Долгосрочные финансовые вложения

Представляют собой затраты на долевое участие в уставном капитале в других предприятиях, на приобретение акций и облигаций на долговременной основе. Они включают в себя инвестиции предприятия в дочерние и зависимые общества, а также в другие организации, займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев, и стоимость имущества, переданного в долгосрочную аренду на праве финансового лизинга (т.е. с правом выкупа или передачи собственности на имущество по истечении срока аренды).

Незавершенные капитальные вложения

К ним относятся на оформленные актами приемки-передачи основных средств, затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, инвентаря, иных материальных объектов длительного использования, прочие капитальные работы и затраты.

Основные средства

Это часть имущества предприятия, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для управленческих нужд фирмы в течении периода, превышающего 12 месяцев. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности фирмы земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

В различных отраслях экономики структура основных средств может значительно отличаться, так как она отражает техническую оснащенность, особенности технологии, специализации и организации производства в этих отраслях.

Основные средства – это часть имущества фирмы, переносящего свою стоимость на вновь создаваемый продукт частями за несколько производственных циклов.

Оборотный капитал

Оборотный капитал – это капитал, инвестируемый предприятием, компанией в текущие операции на период каждого оперативного цикла.

Оборотный капитал непосредственно участвует в создании новой стоимости, функционируя в процессе кругооборота всего капитала. При этом соотношение основного и оборотного капитала влияет на величину получаемой прибыли. Оборотный капитал обращается быстрее, чем основной капитал. Поэтому с увеличением доли оборотного капитала в общей сумме авансированного капитала время оборота всего капитала сокращается, а, следовательно, увеличивается возможность роста новой стоимости, т.е. прибыли.

Существует понятие чистого оборотного капитала. Его величина определяется как разница между текущими активами и текущими обязательствами, текущими пассивами. В нормальных условиях функционирования хозяйствующих субъектов величина текущих активов выше текущих обязательств, т.е. сумма оборотных средств превышает кредиторскую задолженность.

Чистый оборотный капитал в традиционной терминологии представляет собой не что иное, как собственные оборотные средства.

Оборотный капитал характеризуется не только объемом и структурой, но и ликвидностью текущих активов. Степень ликвидности определяется способностью текущих активов превращаться в процессе кругооборота в денежные средства. При этом учитывается, что, например производственные запасы, менее ликвидны, чем готовая продукция, а абсолютно ликвидны денежные средства.

Особенности управления оборотным капиталом определяются структурной принадлежностью хозяйствующих субъектов. Если у торговых организаций высок удельный вес товаров, у промышленных предприятий – сырья и материалов, то у финансовых корпораций преобладают денежные средства и их эквиваленты.

Согласно теории финансового менеджмента, оборотный капитал состоит из постоянного и переменного капитала. Та часть текущих активов, которая постоянно находится в распоряжении

предприятия и в размере необходимого минимума обеспечивает хозяйственную деятельность, составляет основу постоянного оборотного капитала.

При возникновении дополнительной потребности в средствах, обусловленной, например, сезонным характером производства и реализации или другими объективными причинами, образуется переменный оборотный капитал.

Таким образом, эффективность управления оборотным капиталом определяется рядом факторов: объемом и составом текущих активов, их ликвидностью, соотношением собственных и заемных источников покрытия текущих активов, величиной чистого оборотного и переменного капитала и другими взаимосвязанными факторами.

Оборотный капитал (оборотные средства) предприятия,

участвуя в процессе производства и реализации продукции, совершает непрерывный кругооборот, при этом средства переходят

из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения и оборотных производственных фондов. Таким образом, проходя последовательно три фазы, оборотные средства меняют свою натурально-вещественную форму. Совершая полный кругооборот (Д – Т…П…Т1 – Д1), оборотный капитал функционирует на всех стадиях параллельно во времени, что обеспечивает непрерывность процесса производства и обращения. Кругооборот оборотного капитала представляет собой органическое единство трех его фаз.

В отличие от основного капитала, который неоднократно участвует только в одном производственном цикле и полностью переносит свою стоимость на весь изготовленный продукт.

В зависимости от цели использования выделяют следующие виды капитала: производительный, ссудный и спекулятивный. Производственный капитал характеризует те средства предпринимательской фирмы, которые инвестированы в его операционные активы для осуществления хозяйственной деятельности. Ссудный капитал характеризует средства, которые используются в процессе осуществления инвестиционной деятельности фирмы, причем речь идёт речь идёт о финансовых инвестициях в денежные инструменты, такие, как депозитные вклады в коммерческих банках, облигации, векселя и т. д. Спекулятивный капитал используется в процессе осуществления спекулятивных финансовых операциях, т. е. в операциях, основанных на разнице в ценах приобретения и реализации.

 

Функционирование капитала фирмы в процессе его производительного использования характеризуется процессом постоянного кругооборота, поэтому капитал классифицируют по форме нахождения в процессе кругооборота, выделяя капитал в денежной, производительной и товарной форме.

 

Капитал в денежной форме

 

Капитал в производительной форме

 

 

Капитал в товарной форме  

 

 

На первой стадии капитала в денежной форме инвестируется в оборотные и необоротные активы предпринимательской фирмы, переходя, таким образом, в производственную форму.

На второй стадии производительный капитал принимает товарную форму в процессе производства продукции, работ, услуг. Третья стадия – постепенный переход товарного капитала в денежный капитал по мере реализации производственных товаров, работ, услуг. Одновременно с изменением форм движения капитала сопровождается изменением его суммарной стоимости. Средняя продолжительность оборота капитала предприятия характеризуется периодом его оборота в днях, месяцах, годах.

 

Раздел №3 Управление финансами корпораций

Тема1 Управление основным и оборотным капиталом

Капитал имеет две стороны: одну из них в форме его размещения в активе баланса (иммобилизованного и мобилизованного) в натуральной стоимости и стоимостной оценке, другую – в форме источников капитала в пассиве баланса. Потребление капитала – его расход на создание новой продукции в виде себестоимости, другими словами, себестоимость продукции – есть отражение потребления капитала. Авансирование капитала – это вклад в его создание и приобретение.

При анализе управления основным и оборотным капиталом выясняется, насколько эффективно используются активы. При изучении баланса с учетом специфики компании аналитик придет к заключению о размере и природе перечисленных в нем активов, рассматривая их относительную долю и делая выводы, жизнеспособна ли база активов компании. Такой признак, как высокий уровень износа основного капитала (основных средств, оборудования), говорит о том, что устаревшее оборудование требует замены. Аналогичный скачок в размере денежных средств может означать недостаточность инвестиций и накоплений излишних денежных средств. Слишком резкий скачок размеров оборотного капитала, возможно, сигнализирует о проблемах в управлении материальными оборотными средствами или дебиторской задолженностью предприятия перед фирмой.

В более широком смысле с помощью всего нескольких показателей можно сделать общие выводы о тенденциях в использовании ресурсов. Сущностью таких коэффициентов является оборачиваемость. Они в разной форме показывают, какой уровень капитала необходим для поддержания сложившегося объема коммерческой деятельности.

Наиболее широко используемый коэффициент – это отношение выручки от реализации к общей стоимости активов, то есть рыночная стоимость капитала плюс нематериальные активы минус сумма долговых обязательств. Этот показатель определяет размер активов, необходимый для поддержания определенного уровня выручки, или, если взглянуть на него с другой стороны, рассчитывает, сколько рублей выручки получено на каждый уровень, вложенный в активы.

Хотя вычисление этого коэффициента не представляет никаких сложностей, оборачиваемость активов является довольно приближенным показателем, так как наиболее полно подготовленные балансы компаний содержат перечень активов всевозможных типов по всевозможным условиям цен, относящимся к различным периодам в прошлом. Указанная в отчете стоимость часто имеет весьма малое отношение к обоснованной рыночной стоимости в настоящий момент, причем искажения растут с каждым значительным изменением уровня инфляции и с переоценкой таких активов, как недвижимость.

Еще одно искажение вызвано тем, что у компании есть несколько видов деятельности. В то время, как производственная сфера имеет обычно тенденцию к наиболее интенсивному использованию активов, для других видов деятельности требуется меньше активов, чтобы поддержать достигнутый уровень выручки.

В сущности коэффициент оборачиваемости – еще один из ряда показателей, по которым можно судить об эффективной или неэффективной деятельности компании.

Например, у компании стоимость активов по балансу равна 90 337 тыс. руб., текущие обязательства – 50 300 тыс. руб, выручка от реализации составила 79 700 тыс. руб.

Расчет показателей оборачиваемости:

оборачиваемость активов = 79 700 тыс. руб.¸ 90 357 тыс. руб. = 0,8820 раз;

длительность оборота активов = общая стоимость активов ¸ выручка от реализации = 90 357 ¸ 79 700 = 1,133 дня.

Таким образом, активы компании за год обернутся в 0,88 раза и длительность оборота активов составит 1,13 дня × 360 = 407,8 дня.

Если использовать чистые активы, представляющие собой общую сумму активов за вычетом текущих обязательств, расчеты будут следующими:

оборачиваемость чистых активов = 79 700 тыс. руб. ¸ 40 037 тыс. руб. ¸ (90 337-50 300) тыс. руб. = 1,989 раз» 2 раза.

длительность оборота чистых активов = (90 337 – 50 300) тыс. руб. ¸79 700 = 0,5 дня.

Разница между двумя этими способами заключается в выборе учета в расчетах общей суммы стоимости активов или только величины чистых активов. Использование исключает из расчета только текущие (краткосрочные) обязательства. Краткосрочные обязательства, которые в значительной степени связаны с текущей производительной деятельностью, такие как, например, кредиторская задолженность перед поставщиком, налоговой системой, текущие выплаты по краткосрочным кредитам, прирост текущих обязательств и т.п. доступны для фирмы как нечто само собой разумеющееся. Поэтому размер используемых активов значительно уменьшится на величину этих естественно возникающих кредитных обязательств.

С учетом исключения из активов текущих обязательств оборачиваемость чистых активов увеличивается до двух раз, а длительность оборота сократится до 180 дней (0,5 · 360).

 

Тема №2 Политика привлечения заемных средств

 

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Эти финансовые обязательства в современной хозяйственной практике дифференцируются следующим образом.

1. Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующего на предприятии заемного капитала со сроком его использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренный срок.

2. Краткосрочные финансовые обязательства.
К ним относятся все формы привлеченного заемного капитала со сроком его использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), различные формы кредиторской задолженности предприятия (по товарам, работам и услугам; по выданным векселям; по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами) и другие краткосрочные финансовые обязательства.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны. Классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам.

С учетом изложенной классификации организуется управление привлечением заемных средств, которое представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Многообразие задач, решаемых в процессе этого управления, определяет необходимость разработки специальной финансовой политики в этой области на предприятиях, использующих значительный объем заемного капитала.

Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.

Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в обшей сумме заемных средств, используемых предприятием.

На третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеооборотных активов.

На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствующей конъюнктуре финансового и товарного рынков.

На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала, рассмотренные ранее. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.

Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация); обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых
и огородных участков и на другие аналогичные цели;

д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена
заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным.
С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит
использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

 

Раздел №4 Финансовое планирование и прогнозирование

Тема1 Понятие и задачи финансового планирования

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. Но рыночная экономика как более сложная и организованная социально-экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния.

Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях.

Такие как:

1) высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;

2) незначительная доля предприятий, располагающая финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;

3) отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.

 

На небольших предприятиях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заёмных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у таких предприятий менее поддаётся контролю и более агрессивна. И как следствие – будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для организации состоит в том, что она:

1) воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

2) обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

3)предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

4) служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах её владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

1) обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

 

 

2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

5) соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

6) контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план – это баланс доходов и расходов, состоящий из разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с

бюджетом. Он призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта, и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено рядом причин:

1) в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально - финансовая сбалансированность.

2)статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производство продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, прибыли и рентабельности и т.п.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности предприятия

 

посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

В условиях, когда народнохозяйственные интересы обеспечиваются через рыночное саморегулирование экономики, каждое предприятие само планирует свою деятельность, самостоятельно оценивает потребность в финансовых ресурсах и эффективность их использования в производстве или в доходных вложениях, несет полную ответственность за полученные результаты. В этих условиях для обеспечения координированности работы всех подразделений организацию контроля над производственными процессами и рациональным использованием ресурсов, стимулирования работников возрастает роль финансовых планов организаций и предприятий всех форм собственности и масштабов производства.

Финансовое планирование связано с процессом составления финансовых планов, контролем над их исполнением, выявлением причин отклонений от нормативов запланированного и является видом управленческой деятельности.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственный планы. Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривает определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

 

Тема 2 Виды финансового планирования

Временные периоды, на которые составляются финансовые планы, могут быть различны. Обычно финансовые планы составляются на какой-то округленный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, 1–3 года и более). Данная традиция обусловлена удобством работы: гораздо лучше составить план и пользоваться им в течение года, чем года и 10 дней.

В зависимости от срока, на который составлен план, различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы (табл. 1).

Таблица 1. Виды планов и их особенности
Вид финансового плана Наименование планирования Срок, на который составлен финансовый план
Краткосрочный Оперативное 1 год
Среднесрочный Тактическое 1–3 года
Долгосрочный Стратегическое свыше 3 лет

 

Данная классификация имеет свои недостатки. Среднесрочным финансовым планом мы называем план, составленный за 1–3 года. Но если взять строительную компанию, то окажется, что для возведения одного объекта необходимо в среднем 1–3 года. Следовательно, план, составленный на три года (формально среднесрочный), будет для компании краткосрочным. Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение.

Финансовые планы могут быть основными и вспомогательными (функциональными, частными).

Вспомогательные планы призваны обеспечить составление основных планов. Например,основной планвключает в себя плановые показатели выручки, себестоимости, налоговых платежей и многие другие.

Чтобы свести все показатели в один план (основной), необходимо предварительно составить целый ряд вспомогательных планов чуть ли не по каждому показателю. Следует распланировать величину выручки, себестоимости и прочие показатели (только тогда можно свести все воедино, получив основной план).

Планы могут формироваться как по отдельным подразделениям компании, так и по всей компании в целом. Сводный агрегированный финансовый план компании, включающий в себя основные планы отдельных подразделений, будет представлять собой генеральный финансовый план.

По времени составления финансовые планы могут быть:

-вступительными (организационными) — формируются на дату организации компании;

-текущими (операционными) — составляются периодически в течение всего времени функционирования компании;

-антикризисными;

-объединительными (соединительными, планами слияния);

-разделительными;

-ликвидационными.

В отношении антикризисных, объединительных (соединительных), разделительных, ликвидационныхфинансовых планов легко сделать вывод, что они составляются, когда в компании проводятся процедуры санации (оздоровления), организация объединяется, разделяется или находится на стадии ликвидации.

Потребность в формировании антикризисного финансового плана возникает тогда, когда компания находится на стадии явного банкротства. С помощью антикризисного финансового плана можно определить, каковы у компании реальные убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности и какова их оценочная величина, а также пути выхода из создавшегося положения.

Разделительные и объединительные (соединительные, планы слияния) финансовые планы можно назвать планами-антиподами. Соединительные (объединительные, планы слияния) иразделительные финансовые планы составляются при присоединении одной компании к другой или при разделении компании на несколько юридических лиц. То есть соединительные (объединительные, планы слияния) и разделительные планы формируются при реорганизации юридического лица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Объединительные(соединительные, планы слияния) финансовые планы составляются при объединении (слиянии) двух и более компаний в одну или при присоединении одной или более структурных единиц к данной компании.Разделительные финансовые планы составляются в момент разделения компании на две или более компании или при выделении одной или более структурных единиц данной компании в другую. Ликвидационные финансовые планы составляются в момент ликвидации компании. Причинами ликвидации могут быть банкротство, закрытие вследствие реорганизации.

По содержанию отображаемой информации различают статические и динамические (гибкие) финансовые планы. Статические планы содержат один уровень представляемой информации, а динамические (гибкие) — несколько.

 

 

ПРИМЕР

В ООО «Статик» был составлен финансовый план, в котором закреплены определенные плановые показатели. Данный финансовый план не предусматривает изменение показателей в связи с изменением каких-то внешних или внутренних условий. Такой финансовый план будет статическим.

В ООО «Динамик» финансовый план содержит различные варианты значений показателей в зависимости от того, какая ситуация будет фактически реализована. То есть при росте реализации продукции на 20 % запланированы одни показатели и вариант развития, при росте свыше 40 % — другие показатели и вариант развития и т. д. По сути, динамический финансовый план данного предприятия будет представлять совокупность статических финансовых планов.

Динамические планыболее информативны, но составить их сложнее статических. Если в статических финансовых планах разрабатывается один вариант ситуации, то в динамических — два и более. Соответственно, пропорционально возрастают сложность и трудоемкость составления.

По объему информации планы могут быть единичными и сводными (консолидированными).

Единичные планыотображают стратегию по одной компании.

Сводные (консолидированные) планыпредставляют собой стратегию действий для целой группы компаний. Такие финансовые планы чаще всего составляются, когда речь идет о группе компаний, подконтрольных одному лицу или группе лиц.

Пользователями финансовых планов могут быть:

-налоговые органы;

-органы статистики;

-кредиторы;

-инвесторы;

-акционеры (учредители) и т. п.

В зависимости от пользователя информации планы будут подразделяться на планы, представляемые в фискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям) и т. п.

По характеру деятельности планы можно подразделить на планы по основной и не основной деятельности. Ранее основной деятельностью называли виды деятельности, оговоренные в уставе предприятия. Но в настоящее время применение такого подхода неразумно. Разграничение основного и не основного вида деятельности возможно на основе показателей выручки.

ПРИМЕР

Выручка от вида деятельности № 1 — 18 000 000 тыс. руб., от вида деятельности № 2 — более 1 000 000 тыс. руб.

Выручка от вида деятельности № 1 будет составлять более 94 % всей выручки (18 000 000 / (18 000 000 + 1 000 000)). Основным видом деятельности для компании в этом случае будет являться деятельность № 1.

В то же время разграничение основных и не основных видов деятельности может производиться и на основе других показателей (в частности, величины доходов от различных видов деятельности).

Предположим, прибыль от вида деятельности № 1, несмотря на такие серьезные показатели валовой выручки, составляет всего 300 000 тыс. руб., а от вида деятельности № 2 — 800 000 тыс. руб. В таком случае основным видом деятельности для компании будет являться деятельность № 2.

Классификация видов деятельности на основные и не основные является процессом достаточно субъективным и зависит от направленности действий руководства компании.

При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько последних нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования финансов, а также проверить будущую ликвидность предприятия.

Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Цель разработки балансового прогноза — определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Существует несколько методов составления прогноза баланса:

1) методы на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продаж;

2) методы с использованием математического аппарата;

3) специализированные методы.

Первый из них состоит в допущении, что статьи баланса, зависимые от объема реализации (запасы, затраты, основные средства, дебиторская задолженность и т. п.), изменяются пропорционально его изменению. Данный метод называют также методом процента от продаж.

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. (Он разрабатывается, как правило, на 3–5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Важнейшей частью бизнес-плана являетсяфинансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен для предприятий, а также для инвесторов и кредиторов. Ведь они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок их окупаемости и возврата.

Концепция составления финансового плана.

Необходимое условиях работы каждого предприятия — составление финансового плана. Это делается для того, чтобы по его результатам можно было судить о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, об отношениях с бюджетными средствами, банками и другими вышестоящими организациями.

Финансовый план состоит из четырех разделов:

1) поступления средств и доходы;

2) отчисления средств и расходы;

3) кредитные взаимоотношения;

4) бюджетные взаимоотношения.

Расчеты по каждой из статей баланса показывают размер доходов предприятия и его расходы.

Раздел «Поступления средств и доходы » дает представление о поступлении основной прибыли, различных внутренних доходах, поступлении денежных средств от внешних источников. Большую часть дохода предприятия составляет прибыль, полученная от реализации готовой продукции.

По каждому из основных видов фондов проводится планирование амортизационных отчислений. Общая сумма данных отчислений — произведение от умножения среднегодовой стоимости фондов на нормы амортизации.

Раздел «Отчисления средств и расходы » отображает расходы материальных средств на капитальный ремонт, содержание построек, сооружений и зданий, расходы на подготовку кадров и премиальные вознаграждения рабочих и др.

Во время разработки раздела «Кредитные взаимоотношения » финансового плана считают суммы поступающих кредитов, которые будут использоваться для успешной работы производственной деятельности предприятия и всех его подразделений.

Банковские кредиты, взятые предприятием, выплачиваются средствами из производственного или других фондов. В случае когда данных средств не хватает, кредит погашают за счет прибыли от кредитованных мероприятий.

Раздел «Бюджетные взаимоотношения»отображает расчет, в котором определяется размер денежных платежей и бюджетных средств по всему предприятию и его отдельным направлениям.

Порядок распределения прибыли предприятия рассчитан на то, что его прибыль будет направлена на формирование различных фондов предприятия после того, как произведут все выплаты (фиксированные платежи, выплаты по банковскому кредиту, за производственные фонды).

После расчетов составляется таблица, в которой значения раздела «Поступления средств и доходы» и раздела «Отчисления средств и расходы» численно равны.

В финансовом плане предприятия отображаются финансовые взаимоотношения данного предприятия с кредитной системой и другими организациями. Материальная устойчивость предприятия, его способность вести взаиморасчеты с поставщиками и производить все необходимые выплаты зависят от того, насколько верно составлен и выполняется финансовый план.

Концепция финансового плана (содержание разделов доходов и расходов):

1. Поступления средств и доходы:

-прибыль от реализации готовой продукции;

-прибыль от продажи основных средств;

-планируемые доходы, не зависящие от реализации предприятия (доходы от участия (долевого) в уставном капитале прочих организаций (предприятий);

-доходы от содержания ценных бумаг;

-доходы, полученные в виде арендной платы);

-амортизационные отчисления;

-денежные средства, полученные от других организаций.

2. Отчисления средств и расходы:

-налоги;

-распределение прибыли на накопление и потребление;

-инвестиции;

-прочие расходы.

Значительная часть расходов предприятия финансируется за счет кредитных ресурсов, поэтому важным аспектом финансового планирования является разработка кредитного плана, в котором обосновываются размер кредита, сумма, которую нужно будет выплатить кредитной организации с учетом возврата процентов по кредиту, эффективность использования банковского кредита в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет повысить эффективность финансовой деятельности организации, обеспечить ее целенаправленность.

 

Раздел №5 Особенности финансов корпораций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики

 

Тема 1 Особенности формирования финансовых ресурсов в корпорациях различных организационно-правовых форм

 

 

Особенности организации финансов предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования зависят от юридических аспектов, в которых также должны разбираться финансисты. От этих аспектов зависят формы привлечения капитала, направления распределения прибыли, методы принятия решений, налогообложение.

Порядок формирования акционерного капитала отличается от формирования уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
В качестве иллюстрации отраслевых особенностей организации финансов выбраны четыре отрасли: сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство.
Отличительной чертой сельскохозяйственного производства является сезонный характер. Получение выручки от реализации продукции распределяется неравномерно в течение года. Поэтому возможна нехватка оборотного капитала, которая восполняется заемными средствами.
Главная особенность отрасли «Транспорт» заключается в том, что этой отрасли чуждо понятие «готовая продукциях. Здесь процесс производства и процесс реализации совпадают во времени, что обусловливает и особенные подходы к организации финансов.
Отрасль товарного обращения зависит от формы торговли — оптовая или розничная. Нужно учесть, что предприятие торговли может торговать не только собственным товаром, но комиссионным, т. е. взятым на комиссию. В этом случае не требуются большие оборотные средства для закупки товаров. В этой отрасли более высокая скорость оборота оборотных средств по сравнению с промышленностью.
Подрядным организациям, ведущим свою деятельность в строительстве, присуща медленная оборачиваемость средств. Для этой отрасли характерна большая продолжительность одного производственно-коммерческого цикла. Поэтому так же, как и сельскому хозяйству, этой отрасли требуются значительные инвестиции и заемные средства.

В рыночной экономике место и роль организаций малого бизнеса трудно переоценить. В развитых странах малый бизнес составляет основу национальной экономики.

Малые предприятия по сравнению с крупными обладают гибкостью и способны быстрее и лучше приспосабливаться к рыночной конъюнктуре. В российской практике критериями отнесения предприятия к малому является численность работников и участие их в формировании уставного капитала. В других странах применяются такие критерии, как величина капитала, прибыли, выручки и др.
Сложившаяся в России в 90е гг. отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания (43%), строительство и промышленность (по 16%). Для малого бизнеса характерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднем приходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее их число наблюдалось в строительстве (12 человек), наименьшее — в науке и научном обслуживании (4 человека). По статистике, малые предприятия сегодня — самый динамично развивающийся сектор экономики. — примеру, убыточных малых предприятий в три раза меньше, чем государственных.
Рассмотрим особенности организации финансов на малом предприятии. На таком предприятии могут отсутствовать внеоборотные активы, источниками формирования оборотных активов часто служат заемные средства и кредиторская задолженность.

Преимущества малого бизнеса — гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокая оборачиваемость активов, управляемость.

Недостатки — слабая устойчивость вследствие небольшого основного капитала, небольшой запас рентабельности в цене товаров и, как следствие, проигрыш в конкурентной борьбе при общем снижении цен.

Малый бизнес имеет высокую степень ротации и поэтому поглощает избыточные трудовые ресурсы, обеспечивая населению само занятость. Он может быть достаточно рентабельным вследствие небольшой величины накладных расходов и высокой оборачиваемости.
Государственная поддержка малого бизнеса обеспечивает ему финансовую устойчивость и возможность конкурировать с крупными и средними предприятиями. Эта поддержка заключается в предоставлении малым предприятиям налоговых отсрочек, льгот, инвестиционных кредитов, льготного доступа к кредитным ресурсам банков, снижения процентов по кредитам и других возможностей, вплоть до участия в выполнении государственных заказов.
В соответствии с главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ к небольшим предприятиям могут применяться особые режимы налогообложения. Глава 26.2 предполагает добровольное применение упрощенной системы налогообложения, которая заменяет уплату ряда налогов: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций.
Критериями отнесения предприятий к малым, на которые распространяется упрощенная система налогообложения, являются сумма дохода, стоимость основных фондов, наличие обособленных филиалов и представительств, численность работающих, вид деятельности и доля юридических лиц в уставном капитале.
Малые предприятия, функционирующие в областях экономики, где сложно осуществлять контроль над доходами, должны платить единый налог на вмененный доход, что предусмотрено гл. 26.3 НК РФ.

В основном это предприятия бытового обслуживания, торговли, общественного питания, небольшие автотранспортные предприятия. Единый налог на вмененный доход также заменяет налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций. Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Для малых предприятий применяется также упрощенная система бухгалтерского учета. Если такое предприятие использует особые режимы налогообложения, оно не обязано вести учет методом двойной записи и, следовательно, составлять и представлять бухгалтерский баланс.

Тема 2 Финансовая политика корпораций

Финансовая политика корпораций – это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, например: усиления позиций производителя на рынке товаров; достижения приемлемого объема продаж, прибыли и доходности (рентабельности) активов; увеличения собственного капитала; сохранения платежеспособности и ликвидности.

Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие важнейшие аспекты:

– разработку оптимальной концепции управления финансами корпораций, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого предпринимательского риска;

– определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный срок) с учетом планов производственной и коммерческой деятельности, состояния и прогнозов макроэкономической конъюнктуры (налогообложения, учетной банковской процентной ставки, норм амортизационных отчислений по основным фондам и др.):

– практическое достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования корпорации, оценка инвестиционных проектов и т. д.),

Стратегическими задачами финансовой политики являются:

– максимизация прибыли:

– оптимизация структуры капитала и поддержка финансовой устойчивости корпорации;

– достижение «информационной прозрачности» корпорации для собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов;

– обеспечение инвестиционной привлекательности корпорации;

-использование рыночных механизмов привлечения денежных

ресурсов (эмиссии корпоративных ценных бумаг);

Финансовая стратегия –финансовый курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития корпорации.

К важнейшим направлениям финансовой стратегии корпорации относятся:

– анализ финансово-экономического состояния;

– учетная и налоговая политики;

– кредитная политика;

– управление внеоборотными активами и амортизационная политика;

– управление оборотными средствами и кредиторской задолженностью;

– управление операционными расходами, сбытом продукции и прибылью;

– ценовая политика;

-дивидендная политика.

Финансовая стратегия реализуется через перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение заданного уровня основных параметров деятельности корпорации: объема продаж и себестоимости, прибыли и рентабельности, финансовой устойчивости и платежеспособности, ценовой конкурентоспособности.

Финансовая тактика определяет способы и пути решения локальных задач конкретного этапа развития корпорации путем своевременного изменения финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов.

Финансовый план включает в себя следующие направления:

– оценка финансовых возможностей для определения стратегических целей;

– распределение и оценка эффективности движения денежных потоков по сферам деятельности (операционной, инвестиционной и финансовой) исходя из стратегии производства и продаж;

– определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, эмиссия собственных акций, финансовый лизинг и др.);

– преобразование данных бухгалтерского учета и отчетности в форму, которая наглядно отражает финансовые возможности предприятия.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования использования его финансовых средств. Основными факторами, которые обуславливают финансовое состояние предприятия являются:

1. выполнение финансового плана,

2. пополнение собственного оборотного капитала,

3. скорость оборачиваемости оборотных средств,

4. обеспечение бесперебойного процесса производства

5. организация взаимоотношений с другими предприятиями и т.д.

Целями финансового анализа корпорации являются:

1. выявление изменений показателей финансового состояния,

2. определение количественных и качественных изменений финансового состояния,

3. оценка финансового положения на определенную дату,

4. определение тенденций изменения финансового состояния.

Результаты анализа необходимы не только руководителям корпорации для принятия управленческих решений, но и собственникам, другим предприятиям.

Финансовая стратегия – это генеральный план действий по обеспечению корпорации денежными средствами.

Существует несколько видов финансовой стратегии:

1.генеральная стратегия,

2. оперативная финансовая стратегия,

3. стратегия выполнения отдельных стратегических задач.

Финансовая стратегия, которая определяет деятельность предприятия на год, (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) называется генеральной финансовой стратегией.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов) разрабатывается на квартал, месяц.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом использовании финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями корпорации разрабатывается генеральная финансовая стратегия, в которой определяются и распределяются задачи формирования финансов по исполнителям и направлениям работы.

Задачами финансовой стратегии являются:

1. исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования,

2. разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов корпорации и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного состояния корпорации.

3. определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, с другими предприятиями.

4. выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей,

5. обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств

Предложения к формированию финансовой стратегии корпорации разрабатываются на основе выводов финансового анализа в нескольких вариантах с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса.

 

Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Корпоративные финансы: Учебное пособие. // И.В. Никитушкина, С.Г. Макарова С.Г., Студников С.С. — М.: ЭКСМО, 2009. — 576 с.

2.Финансы: Учебник (ГРИФ) // А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова. Под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: ФиС:

ИНФРА-М, 2010. — 496 с.

3.Финансы: Учебник (ГРИФ) // Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова; Под ред. В.Г. Князева, В.А. Слепова. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.:Магистр, 2010. — 654 с.

 

б) дополнительная литература:

1.Финансы организаций (предприятий): Учебник (ГРИФ) // М.Г. Лапуста, Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай. — издание испр. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 575 с.

2. Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие (ГРИФ) // Л.М. Бурмистрова. М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 с.

3.Финансы организаций: Учеб. пособие (ГРИФ) // Под ред. Н.В. Липчиу. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, 2010. — 254 с.

4.Финансы строительства: Учеб. пособие (ГРИФ) // Т.Н. Обущенко. — М.: Форум, 2011. — 560 с.

5.Финансы фирмы: практикум: Учеб. пособие // Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай; Государственный университет управления. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 185 с.:

6. Финансы фирмы: Учебник (ГРИФ) // А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай; Государственный университет управления. — 4-e изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 522 с.

7.Инвестиции: Учебник (ГРИФ) // И.Я. Лукасевич. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. — 413 с.

8. Управление финансами промышленности: Учеб. пособие // В.М. Семенов,

Н.В. Василенкова. — М.: ФиС: ИНФРА-М, 2010. —320 с.

9.Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник (ГРИФ) // А.Н. Жилкина. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 332 с.

10.Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учеб. пособие // В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай. — М.: ФиС: ИНФРА-М, 2011. — 336 с.

11.Финансовый менеджмент страховании: Учебник (ГРИФ) // А.П. Архипов. — М.: ФиС: ИНФРА-М, 2010. — 320 с.

12.Финансовый менеджмент: Учебник (ГРИФ) // Под ред. А.М. Ковалевой. — 2-e изд., перераб.и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 336 с.

 

 

Интернет-ресурсы

1. Официальный сайт научно-технической библиотеки СГГА. – Режим доступа: http://lib.ssga.ru/. – загл. с экрана.

2. Электронно-библиотечная система научно-издательского центра «ИНФРА-М». –Режим доступа: http://znanium.com/. – загл. с экрана.

3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/. – загл. с экрана.

4. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/. – загл. с экрана.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: