Этапы социологического исследования

5. Формулировка рабочих гипотез

 
 


Первые шесть этапов, включенных в схему, принято называть программой конкретного социологического исследования (КСИ).

Программа КСИ - документ, представляющий систему теоретико-методологических принципов в соответствии с целями и требованиями исследования, правилами проведения исследования и последовательностью приёмов для их проверки.

В содержании программы, как правило, выделяются три раздела:

1. Теоретико-методологический (формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта и развертывание основных гипотез);

2. Процедурно-методологический (обоснование выборки, шкалы, методов сбора и анализа данных);

3. Организационный (подготовка рабочего плана, в котором фиксируются сроки исследования и ответственные исполнители за те или другие виды работ).

Разработка программы начинается с определения проблемной ситуации и постановки проблемы.

Проблемная ситуация – состояние в развитии социального (политического) объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема – форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию (предметная сторона проблемы), с другой – указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации (гносеологическая сторона проблемы). Проблема формулируется как выражение необходимости изучении определенной области социально-политической жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит от следующих факторов:

· сложности социальных объектов, содержащих противоречия и нуждающихся в регулировании;

· уровня зрелости общественной потребности в разрешении данных противоречий;

· состояния научного и практического знания в соответствующей области.

На стадии формулировки проблемы необходимо обратиться к изучению научной и методической литературы, к результатам предшествующих социально-политических исследований, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы. Выявление разнообразных точек зрения помогает четче определить собственный предмет исследования, гипотезы, подлежащие проверке, методы, которые целесообразно использовать в данном случае.

Чтобы точно и правильно сформулировать проблему, необходимо соблюдать несколько принципов:

· четче разграничить известное (непроблематичное) и неизвестное (проблематичное): например, нам известно, что значимость этнического «Я»-образа в числе других «Я»-образов повышается, но нам неизвестно, почему это происходит;

· отделить существенное с позиции решения проблемы от несущественного, второстепенного (в этой конкретной проблемной ситуации (см. предыдущий пример) важнее определить то, насколько эта динамика обусловлена определенными социальными процессами, менее важно, насколько значимость этнической идентификации связана с личностными, характерологическими качествами человека);

· разделить общую проблему на частные, а затем распределить их с точки зрения важности, т.е. выстроить иерархию проблем (на том же примере иерархия частных проблем будет выглядеть следующим образом: влияние процесса социальной трансформации на рост значимости этнического «Я»; влияние статусных показателей на динамику «Я»-образов; влияние половозрастных характеристик на место этнического «Я» в ряду других социальных идентичностей).

При выборе и определении проблемы исследования могут возникнуть типичные ошибки:

· отождествление темы и проблемы исследования;

· отождествление проблемы исследования с социальной (политической) проблемой в целом. Оба понятия во многом сходны, в их основе лежит социальное (политическое) противоре­чие, осознаваемое субъектами как значимое для них несоответ­ствие между существующим и должным. И в том и другом слу­чае противоречие создает проблемную ситуацию, и в том и в другом случае оно осознается субъектами. Но в проблеме ис­следования субъектом выступает индивид, а в социальной (политической) про­блеме — большие социальные группы людей. Следовательно, проблема исследования — лишь часть социальной (политической) проблемы, ее конкретная сторона;

· смещение уровней обобщения: задачи иссле­дования носят конкретно-практический характер, а проблема ис­следования — абстрактно-теоретический.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта и предмета исследования.

Объект исследования - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной (политической) реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания.

В программе КСИ принято выделять теоретический и эмпирический объекты исследования. В качестве теоретического объекта выступает сфера социальной (политической) действительности, содержащая социальное (политическое) противоречие проблемной ситуации. Эмпирическим объектом являются люди (социальные группы), способные дать исследователю необходимую информацию.

Предмет исследования — наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для ре­шения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает исследователь. Предмет устанавливает познавательные границы, в пре­делах которых изучается конкретный объект в данном исследо­вании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой фор­мулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое иссле­дование.

Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же объекте могут выделяться различные ее аспекты, ко­торые будут являться предметом исследования. Иначе говоря, когда исследователь выбирает предмет исследования, он в то же вре­мя формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о воз­можном решении проблемы.

Предмет исследования чаще всего имеет сложную структуру. По мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты времени и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обоснованность.

Этап постановки цели и задач исследования важен потому, что исследователь должен четко представлять себе, какую же информацию он хочет получить.

Цель – модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур.

Задачи – конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Они формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели.

Задачи могут быть условно разделены на основные, частные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Частые задачи являются средством достижения основных. Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

Опыт показывает, что определение цели и задач исследования при разработке программы – процесс итерационный. Исследователь неоднократно возвращается к формулировке целей и задач, по мере того как происходит конкретизация и разработка других разделов программы: определяются объем выборки и методы сбора данных, согласовываются сроки и ресурсы предполагаемого исследования и т.д.

Кроме определения объекта, предмета, целей и задач исследования, необходимо правильно выбрать его методологическую процедуру. Для этого надо решить три основные задачи, которые обеспечивают получение надежной и адекватной социологической информации. Во-первых, выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в дан­ном исследовании. Во-вторых, провести анализ практической про­блемы на уровне теоретического знания. В-третьих, обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью коли­чественных статистических показателей. Решению этих задач посвящен следующий этап разработки программы КСИ, предусматривающий две связанные между собой методо­логические процедуры - интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация – трактовка (объяснение) основного понятия, выявление интересующих исследователя сторон и свойств объекта изучения.

Интерпретацию разделяют на два вида: теоретическую и эмпирическую.

Варианты теоретической интерпретации: а) интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями; б) интерпретация понятий через понятия меньшей степени общности; в) теоретическая интерпретация эмпирически установленных фактов.

В работе по уточнению теоретических понятий можно выделить три стадии. На первой стадии нужно составить по возможности полный список существующих определений интересующего нас понятия. Основной путь здесь - анализ литературы. В результате работы по обобщению существующих определений (научных и обыденных) мы получаем возможность исходить из достаточно общего и разделяемого большинством исследователей определения.

На второй стадии мы осуществляем и обосновываем свой выбор трактовки понятия. Обоснование необходимо и в том случае, если мы решили использовать общепринятое определение, и тогда, когда нами предложено нечто абсолютно новое. Позднее, в ходе анализа данных, наша теоретическая модель, скорее всего, будет уточняться, но и в сборе, и в анализе данных мы будем руководствоваться принятым рабочим определением. Так, если мы решим, что смысл понятия «профессия» заключается в способе регуляции рыночных условий в пользу определенной группы, ограничивающей и контролирующей доступ новых членов в свои ряды, мы, скорее всего, сосредоточим свое внимание на таких аспектах профессионализма, как автономия, контроль над процессом определения «внештатных» ситуаций и приписыванием ответственности, обучение новичков и управление «публичным» образом профессиональной группы. При этом мы, возможно, не уделим того же внимания таким аспектам профессионализма, как отношения с потребителями товаров или услуг, контроль над определенными ресурсами и т.п.

Большинство полученных нами определений будут многомерными, т.е. они будут включать в себя более одного аспекта или измерения. Поэтому на третьей стадии следует отчетливо очертить существующие аспекты понятия и, возможно, выбрать те из них, с которыми мы собираемся работать. Во-первых, выделение отдельных измерений в многомерном теоретическом понятии необходимо для того, чтобы найти соответствующие индикаторы для каждого из измерений. Во-вторых, мы часто используем категориальные переменные, состоящие из множества взаимосвязанных признаков, т. е. двух, трех или более качественных категорий. Примерами здесь могут служить пол, профессия, семейный статус, религиозная конфессия и т. д. Нередко признаки, составляющие категориальную переменную, могут быть упорядочены по какой-то ординальной шкале. Скажем, социальный статус может быть низким, средним или высоким. Анализ размерности теоретического понятия, представляемого с помощью такой категориальной переменной, позволяет выявить различия между упорядочениями категорий по разным измерениям. Упорядочение религиозных конфессий по престижности будет отличаться от их упорядочения по степени религиозного фундаментализма. Сделав явным это различие между смысловыми измерениями теоретического понятия, мы обезопасим себя от ошибочных выводов о характере взаимосвязей данной переменной с другими, т. е. от ошибок на стадии анализа данных.

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением (операционализация).

Операциональные определения – это мостик между теорией и эмпирическими наблюдениями. Значение каждого научного понятия должно быть описано при помощи определенного теста, который и будет операцией по его проверке. Операционализация как раз и позволяет разложить теоретическое содержание понятия на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Таким образом, операциональное определение можно рассматривать как серию инструкций, описывающих действия, которые должен осуществить исследователь для установки значения переменной. Операционализация необходима для сопоставления теоретических понятий с фактами, отражением которых они являются, выбора наиболее существенных признаков для изучения, осуществления измерения изучаемых признаков. Точные утверждения о том, как операционализировать переменную помогут нам оценить результаты исследования.

К операциональным определениям обычно предъявляются следующие требования:

· способ их получения должен гарантировать максимальную точность;

· определения должны быть максимально адекватны интересующей нас проблеме.

Первое требование относится к точности получаемой информации: регистрируя данные посредством одного операционального определения, разные исследователи должны приходить к сопоставимым результатам. Второе обеспечивает содержательное соответствие (релевантность) полученной информации для изучения определенного вопроса.

Различают структурную и факторную операционализации.

Структурная операционализация - расчленение основного понятия на структурные элементы, главные характеристики предмета исследования.

Факторная операционализация представляет собой процедуру выявления факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на состояние изучаемого явления, процесса.

Необходимо обратить внимание на этапы процедуры операционализации понятий: 1) создание образа (общего представления об объекте / предмете исследования); 2) построение «сетки» (перечня) характеристик объекта / предмета; 3) выбор переменных и индикаторов.

Таблица 1

Операционализация в системе объекта/ предмета

Показатели Переменные Индикаторы
     

Следующий шаг в разработке теоретико-методологического раздела программы – формулирование гипотез исследования.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Исходные посылки социологических гипотез черпа­ются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в поня­тиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позво­ляют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения — гипотезы.

Схематично «выход» на гипотезу можно представить так, как показано на схеме 2.

Схема 2

Разработка гипотезы

Характеристики гипотезы включают в себя следующие параметры:

1) гипотеза - это вероятностное знание;

2) гипотеза - это достаточно обоснованное, но не обязательно истинное знание;

3) гипотеза - это знание, предполагающее разрешение противоречия, лежащего в основе проблемы;

4) гипотеза - это знание, содержащее новые аспекты по сравнению с имеющимися;

5) гипотеза - это знание, проверяемое с указанием на способ проверки.

Сформулируем некоторые общие требования, кото­рым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежа­щая прямой эмпирической проверке.

· Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяемая.

· Она не должна противоречить ранее установлен­ным научным фактам. Иными словами, гипотеза объяс­няет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения.

· Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым рядом возможных допущений и ограничений, лучше исхо­дить из максимально простого и общего основания.

· Хорошая гипотеза приложима к бо­лее широкому кругу явлений, нежели та область, кото­рая непосредственно наблюдается в исследовании.

· Гипотеза должна быть принципиально проверяе­ма при данном уровне теоретических знаний, методичес­кой оснащенности и практических возможностях иссле­дования.

Второй раздел программы КСИ - процедурно-методологический, включающий обоснование выборки, шкалы, методов сбора и анализа данных.

Большинство исследований имеет не сплошной, а выборочный харак­тер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам структуру изучаемого объекта, т.е. формируется выборка. Выборочная совокупность задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров и т.д.). Различие между объектом и выборочной совокупностью заключается в том, что выборочная совокупность меньше по объему и представляет уменьшенную копию объекта.

Выборочное обследование представляет собой способ система­тического сбора данных о поведении и об установках людей посред­ством опроса специально подобранной группы респондентов, да­ющих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное ис­следование, хотя требует более изощренной методики и техники.

При построении социологической выборки используется мно­жество специальных терминов, в том числе два важнейших: ге­неральная и выборочная совокупности.

Совокупность, из которой отбираются варианты для совмест­ного изучения, называется генеральной, а отобранная из генераль­ной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности.

Основное правило ее составления гласит: каждый элемент ге­неральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам эле­ментов — об их общей совокупности, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема. Основу выбороч­ного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая вы­борочная совокупность, основные характеристики которой полно­стью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупно­сти. Только для этого типа выборки результаты обследования час­ти единиц (объектов) можно распространять на всю генеральную совокупность. Необходимое условие для построения репрезентатив­ной выборки — наличие информации о генеральной совокупности, т.е. либо полный список единиц (субъектов) генеральной совокупности, либо информация о структуре по характеристикам, существенно влияющим на отношение к предмету исследования.

Как только социолог определился с тем, кого он хочет опро­сить, он определил основу выборки. После чего решается вопрос о типе выборки.

Типами выборки называются основные разновидности статисти­ческой выборки: случайная (вероятностная) и неслучайная (неве­роятностная). Тип выборки говорит о том, как люди попадают в выборочную совокупность, объем выборки сообщает о том, какое их количество туда попало.

Методом выборки будем называть способ построения того типа выборки, название которого этот метод носит, например, метод вероятностной выборки.

Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора. Элемент генеральной совокупно­сти, с которого непосредственно ведется сбор информации, на­зывается единицей наблюдения.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то с труктура выборки — процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокуп­ность.

В программе эмпирического исследования тщательно описыва­ется проект выборки, который в последующем может уточняться. В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом; обосновывается техника проведения опроса; указываются подходы к определению достоверности полученной информации (это необходимо для того, чтобы удостовериться в степени правомерности распространения полученных выводов на весь объект исследования).

Составление выборки — процесс выбора единиц (людей, орга­низаций и т.п.) из интересующей социолога генеральной совокуп­ности с таким условием, чтобы, проведя свое исследование, уче­ный мог обобщить полученные результаты снова на всю генераль­ную совокупность, из которой осуществлялась выборка.

Выборка в количественном и качественном исследованиях стро­ится на противоположных принципах. В первом случае она явля­ется статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам (например, возраст, пол, класс). Во втором случае стремятся найти непохо­жих людей, сделать группу респондентов гетерогенной; выбор нового респондента, объекта или ситуации происходит по прин­ципу их противоположности и вариативности.

В социологической литературе, причем не толь­ко в отечественной, но и в зарубежной, нет четкой классификации типов выборки и методов ее по­лучения. Можно встретить самые разные названия для одного и того же типа выборки.

Обобщив разнообразные точки зрения, можно заключить, что во всех случаях типы выборки делятся на вероятностные (случай­ные) и невероятностные (неслучайные, целевые, целенаправлен­ные).

Случайная (вероятностная) выборка — это выборка, для ко­торой каждый элемент генеральной совокупности имеет опре­деленную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно вы­борка отражает генеральную совокупность, из которой она вы­делена (спроектирована).

Вероятностные методы включают:

♦ простой случайный отбор,

♦ систематический отбор,

♦ кластерный отбор,

♦ стратифицированный отбор.

Простой случайный отбор предполагает, что вероятность быть включенным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности. Выделяют случайный повторный (с возвращением) отбор, случайный бесповторный (без возвращения) отбор.

Систематическая выборка (отбор) — процедура отбора каждого k-го эле­мента из списка элементов генеральной совокупности.

Стратифицированная выборка {stratified sampling) — вероятностная выборка, обеспечивающая равномерное представи­тельство в выборочной совокупности различных частей, типов, групп и слоев населения.

Гнездовая выборка — вид выборки, при котором отбираемые объекты представляют собой группы или гнезда (кластеры) более мелких единиц. Гнездом называют единицу отбора высшей ступе­ни, состоящую из более мелких единиц низшей ступени.

Неслучайная (невероятностная) выборка — это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько пра­вильна (репрезентативна) выборка.

Выделяют два основных вида неслучайного отбора:

♦ направленный отбор (другие названия — целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);

♦ стихийный.

Направленный отбор характеризуется выбором единиц по ка­кому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распрос­траненными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.

Метод типичных представителей часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов. Отбор типичных объектов может в достаточ­ной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов.

Метод «снежного кома» (snowball sampling) — разновидность целе­направленного выбора, при котором предполагается, что отбор допол­нительных (последующих) респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных.

Стихийные выборки формируются произвольно и часто неза­висимо от самого исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, выборка «первого встречного», опросы покупателей в залах супер­маркетов, пассажиров на остановках и в общественном транспорте и т.д.

К стихийному отбору тесно примыкает метод основного мас­сива. Метод основного массива представляет опрос 60 —70 % гене­ральной совокупности.

Кроме того, к невероятностным методам отбора относятся также:

♦ отбор на основе принципа удобства;

♦ отбор на основе суждений.

Смысл метода отбора на основе принципа удобства заключа­ется в том, что формирование выборки осуществляется самым удобным с позиций исследователя образом, например, с позиций минимальных затрат времени и усилий, с позиции доступности респондентов. Формирование выборки на основе суждений осно­вано на использовании мнений квалифицированных специалис­тов, экспертов относительно состава выборки.

Квотная выборка — микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографи­ческих характеристиках элементов генеральной совокупности. Нужные данные обычно берут из статистических справочников.

В реальной практике чаще всего применяется многоступенчатая выборка, построенная с применением про­цедуры поэтапного отбора объектов опроса. При этом совокуп­ность объектов, отобранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для отбора на следующем. Соответствен­но различают единицы отбора первой ступени (первичные еди­ницы), единицы отбора второй ступени (вторичные единицы) и т.д. Объекты самой нижней ступени, с которых ведется не­посредственный сбор информации, называются единицами наблюдения.

К многоступенчатому отбору прибегают в тех случаях, когда генеральная совокупность имеет настолько большой объем, что простой случайный или систематический отбор элементов привел бы к чрезмерному распылению выборки по всей территории. По­просту говоря, такой метод применяют в тех случаях, когда изу­чают достаточно большие группы людей или крупные общности, например, регион или город.

В статистике приняты следующие разграничения объемов вы­борки. Объем выборки, достаточный для взаимопогашения слу­чайностей и получения статистических характеристик закономер­ного характера, равен 30. Выборка такого объема называется ма­лой. Характер распределения значений признака в малых выборках приближается к нормальному с ростом числа испытаний. Мини­мальный объем выборки, позволяющий получить средние значе­ния признака с указанием доверительных вероятностей, равен 5. Выборки такого объема называются сверхмалыми. Но чаще всего в социологии имеют дело с го­раздо большим объемом выборки.

Объем выборочной совокупности зависит от множества факторов, в том числе от целей и задач, теоретической модели, гипотез и методов исследования, степени однородности генеральной совокупности, наконец, требующейся точности получаемой информации.

Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной. Если со­впадения нет, говорят об ошибке репрезентативности — мере от­клонения статистической структуры выборки от структуры соот­ветствующей генеральной совокупности.

Наряду с термином «ошибка репрезентативности» в отечествен­ной литературе можно встретить другой — о шибка выборки — отклонение средних характеристик выбо­рочной совокупности от средних характеристик генеральной со­вокупности.

Определение объема выборки зависит также от уровня довери­тельного интервала допустимой статистической ошибки. Здесь имеются в виду так называемые случайные ошибки, которые свя­заны с природой любых статистических погрешностей. В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5 %-ной ошибки (табл. 2):

Таблица 2

Расчеты репрезентативной выборки

Объем генеральной совокупности                
Объем выборки                

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: