Программные средства нелинейных образовательных технологий

Для эффективного применения электронного образовательного ресурса педагогу в первую очередь необхо­димо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении. Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения – дорогостоящее дело, поскольку для этого необхо­дима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизай­неров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финан­сируют проекты создания компьютерных учебных систем в учеб­ных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Основное требование, которое должно соблюдаться у программ­ных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, – это легкость и естественность, с которыми обучае­мый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответ­ствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой HCI (англ. Human-Computer-Interface –интерфейс человек-компьютер). Этот буквальный перевод мож­но понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Программное обеспечение, использующееся в информационно-коммуникационной технологии, можно раз­бить на несколько категорий: обучающие, контролирующие и тренировочные системы; системы для поиска информации; моделирующие программы; микромиры; инструментальные средства познавательного характера; инструментальные средства универсального характера; инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Охарактеризуем перечисленные категории программного обес­печения.
Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ре­сурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут практически не зависеть от специфики конкретных задач и обла­стей применения.

Контролирующие системы. Применение информационных тех­нологий для оценивания качества обучения дает целый ряд пре­имуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обес­печивающего охват всего контингента обучаемых. Далее, компью­теризация позволяет сделать контроль более объективным, не за­висящим от субъективности преподавателя.
В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются конт­ролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

  • создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);
  • проведение тестирования (предъявление вопросов, обработ­ка ответов);
  • мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе про­токолирования хода и итогов тестирования в динамически обнов­ляемой базе данных.

С подсистемой создания тестов работает непосредственно или педагог, или оператор, который вводит информацию, предостав­ленную педагогом. Во избежание возможных ошибок, с целью упрощения подготовки материалов в таких подсистемах обычно используются шаблонные формы – для внесения текста вопроса или задания, вариантов ответа, правильного ответа и т.д. В итоге данная подсистема формирует базу данных, служащую основой для проведения тестирования.
Обучаемому, работающему с под­системой проведения тестирования, может быть предложен инди­видуально подобранный набор вопросов и алгоритм их предъяв­ления. По результатам тестирования с помощью подсистемы мо­ниторинга будет сформирована база данных, обеспечивающая не­обходимой информацией педагога, обучаемых и администрацию учебного заведения.

Обучающие и тренировочные системы. Создание собственно учебных компьютерных средств шло на основе идеи программи­рованного обучения. И в настоящее время во многих учебных за­ведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.
АОС включает в себя комплекс учебно-методических материа­лов (демонстрационные, теоретические, практические, контро­лирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компь­ютеризации учебного процесса. Так, АОС используются для изу­чения новых для обучаемого концепций и процессов. Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает де­монстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечи­вающие обратную связь. Современные АОС позволяют корректи­ровать процесс обучения, адаптируясь к действиям обучаемого.

АОС обычно базируется на инструментальной среде –комп­лексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возмож­ности работы с системой:

  • педагог вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;
  • ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или предложенным педагогом) работает с учебно-методически­ми материалами программы;
  • автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечива­ет необходимую обратную связь, позволяя выбирать самому уче­нику (по результатам самоконтроля) или назначать автоматиче­ски последовательность и темп освоения учебного материала;
  • работа ученика протоколируется, информация (итоги тести­рования, изученные темы) заносится в базу данных;
  • педагогу и ученику предоставляется информация о результа­тах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Новые возможности для создания АОС открыла в 90-е годы гипер­текстовая технология, которая получила мощнейшее развитие благодаря возможности создания гипертекста с помощью специ­ального языка HTML(англ. HyperText Markup Language, гипер­текстовый язык разметки), изобретенного Тимоти Бернес-Ли.

Гипертекст(англ. Hypertext, сверхтекст) или гипертекстовая си­стема– это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста – возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графиче­ского изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия». Наряду с графикой и текстом, можно связать гиперссылками и мультимедиа-информацию, включая звук, видео, анимацию. В этом случае для таких систем используется термин гипермедиа.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (АОС, мультимедиа, гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронному ресурсу по сравнению с «бумажным»:

  • в технологии мультимедиа создается обучающая среда с яр­ким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информа­ции на едином носителе;
  • гипертекстовая технология благодаря применению гиперссы­лок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • на основе моделирования процесса обучения становится воз­можным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

Специфика технологий Интернетзаключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможно­сти выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

  • базовая информация, размещенная на Web- и FTP - серверах сети;
  • оперативная информация, систематически пересылаемая за­казчику по электронной почте в соответствии с выбранным спис­ком рассылки;
  • разнообразные базы данных ведущих библиотек, информаци­онных, научных и учебных центров, музеев;
  • информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, кни­гах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины.

Технологии на основе Интернета
В последнее время, с развити­ем информационных технологий все более популярным стало при­менение Интернета и корпоративных интранет-сетей в дистанционном обучении. Вошел в широкое употребление термин e-learning (ElectronicLearning) – электронное обучение (или интернет-обучение), которое обеспечивает предоставление доступа к компьютерным учебным программам через сеть Интернет или корпоративные интранет-сети с использованием систем управления обучением. Синонимом e-learning является термин WBT (Web-basedTraining) – обучение через веб-технологии.
Глобальная информационная сеть Интернет предоставляет в этом отношении уникальные возможности для обучения. Именно она может обеспечить дистанционную интерактивную работу студента с учебно-методическим материалом, постоянное общение студента с преподавателем, а также студентов между собой. Студент в процессе дистанционного обучения не ограничен ни пространственными, ни временными рамками для получения любой информации.

Существуют различные подходы к организации систем дистанционного обучения в Интернете. Эти подходы, прежде всего, отличаются благодаря использованию различных способов составления, доставки и использования учебного материала. При этом организаторы дистанционного учебного процесса должны по­мнить, что избыток информации может быть так же вреден, как и ее недостаток, а Интернет на сегодня является крупнейшим в мире хранилищем информации, где не сложно и «утонуть». Популярный ныне метод путешествия в Интернете от одной интересной ссылки к другой, «серфинг», пригоден для развлечения или общего развития, но не для целенаправленного поиска нужных данных. Поэтому в соответствующих методических указаниях должна быть регламентирована область поиска требующейся сту­денту справочной информации.

Использование гипертекстовой технологии само по себе уже вводит все разработки в рамки единого стандарта, но для комплексногофункционирования программного обеспечения информационно-коммуникационной технологии обычно конструируется или привлекается стандартная программа-оболочка, обеспечивающая формирование единого информационного пространства и представляющая собой проблемно-ориентированную информационную среду, оперативно доступную обучаемым, педагогам и администрации учебного заведения. Внедрение подобных оболочек (VLE, Net-школа) ведется при самом непосредственном участии педагогов, которые уже на этапе опытной эксплуатации исследуют их возможности для организации образовательного процесса, внося свои предложения разработчикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: