Формы проявления деформаций в воспитании

  • Неприятие ребенка – его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями, которое часто вызвано нежелательностью появления ребенка на свет либо несоответствие его пола ожиданиям родителей. При этом родители чаще всего ориентированы на сверхжестокое воспитание с многочисленными запретами, приказаниями и наказаниями. Следствием становится психическая депривация ребенка.
  • Гиперопека – ребенку не дают проявлять элементарную самостоятельность, изолируют от жизненной реальности и полноценного общения с взрослыми и сверстниками. Следствием может стать психический инфантилизм ребенка.
  • Гипоопека – недостаток внимания и требований со стороны родителей, что приводит к безнадзорности детей, замедлению формирования у них позитивных социальных навыков.
  • Непоследовательность и противоречивость воспитания, выражающаяся в разрыве между требованиями и контролем, в несогласованности педагогических действий взрослых по отношению к ребенку. Это приводит к формированию у него манипулятивного поведения.
  • Непонимание закономерностей личностного развития ребенка и несоответствие требований родителей возможностям ребенка. Это может способствовать развитию невротических реакций у ребенка.
  • Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете особенностей той или иной ситуации, в жесткой заданности требований, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к нему (недостаток заботы сменяется ее избытком и наоборот).
  • Аффективность – чрезмерность родительского раздражения, беспокойства и тревоги по отношению к детям. Это создает в семье эффект хаотичности, всеобщего возбуждения и невротизации.
  • Тревожность и страх за детей, которые лишают родителей покоя, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям. Это заражает детей таким же беспокойством и приводит к расстройствам их нервной системы.
  • Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, навязывание своего мнения, ограничение самостоятельности ребенка; использование принуждения и репрессивных мер, постоянный контроль за действиями ребенка. Последствием может быть низкая самооценка ребенка.
  • Гиперсоциальность – родители пытаются строить воспитание по определенной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. У детей при таком стиле воспитания страдает развитие коммуникативной сферы, снижен уровень эмоциональной чувствительности и отзывчивости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: