Психотерапевтическая функция

Сущность этой функции состоит в том, что в семье человек удовлетворяет потребность в психологической поддержке и защите, в позитивной эмоциональном самочувствии и в восполнении жизненной энергии.

Каждый человек в большей или меньшей степени является продуктом родительской семьи (т.е. семьи, где он рос и воспитывался). Создавая свою семью, он неосознанно вносит в нее установки родительской семьи, правила взаимоотношений и понимание ролевых функций. Э то своего рода психологическая ловушка, поскольку происходит трансляция плюсов и минусов родительской семьи в новую, отличающуюся жизненным временем, жизненным пространством, структурой, возрастом и т.п.

Усвоенные в родительских семьях стереотипы порой мешают супругам правильно развивать свою семью, создавая в ней благоприятный психологический климат. Например, в родительской семье глава семейства всегда наказывал ребенка за любой проступок. Взяв за основу своей воспитательной модели этот же принцип отец не считает необходимым вникать в мотивацию поступков сына, изучать своеобразие его личности, учитывать закономерности психического развития. Результатом становятся напряженные отношения отца с сыном, матери с отцом, поскольку она считает жестокую модель воспитания не оптимальной. Каждый в такой семье как бы не слышит проблему другого настолько, чтобы рискнуть ее решить. В такой семье поселяется страх, недоверие, порой антипатия, и она перестает быть источником психологической защиты.

В то же время психологическая защита предполагает своевременную поддержку, одобрение, независимость, автономию и свободу самовыражения для каждого члена семьи.

Если человек не получает такой возможности, то это приводит его к эмоциональному дискомфорту, эмоциональным срывам, как по отношению к другим, так и по отношению к себе. В этих случаях фиксируется устойчивый эмоциональный дисбаланс. Чтобы этого не случилось, семья должна быть ориентирована на принятие каждого своего члена, сохранение его уникальности и личностной целостности.

Однако простые на первый взгляд истины невозможно принять только на уровне необходимости и логики. Для того чтобы им следовать, человек должен иметь психологическую готовность и определенный уровень знаний, умений, навыков. К числу значимых относятся: умение общаться, которое включает в себя умение вступать в контакт, поддерживать его и завершать, избегая барьеров в общении.

Выделяют 12 категорий ответных суждений, которые принято называть «барьерами общения»:

- приказ, указание, команда;

- предупреждение, угроза, обещание;

- поучение, указание на целесообразность;

- совет, рекомендации или решение;

- нравоучение, логическая аргументация;

- осуждение, критика, обвинение;

- похвала, согласие;

- брань, необоснованные обобщения;

- интерпретация, анализ, диагностика;

- успокаивание, сочувствие, утешение;

- выяснение, допрос;

- увод от темы, отвлечение внимания.

Использование в общении перечисленных выше конструкций является своего рода прессом как минимум для одного из партнеров. Причем под этот пресс попадают такие значимые для человека качества, как самоценность и самодостаточность, ради сохранения которых он подчас идет на разрыв отношений.

Человеческое общение состоит на ¾ из речевого общения, и это делает актуальным наличие у членов семьи навыков умения слушать.

Слушание предполагает желание услышать. Условиями эффективного восприятия речи собеседника, по мнению И.Атватера, являются:

- устойчивое внимание, визуальный контакт, положительный язык поз и жестов;

- нерефлексивное слушание (уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование);

- установка на одобрение, самоодобрение, эмпатию;

- долговременная и кратковременная память.

Нерефлексивное слушание – это простейший прием сохранения заинтересованности и внимания. Этот прием состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речи партнера замечаниями, выяснениями и т.п. Оно ориентировано на понимание, одобрение и поддержку собеседника в процессе изложения трудной для него проблемы либо в случаях эмоционального возбуждения и желания скорее проговорить проблему и т.п. Простейшие реплики, кивки головы, заинтересованность, выраженная мимическими знаками, поддерживают желание продолжать беседу, снимают напряжение. Проговорив проблему, человек испытывает облегчение. Подчас ему именно это и нужно.

Однако далеко не во всех ситуациях нерефлексивное слушание эффективно. Иногда, чтобы понять, что хочет собеседник, необходимо «расшифровать» содержание его информации, смысл, который он вкладывал в свое сообщение. Для этого следует использовать рефлексивные ответы, к числу которых И.Атватер относит следующие: выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование. Выяснение обычно ориентировано на обращение к говорящему за уточнением. Разъяснительные фразы в форме открытых вопросов побуждают говорящего к другой формулировке (другими словами). Это позволяет своевременно убедиться, насколько точно понимание собеседника.

При отражении чувств собеседник осознает свое эмоциональное состояние. Резюмирующие высказывания помогают соединить в единую логику фрагменты разговора, подытожить его результаты.

Высшей ступенью рефлексивного слушания является эмпатическое слушание. Оно выражает искреннее желание помочь другому через эмпатию. Особенно эффективен этот вид слушания в ситуациях напряжения и конфликтах.

Не в меньшей степени, чем слушание, на процесс общения влияет жестовое и мимическое сопровождение информации. Как известно, жест может усилить информацию, посеять сомнение в ее истинности, разрушить позитивность сообщения. В практической психологии принято выделять жесты сопровождения и указующие жесты, или иначе – социально неодобряемые жесты. К жестам сопровождения относят жесты, характеризующие отношение говорящего (к партнеру по общению, к информации, к ситуации и т.п.). Поскольку жесты контролируются на уровне подсознания, то их нельзя подделать, они выражают то, что в данный момент человек чувствует, т.е. они подтверждают или отвергают истинность намерений человека, правдивость его информации.

Указующие жесты обычно сопровождаются указанием на говорящего (указующий перст). Им сопутствуют различного рода инструкции, советы, назидания конкретной личности (ребенку, мужу, бабушке и т.п.). При такого рода адресности партнер по общению испытывает ощущение жесткой направляющей силы, необходимости подчинения и безальтернативности.

Общение в семье несет еще ряд функций. Одной из наиболее важных является удовлетворение психологической потребности знать о ситуации, о происходящем, друг о друге, знать столько, сколько необходимо для спокойных, взвешенных отношений в семье. Часто говорят, что плохие новости лучше, чем никакие, поскольку при отсутствии новостей человек вынужден восполнять недостающую информацию, додумывая ее. Додумывание и служит тем яблоком раздора, которое приносит подозрения, обиды, конфликты.

Общение, как известно, выполняет и функцию формирования собственного «Я» каждого члена семьи. В общении члены семьи реализуют психологическую потребность – потребность в самопрезентации. Эта функция осуществляется несколькими способами:

  • общаясь, человек выражает свои чувства, мысли, делится опытом;
  • объясняет свое мнение, аргументирует свои позиции и понимание происходящего;
  • получает информацию о реакции членов семьи на его взгляды, мысли, установки;
  • отстаивает в случае необходимости свою точку зрения, защищает свою личность от несправедливых обвинений;
  • разрешает разногласия путем сопоставления различных мнений.

Эти способы показывают, что каждый в итоге ответственен за то, что знают о нем другие, поскольку в процессе общения человек приобретает публичное определение своей личности.

Если описанная функция по какой-то причине не реализуется в достаточной мере, то общение в семье принимает деформированный характер

В такой семье не обсуждаются совместно сложные проблемы, что приводит к еще большей разобщенности и капсулированию эмоций членов семьи.

Стиль общения, основанный на подобных установках, исключает предупредительное, уважительное и заботливое отношение членов семьи по отношению друг к другу, способствует развитию чувства одиночества, удрученности, ненужности, поскольку потребность, чтобы знали о тебе, реализуется лишь частично.

Итак, каждая функция семьи в той или иной мере способствует развитию полноценной семьи, нарушение же функционального развития семьи может привести к формированию деформаций развития семьи и ее членов.

 

1.3. Условия благоприятного развития и воспитания ребенка в семье

 

В семье формируется социальная ситуация развития, которая и определяет индивидуальные особенности ребенка, его интеллектуальный и личностный потенциал. Родители сознательно или бессознательно выступают первым транслятором социального опыта общения и взаимодействия, передавая своему сыну или дочери обычая и традиции культуры, в которой он существует. У ребенка происходит накопление элементов системы ценностных ориентаций в сфере общественных отношений, характеризуемое выделением личных ценностей, их эмоциональным освоением с последующим закреплением в деятельности.

Результат семейного воспитания зависит от того, как удовлетворяются основные потребности ребенка и насколько правильно проявляются родительские позиции.

Учеными обоснованы потребности ребенка, которые должны удовлетворяться в семье:

- потребность в любви, доброжелательности, теплоте чувств;

- потребность в самоутверждении как личности, у которой развиваются и реализуются индивидуальные особенности. При этом семья должна предоставлять ребенку разумную свободу;

- потребность в общественной поддержке, так как вера в себя формируется на мнении родителей;

- потребность в том, чтобы родители дополняли друг друга в воспитании ребенка.

При этом родители для ребенка должны являться:

- источником эмоционального тепла;

- властью, высшей инстанцией, распорядителем благ;

- образцом и примером для подражания;

- другом и советчиком.

В любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти 4 функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства наиболее значима первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в младшем школьном возрасте – третья, а с наступлением пубертального периода все больший вес приобретает четвертая функция. Из этого следует необходимость своевременной перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с детьми. Семейное воспитание эмоционально по своему характеру, в связи с этим полноценная семья способствует формированию у него чувства безопасности, служит источником формирования у ребенка той или иной модели поведения, определенных поведенческих предпочтений, а также нравственных установок и способов общения.

Данные процессы характеризуются следующим:

Семья как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития у ребенка позитивных взаимоотношений с людьми, но они способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Семья, обеспечивая базисное чувство безопасности, гарантирует безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

Модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

Семья и приобретение жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Дисциплина и формирование поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья занимает центральное место в социализации личности ребенка. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

- Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные, асоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от принятых в обществе ценностей и норм и даже противоречить им.

Процесс формирования личности ребенка протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие, а отношения родителей и ребенка соответствуют задачам позитивного его развития и воспитания.

На воспитание ребенка и развитие отношений в семье существенное влияние оказывают установки, которыми руководствуются члены семьи, создавая свою семью .Установка — это свод норм, правил, предписаний, которыми человек руководствуется. В данном случае это приводит не только к сформированности индивидуального стиля семьи, но и к появлению определенного типа семьи. Ученые образно назвали следующие типы семей: «семья-санаторий», «семья-крепость», «семья-крыша», «семья-дом с прозрачными границами». Взяв за основу данные определения, мы посчитали необходимым дополнить их собственным видением проблемы.

«Семья-санаторий»

«Семья-санаторий» характеризуется установкой членов семьи или ее лидера на то, что только семья способна защитить от всех жизненных невзгод и только семья, ее проблемы должны быть главной заботой каждого ее члена.

Обычно в такой семье один из супругов тревожен, в детстве он недополучил заботы, ласки, внимания. Проблемы его детства диктуют ему взгляды на семью. Он фиксирован на знаках любви членов семьи друг к другу. Ревностно относится к тому, чтобы любовь ни в коем случае не уходила на сторону. Супруги много времени проводят с детьми, ищут возможности улучшить семейные связи. Часто это происходит за счет ограничения других связей. Все новое принимается осторожно либо не принимается вовсе. Культивируя свое семейное «Мы», семья в то же время возводит психологические границы, чтобы обезопасить себя от внешних нежелательных воздействий. Подобная круговая оборона — это своего рода камуфляж, прикрывающий душевную пустоту или спокойное нарушение сексуальных отношений супругов.

В таких семьях встречаются симбиотические связи, чаще всего матери и детей. Симбиоз — невозможность организмов существовать друг без друга. Это термин биологический, однако он имеет психологический аналог, им обозначается слишком близкое психологическое расстояние (единство мыслей, дум, взглядов и т. п.) между людьми. В «семье-санатории» симбиоз создается искусственно. Он является замещающим, т.е. восполняющим недостаток связей извне. «Симбиотические» дети несут черты взрослого, поскольку их всегда побуждают к равноправному внешне общению. В то же время взрослый ограничивает их активность, усиливает психологический контроль. По мнению В. С. Мухиной, симбиоз полезен лишь по первому году жизни ребенка, так как помогает удовлетворить психологическую потребность ребенка в эмоциональном общении со взрослым, что в свою очередь помогает формировать базисное доверие к людям и адекватную самооценку. В дальнейшие возрастные периоды столь близкий контакт мешает ребенку, тормозит развитие его психологической зрелости и общее эмоциональное развитие.

В связи с этим в семьях с подобными проблемами эмоциональная атмосфера лишена естественной теплоты и искренности, а ребенок часто страдает различного рода социальными страхами, «привязкой» к семейной атмосфере и неспособностью ее лишиться.

«Семья-крыша»

В данной семье определяющим отношения ее членов друг к другу является установка: все ценности относительны, а все проблемы рано или поздно урегулируются, так как природа не терпит пустоты. Воспитание детей при данной установке напоминает свободное воспитание с той лишь разницей, что ребенок не воспринимается как некая великая ценность, а скорее как некая данность. В такой семье нет устойчивого интереса членов семьи друг к другу. Их семья — это зонтик, под которым можно укрыться, но в случае необходимости его можно «сложить», «положить на полку», «забыть просушить». В такой семье не принято делиться сокровенным, ставить в известность о трудностях, делиться радостями, планами, желаниями и т. д. О такой семье можно сказать, что все вместе — территориально и врозь — в своих устремлениях и ценностях. Поэтому многие традиционные ритуалы в таких семьях не соблюдаются: захотел уйти куда-то — ушел, захотел вернуться — милости просим. Но это свобода, основанная на равнодушии членов семьи друг к другу. Дети из «семей-крыш» недолюблены, они, как цветы, которым не хватало солнца. В то же время у них хорошие способности к адаптации, высокий уровень самостоятельности и взрослости. По жизни они несут печать невостребованности. В своих семьях чаще всего повторяют рисунок своих семей, где дети находятся в дефиците родительской любви, а родители — в дефиците нормального супружества.

«Семья-крепость»

Типичной установкой в этом типе семьи является постоянное укрепление семейных границ, переступать которые запрещается даже ее членам. Основная установка семьи — мир жесток, надо иметь убежище, где можно чувствовать себя защищенным. Семейные правила предписывают: ограничение контактов семейным кругом; выполнение всех регламентирующих норм, одобряемых в семье; принятие решений на семейном совете; проявление только одобряемых семьей видов активности; разрешение агрессии, адресованной в мир вне семьи; повышенную критичность ко всем и всему, что не соответствует «миру» семьи.

В таких семьях нередко отсутствуют теплота и искренность во взаимоотношениях. Ребенок испытывает дефицит любви и ласки, поскольку для родителей важен не столько сам ребенок, сколько то, насколько он оправдывает их ожидания. В воспитании предпочтение отдается ограничениям, требованиям, указаниям, советам и т. п. Весь набор педагогических средств семьи адресован к блокированию самостоятельности ребенка, сужению его круга общения, подчиненному стилю взаимодействия со взрослыми, сосредоточенности на внутрисемейных отношениях.

Родительские программы, с одной стороны, формируют у ребенка психологическую защиту от внешнего мира, с другой стороны, накапливаемый им индивидуальный опыт порождает у него желание понять внешний мир, освоить позитивные системы отношений с другими людьми, проявить свои способности, таланты, получить их общественную оценку и т.п. Все это ведет к внутриличностному конфликту, а неспособность разрешить его собственными силами — к перенапряжению, нервным срывам, протестным реакциям, неадекватному поведению и т. п.

Попытка семьи скрыть эти проблемы лишь обостряют их, разрушая и без того хрупкие отношения. Родители вместо того, чтобы делать попытки найти причины возникающих у ребенка проблем, чаще всего занимают позицию обвинения всех, кто как-то причастен к миру их ребенка. Это чаще всего обвинение школы, отдельных учителей, одноклассников, соседей и т.п. При этом проблемы становятся все глубже, а семья сплоченной в совершенствовании и поиске средств борьбы с «врагами» вне ее. У ребенка отмечаются регрессивные формы совладания.

«Круговая оборона» является камуфляжем дефицита позитивных эмоций, теплоты, нормальных внутрисемейных отношений и ролевых позиций. Это своего рода компенсация отсутствия сексуальной гармонии в супружеской паре, крах надежд сделать счастливым себя и своего ребенка. «Семью-крепость» можно определить как завуалированный тип тюрьмы для личности, на пребывание в которой люди обрекают себя добровольно. Описав три вида деформированных семей, мы считаем необходимым подчеркнуть, что «чистые» типы семей встречаются реже, чем различные их сочетания. Не часто в реальных отношениях встречаются и семьи, условно названные «Семья-дом с прозрачными границами».

«Семья-дом с прозрачными границами»

Этот тип семей принято называть гармоничными семьями. К ним относятся семейные союзы, представляющие собой открытую систему, создающую максимальные условия для самораскрытия, самореализации и личностного совершенствования каждого члена семьи. Основной установкой в таких семьях является позиция, заключающаяся в мнении о том, что мир интересен, прекрасен, в нем много совершенного, а семья — часть этого мира, она должна давать человеку поддержку, тепло, надежду, возможность радоваться и любить. Столь оптимистическая установка позволяет семье философски относиться к трудностям, к неудачам. Супружеские отношения в таких семьях скреплены любовью, уважением, нежностью. Дети появляются не для реализации родительских амбиций, а как логическое развитие семейных отношений. Основную свою задачу родители видят в формировании у ребенка самоценности, уверенности в безусловности их любви, в уверенности, что его любят, о нем заботятся. Это порождает позитивные эмоциональные связи между родителями и ребенком. Воспитание носит диалогический характер. Диалог родителей с ребенком позволяет ему понимать их позиции и осознавать цели. Происходит двустороннее воспитательное воздействие, в котором родители учатся понимать ребенка, а ребенок — понимать родителей. Это позволяет каждой из сторон быть ориентированной на принятие друг друга со всеми позитивными и негативными качествами, с необычностями и проблемами. Само принятие гарантирует и верную форму контакта, без критики, унижения, позиции «выше».

Каждый тип семьи в определенной степени предопределяет характер развития ребенка за счет тех методов воспитания, образцов поведения и отношений, которые ему транслируют. Эти особенности должны учитываться в социальной работе с семьей.

Типы семей

Спектр типов современной семьи достаточно многообразен. Современные семьи отличаются между собой по следующим признакам: по количеству детей; по составу; по структуре; по типу главенства; по семейному быту; по однородности социального состава; по семейному стажу; по качеству отношений и атмосферы в семье; по географическому признаку; по типу потребительского поведения; по характеру проведения досуга; по особым условиям семейной жизни; по социально мобильности; по степени кооперации совместной деятельности; по состоянию психического здоровья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

По количеству детей семьи делятся на: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные.

Бездетные семьи. К ним относят семьи, в которых в течение 10 лет супружеской жизни у супругов нет детей и которые не могут или не хотят иметь детей. По статистике каждая третья бездетная семьи распадается чаще по инициативе мужа. Но среди разведенных пар только незначительная часть супругов называют в качестве причин разводов – диссонанс взаимоотношений.

Однодетные семьи как особый тип довольно многочисленных. Ученые В.П.Меньшутин, А.Н.Нечаева выделяют 3 основных характеристики однодетных семей: социально-психологическую; моральную; генетическую. Отмечают, что супругам легче воспитывать ребенка, так как он один. В то же время выросшие дети их таких семей быстро утрачивают психологический контакт с родителями. Супруги в однодетных семьях по статистике имеют самый высокий уровень разводов, основной причиной которых является отсутствие в определенный период развития семьи связующего звена – детей.

Малодетные семьи. Учеными установлено, что малодетные семьи среди всех типов семей наиболее типичны 2/3 молодоженов с самого начала супружеской жизни хотят иметь не более двух детей. Малодетные семьи имеют те же качества и особенности, что и однодетные семьи, но при появлении второго ребенка, как правило, повышается стабильность брака, более чем в три раза.

Многодетные семьи. В современной России этот тип семьи встречается не так часто. Многодетной семья считается тогда, когда появляется третий ребенок. Разводы в таких семьях довольно редки и происходят в основном из-за несостоятельности мужей в воспитании детей и в выполнении других семейно-бытовых обязанностей.

По составу: полные и неполные семьи.

Неполные семьи – это семьи без одного из супругов с одним или большим количеством детей. Обычно – мать и ребенок, редко отец и ребенок. Неполные семьи возникают большей частью после распада полной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

В зависимости от структуры семьи выделяют: отдельные, простые или нуклеарные семьи – является преобладающей формой среди всех семей. «Нуклеарная» – от слова «нуклеа» – ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников), семью с детьми или без детей. Нуклеарную семью иначе называют простой (отдельной). Основная форма нуклеарной семьи – малодетнаянуклеарная семья. Жизнь нуклеарной семьи охватывает продолжительный период – от выделения молодой семьи из семьи родительской, до образования у выросших детей простой семьи своих детей, проживающих с родителями.

По качеству отношений и атмосфере в семье выделяют семьи благополучные, устойчивые, педагогически слабые, нестабильные, дезорганизованные.

Благополучные и устойчивые семьи – семьи, в которых в которых практические не бывает продолжительных и деструктивных конфликтов.

Социально-неблагополучные и педагогически слабые семьи. По Э.К.Васильевой, педагогически слабые семьи не в состоянии эффективно воспитать ребенка. К социально-неблагополучным семьям относятся семьи с низким культурным уровнем, злоупотребляющие алкоголем или имеющие другие вредные привычки. Таких семей насчитывается около 8%. Атмосфера этих семей порождает «трудных детей», их отрицательное влияние больше всего сказывается на мальчиках. Дети в 90% случаев имеют отклонение поведения от нормы. Неблагополучные семьи негативно влияют на воспитание детей и моральное состояние других членов семьи.

Проблемные семьи. Для них характерно возникновение особо трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и ряд других проблем. Также для таких семей характерно отсутствие взаимности у супругов в неумение сотрудничать. Для проблемных семей характерно более высокое ожидание от партнера по сравнению с партнером в реальности. Мнения супругов по многим вопросам не совпадают. Оба считают, что атмосфера в семье препятствует проявлению их лучших качеств, что порождает неудовлетворенность и увеличивает взаимные претензии.

Конфликтные семьи. Они характеризуются наличием психологической несовместимости у супругов или членов семей. Хотя неудовлетворенность партнером вызывается психологическими причинами, непосредственным поводом для конфликта может служить любая жизненная ситуация. Супруги достаточно часто занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. Конфликты отрицательно влияют на детей, у них в 90% случаев проявляется расстройство эмоциональной сферы и поведения.

Нестабильные семьи. Характеризуются высокой неудовлетворенностью семейной жизнью. Если примерно через три года совместной жизни супруги говорят, что семейная жизнь им дала меньше, чем они от нее ожидали, - брак нестабилен. Супруги обычно не довольны своей ролью и положением в семье, низко оценивают партнера. В нестабильных семьях супруги не ценят чувство собственного достоинства другого, поэтому вольно или невольно задевают и ранят его. Часто стремятся друг друга «воспитывать», стараются обвинить другого в чем-либо. Дети в таких семьях имеют отклонение поведения от нормы.

Дезорганизованные семьи. В этих семьях проявляется выраженное отставание семейных отношений от общего уровня развития общества (пьянство, грубый диктат, тирания). В семьях царит атмосфера страха, культ силы, развит алкоголизм. Внутреннего единства и контактов между членами семьи практически нет – «каждый сам по себе», всех объединяет только кров.

Дистантные семьи. Семейная жизнь в них большей частью проходит для каждого из супругов отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнеров. К таким профессиям относятся семьи моряков, полярников, космонавтов, геологов, военных, артистов, спортсменов и т.д. Их не так уж и мало – около 4% семей. Острота, свежесть чувств характерны для таких семей. В них нередка атмосфера непрекращающегося «медового месяца». Об устойчивости дистантных семей мнения специалистов противоречивы: некоторые считают, что сама специфика этих семей делает их неустойчивыми. Другие ученые полагают, что подобные семьи одни из наиболее устойчивых. В чем-то, очевидно, правы и те и другие.

Каждой категории семьи присущи определенные явления и процессы, отношения, цели, потребности. У каждой семьи есть свои особенности, преимущества и недостатки. Зная эти особенности, социальный работник может предполагать с какими проблемами та или иная категория семей может столкнуться и прогнозировать вероятность разводов или других нарушений жизненного цикла семьи у данной семьи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: