Примеры формулирования основных категорий исследования

Тема Категория Управление стимулированием труда государственных гражданских служащих исполнительных органов власти Управление профессионально-квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы Состояние и перспективы развития кадрового потенциала муниципальной службы
Объект Государственные гражданские служащие исполнительных органов государственной власти Государственная гражданская служба Кадры муниципальной службы
Предмет Управление стимулированием труда государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Управление профессионально- квалификационным развитием персонала государственной гражданской службы Особенности формирования и развития кадрового потенциала современной муниципальной службы
Цель Комплексный анализ управления стимулированием труда государственных гражданских служащих и выявление его особенностей с учетом региональной специфики Анализ системы управления профессиональными качествами персонала государственных органов Выявление и анализ факторов, определяющих эффективность деятельности муниципальной службы и предпосылки развития ее кадрового потенциала
Задачи 1. Рассмотреть виды стимулов, особенности организации стимулирования труда, уточнить понятие «стимулирование труда» относительно государственных гражданских служащих. 2. Исследовать и выявить основные механизмы управления стимулированием труда государственных гражданских служащих в исполнительных органах государственной власти. 3. Провести анализ управления стимулированием труда гражданских служащих исполнительных органов государственной власти. 4. Сформулировать практические рекомендации с целью повышения эффективности служебной деятельности государственных гражданских служащих. 1. Раскрыть сущность профессионально-квалификационного развития кадров государственной гражданской службы. 2. Используя системный подход, проанализировать взаимосвязь профессионального развития гражданских служащих с другими элементами системы управления персоналом государственных органов. 3.Проанализировать практику организации профессионально-квалификационного развития управленческих кадров в региональной системе профессионально- квалификационного развития гражданских служащих. 4.Разработать направления совершенствования системы управления профессионально-квалификационным развитием государственных гражданских служащих. 1.Определить специфику содержания понятия «кадровый потенциал муниципальной службы» в условиях реформирования системы местного самоуправления. 2. Выявить факторы повышения эффективности кадровой политики на муниципальном уровне, способствующие профессиональному развитию муниципальных служащих. 3.Исследовать качественные характеристики кадрового потенциала современной муниципальной службы. 4.На основе проведенного анализа сформулировать научно обоснованные рекомендации, направленные на совершенствование системы управления профессиональным развитием муниципальных служащих.

Гипотезы бывают:

· описательные (предполагается существование какого-либо явления);

· объяснительные (вскрывающие его причины);

· описательно- объяснительные.

При формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений. Она должна соответствовать фактам и быть проверяемой. Гипотеза должна быть простой и исходить из максимально ясного и общего основания. В то же время гипотеза не должна быть тривиальной и сводиться к суждениям здравого смысла. Гипотеза – факультативный элемент в структуре параметров введения [6, с. 19-20].

Необходимо отметить, что все методологические характеристики взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и сформулированная тема предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения. В то же время предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новое знание. Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем её качества [2, с. 56].

Эффективность научной работы в наибольшей степени зависит от умения исследователя выбрать наиболее результативные методы исследования, так как именно они позволяют достичь цели.

Методы научного познания принято делить на общие и специальные. Общие методы, в отличие от специальных, используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение);

· методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);

· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (анализ, синтез, моделирование).

Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность;

эксперимент – метод, предполагающий вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств;

измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения;

сравнение – метод установления сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам;

абстрагирование – вычленение отдельных признаков и свойств предмета или явления и мысленное отвлечение их от множества признаков, свойств, связей и сторон этого предмета;

обобщение – высшая форма синтеза: сделав вывод, необходимо выразить основные результаты в общем положении;

анализ – это метод научного исследования путем рассмотрения его отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь;

синтез – метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом;

моделирование – метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей.

Специальные методы характерны для определенных областей научного знания. Они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных специальных науках. Например, в психологии– это метод лабораторного эксперимента, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения людей. В экономике - это статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы. В социологии – используют методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, эксперимента и т.п.

Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя и носит ярко выраженный индивидуализированный характер.

В ходе исследования составляется программа, в которой должно быть отражено:

· какое явление исследуется;

· по каким показателям;

· какие критерии исследования применяются;

· какие методы исследования используются;

· порядок применения тех или иных методов.

Отдельные пункты программы реализуются при прохождении преддипломной практики. Базой исследования выступают различные учреждения и организации, специфика деятельности которых соответствует теме дипломного проекта.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением.

Систематизация заключается в представлении результатов в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным задачам или представлениям о логической структуре, отраженной в логической схеме объекта исследования.

Интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение; авторская трактовка текста.

Важными параметрами исследования являются новизна и практическая значимость.

Новизна исследования понимается как признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом.

Новизна проявляется в наличии разработанных методических рекомендаций и технологий, внедренных в практику и оказывающих существенное влияние на достижение результатов. Значение полученных результатов определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания, процессы, технологии вносятся изменения, направленные на развитие и пополняющие содержание.

Необходимый этап работы – ее апробация, реальный способ избежать серьезных ошибок, вовремя скорректировать и исправить допущенные недочеты. Апробировать полученные результаты можно в форме публикаций, выступлений на различных конференциях, заседаниях, проведении различных мероприятий, внедрении в практическую деятельность.

Оценка практической значимости выбранной темы зависит от того, какой характер носит исследование. Значимость работы научно-практического характера может проявляться во внедрении основных результатов исследования в практику, апробации результатов на научно- практических конференциях, в использовании научных разработок в учебном процессе образовательных учреждений. Апробация результатов подтверждается актом о внедрении (Приложение №14). Если работа заказана конкретной организацией или учреждением, то в первой части акта обязательно указывается, что исследование выполнено по заказу.

Поощряется участие студентов при написании ими дипломных проектов в форме научно – исследовательской работы по плану НИР выпускающей кафедры, при подготовке заявок на гранты под проведение научно – исследовательских мероприятий, подготовке проектов, монографий и т.д. К выполнению НИР следует привлекать наиболее сильных, конкурентоспособных студентов, которые планируют продолжать исследования при обучении в аспирантуре. Эти студенты должны быть способны не только к обобщению, анализу и выявлению единичных (случайных) проблем, но и к охвату проблемы в целом. ВКР в форме НИР должна содержать элементы новизны в постановке научной задачи (проблемы) и методах ее решения. Желательно, чтобы практическая значимость ВКР в форме НИР подтверждалась актами – справками внедрения основных материалов, рекомендуемых в дипломном проектировании, ведущей организацией – учебным заведением, кафедрой, а также другими организациями [9].

Многие параметры исследования обязательно отражаются во введении работы, где указывают цель, задачи, методы, базу исследования, обосновывается актуальность работы. ВКР может отличаться новизной, но не иметь практической значимости. Работы, ориентированные на совершенствование практической деятельности, как правило, не содержат новизну.

В рамках дипломного исследования студент – выпускник обязательно изучает материалы по интересующей его теме, где отражаются достижения науки и практики. Результаты такой работы затем приводятся во введении в разделе «Изученность темы» или «Степень разработанности проблемы», где в сжатой форме оценивают вклад различных ученых и специалистов.

Приступая к выбору темы предстоящего исследования, студенту надо придерживаться следующих простейших правил:

1. Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента.

2. Основные материалы (нормативные акты, научные труды, публикации) должны быть доступны.

3. Основные тексты должны быть интеллектуально посильны.

4. Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента.

Исследовательская работа по сравнению с компилятивной, безусловно, будет более долгой и трудоемкой, но позволит выпускнику решать более успешно в будущем различные теоретические и практические задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: