Исследования 2 страница

^^_______j Основные положения

1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определен­ными документами.

Анализ документов позволяет социологу выявить определен­ные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных инди­видов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, ко­торыми люди руководствуются на различных этапах развития обще­ства и в различных социальных ситуациях, проследить динамику раз­вития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, полити­ческими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.

Что же понимается под анализом документов в социологии?

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источ­ников социологической информации при изучении социальных процес­сов и явлений для решения определенных исследовательских задач

36.1


2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив доку­
ментации можно было успешно и эффективно использовать в целях
извлечения из нее необходимой социологам информации, документы
следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по
целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневни­
ки, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

1) статистические (статистические отчеты, сборники статистиче­
ских материалов, содержащие экономические и социальные показатели
развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального
благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);

2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в
словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие раз­новидности документов:

1) письменные документы, в которых информация изложена в
форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы,
различного рода документальные свидетельства - о рождении, о слу­
жебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);

2) иконографические документы, воспринимаемые визуально
(иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);

3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие
(грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся:

1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявле­
ние, жалоба);

2) коллективные, созданные несколькими авторами или груп­
пой людей (обращение к депутатам, правительству или населению
страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

3. Многообразие видов документов по-разному используются в
социологических исследованиях, однако существуют два основных
метода анализа документов. Один из них традиционный, классиче­
ский, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют,
контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

4. Традиционный анализ документов представляет собой сово­
купность определенных логических построений, направленных на
раскрытие основного содержания изучаемого материала.


5. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска,
определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в
качестве каковых выступают:

1) отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на­
звания партий и движений, географические названия и т.п.);

2) суждения, выраженные в форме предложений, абзацев,
фрагментов текстов;

3) оценки, точки зрения, аргументы, а также

4) различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам ав­
торов и др.).

Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида кон­тент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представле­ния содержания текста: качественный и количественный. Качествен­ный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характе­ристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количест­ва) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача -получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче­
ская модель предмета
анализа, в которой взаимодействуют три эле­
мента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) система единиц
анализа; 3) меры (единицы) измерения. Категориальная модель пред­
мета аначиза
включает в себя параметры и категории анализа, отра­
жающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и
аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле­
дования.

7. Система единиц контент-анализа представляет собой опре­
деленным образом иерархизированную совокупность единиц анализа.
В практике социологических исследований сложился определенный
набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу
наиболее часто употребляемых из них относятся:

1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или со­четанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологи­ческого проекта, посвященного исследованию активизации экономи­ческого поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются «предприниматель», «наемный работник», «без­работный», «рынок капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль зара­ботной платы» и др.


2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза­
цах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент-
анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на
определенные части, являющиеся органическими единицами контек­
ста, внутри которых тема может быть более или менее четко опреде­
лена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как об­
щая тема социологического исследования, так и определенная ее
часть, например, проблема создания благоприятного правового про­
странства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся ча­
стью общей темы активизации экономического поведения.

3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отра­
женного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависи­
мости от выделенной темы контент-анализа, может выступать пред­
приниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны
или союза предпринимателей и т.п.

4) Ситуация, — например, экологическая ситуация, рассматри­
ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой; экс­
тремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадав­
ших от Чернобыльской катастрофы и др.

5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их
группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Напри­
мер, действия предпринимателей, безработных или налоговой поли­
ции.

8. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон­
тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый
из них составляют единицы протяженности, располагаемые в коор­
динатной сети: пространство - время. Примером таких единиц счета,
применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квад­
ратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печат­
ном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное
время телевизионного сообщения. Единицей измерения может слу­
жить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого
появления. Именно последнее - частота появления искомого признака
в тексте является самым распространенным в прикладных исследова­
ниях способом измерения характеристик изучаемого содержания с
точки зрения интересующего социолога объекта исследования.

9. Процедура социологического исследования, основанная на
методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций,
осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами.
Первый такой документ — таблица контент-анализа. Она содержит в
себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуще­
ствления контент-анализа определенного содержания различных ти-




Письменные.

Иконографические.

Фонетические.

Индивидуальные.

Коллективные.

4. Ответьте, что это такое:

Традиционный анализ документов.

Контент-анализ.

Категориальная модель предмета анализа.

Персонаж контент-анализа.


36.3


Вопросы по теме главы


1. Что представляет собой анализ документов как метод социологи­
ческого исследования?

2. Какие основания классификации документов Вы знаете?

3. Какие виды документов используются в социологических иссле­
дованиях?

4. В чем заключается традиционный анализ документов?

5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анали­
за (контент-анализа) документов?

6. Что представляет из себя категориальная модель предмета кон­
тент-анализа?

7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компо­
ненты?

8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре кон­
тент-анализа?

9. Какие стандартные документы используются в процедуре кон­
тент-анализа?

10. Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа?

Литература

Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ // Со­циология / Под ред. Г.В Осипова- М: Наука, 1996. Гречихин В.Г. Анализ документов // Лекции по методике и технике со­циологических исследований. - М: Изд-во Московского университета. 1988.

Методы анализа документальных источников // Методы сбора информа­ции в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.


4. Орлова Э.А. Анализ документов // Рабочая книга социолога /Под ред.
Г.В. Осипова и др. - М. Наука, 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. - М: Наука, 1987.

Социологическое наблюдение


37.1


Основные положения


1. В социологии под наблюдением понимается метод сбора
первичной социальной информации об изучаемом объекте путем на­
правленного, систематического и непосредственного визуального и
слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точ­
ки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процес­
сов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

2. Наблюдение в социологическом исследовании может слу­
жить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть
использовано в качестве источника информации об исследуемом со­
циальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить до­
полнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюде­
ние способно служить в качестве средства проверки данных, полу­
ченных другими методами.

3. Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей,
необходимо разработать программу и план его осуществления. В про­
грамме выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению,
определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способы
осуществления и регистрации полученной информации. Она опреде­
ляет следующие основные этапы научного наблюдения:

1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на­
правленность наблюдения. В зависимости от цели исследования зада­
чами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объ­
екте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике
ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), полу­
чение интересующей наблюдателя информации, уточнение и провер­
ка результатов, полученных при помощи других методов, выдвиже­
ние предварительных гипотез и их проверка.

2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объ­
екта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различ-


ные общности и группы, способы их деятельности. Предметами на-' блюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных: структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в кото­рых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи­
вающего сбор необходимой информации, — включенное, невключен-
ное и иные виды наблюдения.

4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта,
его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения мо­
жет осуществляться в специально разработанных карточках и прото­
колах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и
фотодокументах.

5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быгь реа­
лизовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми
событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов соб­
ственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими ква­
лифицированными наблюдателями и т.п.

6) Обработка и интерпретация полученной информации может
осуществляться как традиционными методами — логическое обобще­
ние полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п.,
так и методами обработки массивов полученной информации посред­
ством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стан­
дартизированных карточек регистрации наблюдений.

7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных
выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте,
предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблю­
дения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; ха­
рактеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов
их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации
по практической реализации социологической информации, получен­
ной в процессе наблюдения.

4. В плане организации и проведения социологического наблю­
дения определяются сроки проведения наблюдения и его основные
этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы
подготовки необходимой документации (тиражирование карточек,
инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудо­
вания - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сро­
ки ее представления заинтересованным организациям.

5. В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи­
ческого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой си-


|уации, по степени формализации исследовательской процедуры, ус-иовиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Ос­новные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде­
ние - это такой способ изучения социальных явлений и процессов,
при котором определен только объект наблюдения, но исследователь
не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса,
события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения
чаще всего применяется на начальной стадии социологического ис­
следования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение -
такой способ сбора эмпирической социологической информации, при
котором заранее определен не только объект и предмет исследования,
но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее
существенное значение для достижения намеченных целей и решения
задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллекти­
вом). Оно может быть использовано как основной метод сбора ин­
формации для точного описания предмета исследования и в качестве
способа проверки результатов, полученных другими методами, уточ­
нения, корректировки их.

3) Невключенное (внешнее) наблюдение - это такой способ со­
циологического исследования, при котором исследователь находится
вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель
в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не
задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них,
просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач
исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в
условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологиче­
ского исследования, при котором наблюдатель, в той или иной степе­
ни непосредственно включенный в изучаемый социальный процесс,
находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами
и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в ре­
альной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосред­
ственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической
социологической информации, который осуществляется в искусст­
венно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых иссле­
дователями условиях.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, ко-
юрый проводится последовательно и систематически по четко опре-



деленному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий.

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явле­
ний и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в
определенных временных интервалах или по различным этапам их
протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование,
при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматри­
ваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслу­
живающие внимания, с его точки зрения, факты и события социаль­
ной жизни.

10) Одномоментное наблюдение -такое наблюдение, в котором
фиксируется одно явление или событие, происходящее в определен­
ном месте и в определенное время, например, осуществляемое социо­
логом невключенное наблюдение за митингом определенной полити­
ческой партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, про­
тяженного во времени, проводимого через определенные интервалы,
систематического и организованного наблюдения за одним и тем же
объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправ­
ленно по заранее подготовленной программе, с применением стандар­
тизированных планов и документации для получения достоверной
информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль ор­
ганизуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения
результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процес­
са- проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдате­
лем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого
плана и применения заранее подготовленной документации.

6. Существенное значение приобретает четкая и правильная
фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед прове­
дением социологического наблюдения разрабатывается и доводится
до сведения наблюдателей инструкция по применению данного мето­
да, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен
фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или
иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их
общностей.

7. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и си­
туаций различными наблюдателями применяется карточка наблюде­
ния, в которой определяются основные элементы ситуации или пове-





37.3


Вопросы по теме главы


прс

1. Что такое социологическое наблюдение?

2. В каких целях применяется наблюдение в эмпирических социоло-^
гических исследованиях?

3. Какие этапы исследовательской деятельности определяет
грамма наблюдения?

4. Что определяется в плане организации проведения наблюдения?

5. Какие типы социологического наблюдения Вы знаете?

6. Каково назначение инструкции по проведению наблюдения?

7. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура?

8. Что определяет достоверность и эффективность результатов на­
блюдения?

-4_ ***"]

Литература

1. Андреенков В.Г. Наблюдение // Социология. Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука. 1996. Гл. 3.

2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии // Лекции по методике и
технике социологических исследований. — М: Изд-во Московского ун­
та, 1988.

3. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора
информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1990.
Разд. IV.

4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии // Рабочая книга со­
циолога / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М, 1987.


ШШшаЖ'


Социологический эксперимент


38.1

Основные положения

1. Необходимость применения социального эксперимента возни­кает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с опреде­лением того, каким образом та или иная социальная группа будет реа­гировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных фак­торов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности, факторы в искусст­венно созданных и контролируемых исследователем условиях.


Социологический эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и каче-с 1 венном изменении показателей деятельности изучаемого социаль­ного объекта в результате воздействия на него вводимых или видоиз­меняемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Обычно эта процедура осуществляется путем вме­шательства экспериментатора в естественный ход событий, путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, приводящих к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей ситуации. Это позволяет зафиксировать соответ­ствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучае­мой группы предварительным предположением.

2. Социологический эксперимент основывается на разработке
определенной гипотетической модели изучаемого явления или процес­
са. В последнем выделяются основные взаимосвязанные параметры и
их связи с другими явлениями и процессами. На основе использования
данной модели изучаемый социальный объект описывается как целост­
ная система переменных, среди которых выделяется независимая пере­
менная {экспериментальный фактор),
действие которой подчинено
управлению и контролю экспериментатора и которая выступает в каче­
стве гипотетической причины определенных изменений в зависимой
переменной {неэкспериментальный фактор).
Неэкспериментальными
переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости
изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для
ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специ­
ально вводимых в данную систему экспериментатором.

3. Социологический эксперимент как специфическая исследо­
вательская процедура обладает определенной структурой. Ее основ­
ные компоненты сводятся к следующему:

Экспериментатор — это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую мо­дель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная, — условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуа­цию (деятельность) социологом. Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если се направленность и интенсивность действия, качественные и количе­ственные характеристики реализуются в пределах программы экспе­римента.


Экспериментальная ситуация — такая ситуация, которая пред| намеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор!

Экспериментальный объект - это группа лиц или социальная' общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического экспери­мента.

4. Организация и проведение социологического эксперимента
включают в себя несколько этапов.

Первый этап — теоретический На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В ка­честве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учиты­ваются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изу­чаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прото­тип исследуемой экспериментальной ситуации.

Второй этап - методический — представляет собой разработ­ку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, опре­деление его процедур, формулирование плана создания эксперимен­тальной ситуации.

Третий этапреализация программы эксперимента. В про­цессе его осуществления создается намеченная программой экспери­ментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспе­риментальные факторы).

Четвертый этап — осуществление анализа и оценки результа­тов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намеченная цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть получены и побоч­ные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важ­ными для последующих исследований, в том числе и эксперимен­тальных.

5. Важное значение имеет типологизация социальных экспери­
ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо­
сти от объекта и предмета исследования различают экономические,
социологические, правовые, психологические, экологические экспе­
рименты.


I


По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой та­кую разновидность экспериментального исследования, в котором воз­действие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

По степени активности исследователя среди полевых экспери­ментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведе­ния контролируемого эксперимента исследователь изучает отноше­ние факторов, составляющих в своей совокупности социальный объ­ект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие не­зависимую переменную в качестве гипотетической причины предпо­лагаемых в будущем изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: