Система требований к педагогам, использующим мультимедийные ресурсы в образовательной деятельности

Организаторские – планирование работы, сплочение обучаемых и т.д.

Дидактические – конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убежденное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей.

Перцептивные – проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики.

Коммуникативные – умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения.

Суггестивные – эмоционально-волевое влияние на обучающихся.

Исследовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы

Научно-познавательные – способность усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Предметные – профессиональные знания предмета обучения

 

Тема 4. Электронные средства учебного назначения

 

Обучающие программы

Обучающая программа (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

- наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

- расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

- завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

- использование автоматического устройства;

- индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).

 

При составлении ОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации. Очень важно создать положительный эмоциональный фактор, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей ОП. Хорошо построенная ОП позволяет:

- избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

- предоставить возможность успешной работы с ОП и сильным, и средним, и слабым ученикам;

- учитывать фактор памяти (оперативной, кратковременной и долговременной).

 

Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.

Чаще всего ОП применяют для демонстраций в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета. Наибольшую популярность среди такого рода учебных материалов получили различные курсы иностранных языков, гораздо реже попадаются обучающие программы по естественнонаучной тематике: например «Физика на компьютере». Особая разновидность учебных пособий – разнообразные мультимедийные энциклопедии, такие, как MicrosoftEncarta, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

В настоящее время прослеживаются четыре пути создания ОП на основе:

- прямого программирования на языках высокого уровня;

- инструментальных систем, которые позволяют изготавливать ОП преподавателю-предметнику, незнакомому с программированием. (Например, АДОНИС, ДЕЛЬФИН-3, StatproMultimedia и др.);

- использования готовых ОП по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ Высшего образования, Рос НИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

- заказа специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ОП.

 

Электронные учебники

Электронный учебник (ЭУ) – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

ЭУ были изначально разработаны для организации ДО. Однако, сейчас, благодаря своим возможностям, они используются совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Для того чтобы ЭУ стал популярным, он должен быть универсальным, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, ЭУ приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Преимущества ЭУ по сравнению с простым типографским:

- Возможность быстрого поиска по тексту

- Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст – возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала.

- Наличие мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого.

- Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере».

- Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.

 

При создании ЭУ нецелесообразно просто переносить типографский вариант учебного пособия в электронный вид и затем конвертировать в гипертекст, т.к. такой учебник будет неудобен для обучающегося, так как читать с монитора не так удобно, как книгу. При создании ЭУ целесообразны:

- иная организация материала учебника: главы целесообразно сделать более короткими чтобы их было проще читать на экране;

- разделение материал на несколько контекстов (например, обязательный для прочтения, дополнительный, вспомогательный, определения и т.п.) и визуально их выделить;

- содержание учебного материала, в соответствии с требованиями психологов, рекомендуется разбивать на модули. Освоение учебного материала, соответствующее конкретному модулю, должно быть ориентировано не более чем на два часа контактного времени;

- после изучения очередного модуля приобретенные учащимися или студентами знания следует контролировать с помощью соответствующей программы, включенной в состав ЭУ;

- уделение особого внимания интерфейсу пользователя;

- сжатость и краткость изложения материала при максимальной информативности текста. Наличие кратких и «емких» заголовков, маркированных и нумерованных списков для того, что бы весь текст легко просматривался. Каждому положению должен быть отведен отдельный абзац текста, при этом основная идея абзаца должна находиться в самом его начале. Целесообразно использование табличного формата предъявления материала, который позволяет представить материал в компактной форме и наглядно показать связи между различными понятиями;

- архитектура учебника должна включать графическое обеспечение, которое позволяет передать необходимый объем информации при краткости его изложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: