Интеграция электронного образовательного ресурса в учебный процесс

Процесс нарастания интеграции электронных образовательных ресурсов в обучение вызывает необходимость совершенствования традиционного учебного класса на основе сетевых технологий. Учебный класс нового образца позволит преподавателю со своего рабочего места непосредственно на мониторе учащегося контролировать и координировать учебный процесс – получать доступ со своей клавиатуры на компьютер ученика, обмениваться с ним визуальной информацией, копировать изображение со своего монитора на мониторы обучаемых и обратно, осуществлять аудиосвязь с конкретным учеником, использовать проектор, демонстрирующий изображение с преподавательского компьютера или компьютера учащегося на доску. Подобные классы сейчас активно разрабатываются.

Приведем пример интеграции электронных ресурсов, например, в учебный процесс общеобразовательной школы.
На первом этапе интеграции выявляются педагоги, желающие освоить профессиональную деятель­ность на информационной основе; среди них появляется лидер (обычно в силу своей профессиональной подготовки чаще всего им становится преподаватель информатики). Необходимо также определить существующие организационно-технические возможности компьютерной техники данного образовательного учреждения, возможности и желания коллектива педагогов или разработчиков по созданию и применению конкретной информационно-коммуникационной технологии, выявить уровень информационной культуры и готовности, как педагогов, так и обучаемых к освоению данного вида технологии.

Второй этап. Выбираются конкретные учебные предметы или темы и анализируются их содержание, структура, особенности. Выявляются наиболее сложные разделы, определяются виды занятий, на которых целесообразно использовать электронные ресурсы, их согласованность с традиционными педагогическими средства­ми, анализируется уровень знаний обучаемыми тех или иных разделов и тем. При прочих равных условиях следует остановиться на тех разделах дисциплины, при изучении которых использование богатых возможностей информационно-коммуникационной технологии удет способствовать существенному повышению эффективности обучения. Если педагог или коллектив авторов принимает решение о применении электронных ресурсов, то необходимо обозначить их дидактические цели, содержание, структуру, назначение и определить виды занятий, на которых будет использован конкретный ресурс.

Третий этап. Изучаются и анализируются уже созданные и используемые ресурсы данного направления, выявляются их до­стоинства и недостатки. При создании нового электронного образовательного ресурса педагог или коллектив авторов приступает к разра­ботке сценария и технологии обучения в создаваемом ресурсе, выбирает средства его реализации. Компоновка учебного материала, его изложение должны вестись с учетом дидактико-организационно-технических требований к информационно-коммуникационной технологии; необходимо определить функции обучаемого, преподавателя и системы на каждом этапе занятий, те функции преподавателя и обучаемого, которые предстоит реализовывать.

Четвертый этап. Проводится предварительный психолого-педагогический анализ предполагаемых изменений эффектив­ности обучения при использовании готовых или планируемых к созданию ресурсов, оценивается их влияние на основные факторы интенсификации учебного процесса и личностное раз­витие обучаемых, прогнозируются проблемы и затруднения, которые могут возникнуть как у педагогов, так и учеников при использовании информационно-коммуникационной технологии.

Пятый этап. При использовании готового ресурса прово­дится непосредственное включение его в учебный процесс для контрольных групп обучаемых и осуществляется сбор информации по его использованию и достижению повышения качества и эффективности учебного процесса. При разработке нового ресурса на этом этапе переходят непосредственно к программиро­ванию, анализу и корректировке сценария применения электронного ресурса. Необходимы тщательная экспертиза выполнения этого этапа информатизации учебного процесса.

Шестой этап. Если повышение качества и эффективности обучения с ресурсом достигнуто, то его применение становится массовым в образовательном учреждении. Положительный опыт педагогов, реализующих данный вид электронного ресурса, должен стать толчком для других педагогов к его использованию в своей профессиональной деятельности. Готовятся методическая документация для последующего практического применения электронного образовательного ресурса, руководство пользователю по его применению. Вносятся соответствующие изменения в методические разработки уроков, лекций, лабораторных, семинарских, групповых, практических внеклассных занятий, подготавливаются инструкции с подробным объяснением структуры ресурса, решаются вопросы opгaнизационного характера.

В заключение отметим, что необходимость решения проблем подготовки и переподготовки педагогов в условиях применения электронных образовательных ресурсов, на наш взгляд, предполагает реализацию трех основных направлений в модернизации содержания педагогического образования:

  • освоение педагогами современного знания в области информатики и информационных технологий на уровне свободной ориентировки в общем курса «Информатика»;
  • формирование опыта проектирования и применения собственной целостной информационной педагогической технологии в курсе «Информационные технологии в образовании» с ориентацией его на предметную область, в которой специализируется будущий педагог;
  • усилениея в информационном обществе роли личности как нравственной основы бытия человека.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: