^^_______j Основные положения
1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определенными документами.
Анализ документов позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми люди руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.
Что же понимается под анализом документов в социологии?
Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач
36.1
2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив доку
ментации можно было успешно и эффективно использовать в целях
извлечения из нее необходимой социологам информации, документы
следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по
целому ряду оснований.
По общей значимости документы обычно делятся на:
1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);
2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневни
ки, семейные альбомы и др.).
По форме изложения документы подразделяются на:
1) статистические (статистические отчеты, сборники статистиче
ских материалов, содержащие экономические и социальные показатели
развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального
благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);
2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в
словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).
По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:
1) письменные документы, в которых информация изложена в
форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы,
различного рода документальные свидетельства - о рождении, о слу
жебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);
2) иконографические документы, воспринимаемые визуально
(иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);
3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие
(грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).
По критерию авторства документы делятся:
1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявле
ние, жалоба);
2) коллективные, созданные несколькими авторами или груп
пой людей (обращение к депутатам, правительству или населению
страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).
3. Многообразие видов документов по-разному используются в
социологических исследованиях, однако существуют два основных
метода анализа документов. Один из них традиционный, классиче
ский, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют,
контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).
4. Традиционный анализ документов представляет собой сово
купность определенных логических построений, направленных на
раскрытие основного содержания изучаемого материала.
5. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска,
определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в
качестве каковых выступают:
1) отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на
звания партий и движений, географические названия и т.п.);
2) суждения, выраженные в форме предложений, абзацев,
фрагментов текстов;
3) оценки, точки зрения, аргументы, а также
4) различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам ав
торов и др.).
Определение единиц счета зависит от целей исследования.
В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача -получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.
6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче
ская модель предмета анализа, в которой взаимодействуют три эле
мента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) система единиц
анализа; 3) меры (единицы) измерения. Категориальная модель пред
мета аначиза включает в себя параметры и категории анализа, отра
жающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и
аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле
дования.
7. Система единиц контент-анализа представляет собой опре
деленным образом иерархизированную совокупность единиц анализа.
В практике социологических исследований сложился определенный
набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу
наиболее часто употребляемых из них относятся:
1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологического проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются «предприниматель», «наемный работник», «безработный», «рынок капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль заработной платы» и др.
2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза
цах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент-
анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на
определенные части, являющиеся органическими единицами контек
ста, внутри которых тема может быть более или менее четко опреде
лена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как об
щая тема социологического исследования, так и определенная ее
часть, например, проблема создания благоприятного правового про
странства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся ча
стью общей темы активизации экономического поведения.
3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отра
женного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависи
мости от выделенной темы контент-анализа, может выступать пред
приниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны
или союза предпринимателей и т.п.
4) Ситуация, — например, экологическая ситуация, рассматри
ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой; экс
тремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадав
ших от Чернобыльской катастрофы и др.
5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их
группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Напри
мер, действия предпринимателей, безработных или налоговой поли
ции.
8. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон
тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый
из них составляют единицы протяженности, располагаемые в коор
динатной сети: пространство - время. Примером таких единиц счета,
применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квад
ратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печат
ном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное
время телевизионного сообщения. Единицей измерения может слу
жить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого
появления. Именно последнее - частота появления искомого признака
в тексте является самым распространенным в прикладных исследова
ниях способом измерения характеристик изучаемого содержания с
точки зрения интересующего социолога объекта исследования.
9. Процедура социологического исследования, основанная на
методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций,
осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами.
Первый такой документ — таблица контент-анализа. Она содержит в
себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуще
ствления контент-анализа определенного содержания различных ти-
Письменные.
Иконографические.
Фонетические.
Индивидуальные.
Коллективные.
4. Ответьте, что это такое:
Традиционный анализ документов.
Контент-анализ.
Категориальная модель предмета анализа.
Персонаж контент-анализа.
36.3
Вопросы по теме главы
1. Что представляет собой анализ документов как метод социологи
ческого исследования?
2. Какие основания классификации документов Вы знаете?
3. Какие виды документов используются в социологических иссле
дованиях?
4. В чем заключается традиционный анализ документов?
5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анали
за (контент-анализа) документов?
6. Что представляет из себя категориальная модель предмета кон
тент-анализа?
7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компо
ненты?
8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре кон
тент-анализа?
9. Какие стандартные документы используются в процедуре кон
тент-анализа?
10. Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа?
Литература
Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ // Социология / Под ред. Г.В Осипова- М: Наука, 1996. Гречихин В.Г. Анализ документов // Лекции по методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Московского университета. 1988.
Методы анализа документальных источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.
4. Орлова Э.А. Анализ документов // Рабочая книга социолога /Под ред.
Г.В. Осипова и др. - М. Наука, 1983.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме
тоды. - М: Наука, 1987.
Социологическое наблюдение
37.1
Основные положения
1. В социологии под наблюдением понимается метод сбора
первичной социальной информации об изучаемом объекте путем на
правленного, систематического и непосредственного визуального и
слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точ
ки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процес
сов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.
2. Наблюдение в социологическом исследовании может слу
жить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть
использовано в качестве источника информации об исследуемом со
циальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить до
полнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюде
ние способно служить в качестве средства проверки данных, полу
ченных другими методами.
3. Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей,
необходимо разработать программу и план его осуществления. В про
грамме выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению,
определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способы
осуществления и регистрации полученной информации. Она опреде
ляет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на
правленность наблюдения. В зависимости от цели исследования зада
чами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объ
екте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике
ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), полу
чение интересующей наблюдателя информации, уточнение и провер
ка результатов, полученных при помощи других методов, выдвиже
ние предварительных гипотез и их проверка.
2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объ
екта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различ-
ные общности и группы, способы их деятельности. Предметами на-' блюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных: структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.
3) Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи
вающего сбор необходимой информации, — включенное, невключен-
ное и иные виды наблюдения.
4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта,
его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения мо
жет осуществляться в специально разработанных карточках и прото
колах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и
фотодокументах.
5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быгь реа
лизовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми
событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов соб
ственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими ква
лифицированными наблюдателями и т.п.
6) Обработка и интерпретация полученной информации может
осуществляться как традиционными методами — логическое обобще
ние полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п.,
так и методами обработки массивов полученной информации посред
ством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стан
дартизированных карточек регистрации наблюдений.
7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных
выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте,
предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблю
дения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; ха
рактеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов
их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации
по практической реализации социологической информации, получен
ной в процессе наблюдения.
4. В плане организации и проведения социологического наблю
дения определяются сроки проведения наблюдения и его основные
этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы
подготовки необходимой документации (тиражирование карточек,
инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудо
вания - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сро
ки ее представления заинтересованным организациям.
5. В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи
ческого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой си-
|уации, по степени формализации исследовательской процедуры, ус-иовиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.
1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде
ние - это такой способ изучения социальных явлений и процессов,
при котором определен только объект наблюдения, но исследователь
не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса,
события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения
чаще всего применяется на начальной стадии социологического ис
следования с целью определения проблемной ситуации.
2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение -
такой способ сбора эмпирической социологической информации, при
котором заранее определен не только объект и предмет исследования,
но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее
существенное значение для достижения намеченных целей и решения
задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллекти
вом). Оно может быть использовано как основной метод сбора ин
формации для точного описания предмета исследования и в качестве
способа проверки результатов, полученных другими методами, уточ
нения, корректировки их.
3) Невключенное (внешнее) наблюдение - это такой способ со
циологического исследования, при котором исследователь находится
вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель
в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не
задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них,
просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач
исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в
условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.
4) Включенное наблюдение - это такой способ социологиче
ского исследования, при котором наблюдатель, в той или иной степе
ни непосредственно включенный в изучаемый социальный процесс,
находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами
и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.
5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в ре
альной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосред
ственном контакте исследователя с изучаемым объектом.
6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической
социологической информации, который осуществляется в искусст
венно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых иссле
дователями условиях.
7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, ко-
юрый проводится последовательно и систематически по четко опре-
деленному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий.
8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явле
ний и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в
определенных временных интервалах или по различным этапам их
протекания.
9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование,
при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматри
ваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслу
живающие внимания, с его точки зрения, факты и события социаль
ной жизни.
10) Одномоментное наблюдение -такое наблюдение, в котором
фиксируется одно явление или событие, происходящее в определен
ном месте и в определенное время, например, осуществляемое социо
логом невключенное наблюдение за митингом определенной полити
ческой партии или движения.
11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, про
тяженного во времени, проводимого через определенные интервалы,
систематического и организованного наблюдения за одним и тем же
объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.
12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправ
ленно по заранее подготовленной программе, с применением стандар
тизированных планов и документации для получения достоверной
информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль ор
ганизуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения
результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процес
са- проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом.
13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдате
лем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого
плана и применения заранее подготовленной документации.
6. Существенное значение приобретает четкая и правильная
фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед прове
дением социологического наблюдения разрабатывается и доводится
до сведения наблюдателей инструкция по применению данного мето
да, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен
фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или
иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их
общностей.
7. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и си
туаций различными наблюдателями применяется карточка наблюде
ния, в которой определяются основные элементы ситуации или пове-
37.3
Вопросы по теме главы
прс |
1. Что такое социологическое наблюдение?
2. В каких целях применяется наблюдение в эмпирических социоло-^
гических исследованиях?
3. Какие этапы исследовательской деятельности определяет
грамма наблюдения?
4. Что определяется в плане организации проведения наблюдения?
5. Какие типы социологического наблюдения Вы знаете?
6. Каково назначение инструкции по проведению наблюдения?
7. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура?
8. Что определяет достоверность и эффективность результатов на
блюдения?
-4_ ***"]
Литература
1. Андреенков В.Г. Наблюдение // Социология. Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука. 1996. Гл. 3.
2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии // Лекции по методике и
технике социологических исследований. — М: Изд-во Московского ун
та, 1988.
3. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора
информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1990.
Разд. IV.
4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии // Рабочая книга со
циолога / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М, 1987.
ШШшаЖ'
Социологический эксперимент
38.1
Основные положения
1. Необходимость применения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности, факторы в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях.
Социологический эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и каче-с 1 венном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Обычно эта процедура осуществляется путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий, путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, приводящих к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей ситуации. Это позволяет зафиксировать соответствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучаемой группы предварительным предположением.
2. Социологический эксперимент основывается на разработке
определенной гипотетической модели изучаемого явления или процес
са. В последнем выделяются основные взаимосвязанные параметры и
их связи с другими явлениями и процессами. На основе использования
данной модели изучаемый социальный объект описывается как целост
ная система переменных, среди которых выделяется независимая пере
менная {экспериментальный фактор), действие которой подчинено
управлению и контролю экспериментатора и которая выступает в каче
стве гипотетической причины определенных изменений в зависимой
переменной {неэкспериментальный фактор). Неэкспериментальными
переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости
изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для
ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специ
ально вводимых в данную систему экспериментатором.
3. Социологический эксперимент как специфическая исследо
вательская процедура обладает определенной структурой. Ее основ
ные компоненты сводятся к следующему:
Экспериментатор — это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.
Экспериментальный фактор, или независимая переменная, — условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом. Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если се направленность и интенсивность действия, качественные и количественные характеристики реализуются в пределах программы эксперимента.
Экспериментальная ситуация — такая ситуация, которая пред| намеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор!
Экспериментальный объект - это группа лиц или социальная' общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического эксперимента.
4. Организация и проведение социологического эксперимента
включают в себя несколько этапов.
Первый этап — теоретический На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учитываются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной ситуации.
Второй этап - методический — представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирование плана создания экспериментальной ситуации.
Третий этап — реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой экспериментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).
Четвертый этап — осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намеченная цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть получены и побочные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важными для последующих исследований, в том числе и экспериментальных.
5. Важное значение имеет типологизация социальных экспери
ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо
сти от объекта и предмета исследования различают экономические,
социологические, правовые, психологические, экологические экспе
рименты.
I
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контролируемые и неконтролируемые (естественные).
Полевой социологический эксперимент представляет собой такую разновидность экспериментального исследования, в котором воздействие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).
По степени активности исследователя среди полевых экспериментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведения контролируемого эксперимента исследователь изучает отношение факторов, составляющих в своей совокупности социальный объект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений.