность шкал– то есть, их «разрешающая способность». Мощность шкалы можно определить как степень, уровень ее возможностей для точного описания явлений, событий, то есть, той информации, которую несут оценки в соответствующей шкале. Например, состояние пациента может оцениваться в шкале наименований: «здоров» – «болен». Большую информацию будут нести измерения состояния того же пациента в шкале интервалов или отношений: температура, артериальное давление и т.д. Всегда можно перейти от более мощной шкалы к более «слабой» (произведя агрегирование – сжатие – информации): например, если ввести «пороговую температуру» в 370С и считать, что пациент здоров, если его температура меньше пороговой и болен в противном случае, то можно от шкалы отношений перейти к шкале наименований.

Регистрация – метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.

Ранжирование – (метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности и определения места каждого в этом ряду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: