Сущность эвакуационных мероприятий, их классификация и принципы выполнения

 

В Федеральном конституционном законе от 30 января 2002 г. № 1 – ФКЗ «О военном положении» изложено:

Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение.

2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений.

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения (Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3 – ФКЗ «О чрезвычайном положении»):

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» изложено:

Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;

2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» изложено:

Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Статья 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях:

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

Статья 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Следует подчеркнуть, что организация эвакуационных мероприятий как в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, так и в условиях военного времени в основном аналогична.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Все мероприятия по рассредоточению и эвакуации населения планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики. Кроме того, создаются условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.

Рассредоточение – комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых производственные базы отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городские дежурные коммунальные службы, городские энергосети, газовые службы, службы водоснабжения, здравоохранения, общественного питания, транспорта и связи, органов государственной власти и охраны общественного порядка).

Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Рассредоточиваемые в военное время размещаются в районах загородной зоны, в ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей с тем, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4 часов.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются в соответствии с нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (противорадиационными и простейшими укрытиями, водозаборными скважинами, шахтными колодцами и т.д.).

Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пунктах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

Загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивным загрязнением и химическим заражением, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303дсп эвакуации подлежат:

- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, деятельность которых не прекращается в военное время, а может быть продолжена на новой производственной базе;

- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, прекращающих свою деятельность в военное время;

- нетрудоспособное население и население не занятое в производстве;

- крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности ОЭ или учреждения на новой базе;

- материальные и культурные ценности.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется в целях:

- снижения риска их уничтожения при применении противником современных средств поражения;

- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечение условий для создания сил и средств группировок гражданской обороны;

- всестороннего обеспечения жизнедеятельности населения эвакуированного в загородную зону;

- сохранения культурного и валютно-золотого запаса страны.

В соответствии с п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303дсп к материальным ценностям подлежащим эвакуации, относятся:

а) государственные ценности (золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных):

б) производственные и научные ценности (особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций);

в) запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного жизнеобеспечения;

г) сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы;

д) запасы материальных средств для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В соответствии с п. 12 того же постановления Правительства к
культурным ценностям подлежащим эвакуации
относятся:

а) культурные ценности мирового значения;

б) российский страховой фонд документов библиотечных фондов;

в) культурные ценности федерального (общероссийского) значения;

г) электронные информационные ресурсы на жестких носителях;

д) культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.

Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.

Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

- снижения вероятных потерь населения, отнесенных к группам по ГО и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечения условий создания группировок сил и средств ГО в загородной зоне для ведения АСНДР в очагах поражения, при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации:

- упреждающая (заблаговременная);

- экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов ЧС. Основанием для эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывод населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения, может проводиться локальная, местная или региональная эвакуация.

Локальная эвакуация проводится в том, случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС не пострадавших районах города или сельских населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.

Региональная эвакуация осуществляется при распространении поражающих факторов ЧС на значительные площади, охватывающие территорию одного или нескольких районов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. В ходе региональной эвакуации население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места жительства.

В зависимости от охватаэвакомероприятияминаселения эвакуация может быть общей и частичной.

Общая эвакуация – проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ и предполагает вывод (вывоз) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Частичная эвакуация – проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное население (студенты, учащиеся школ-интернатов и ПТУ (гимназий, лицеев, колледжей), воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавательским составом, обслуживающим персоналом и членами их семей).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по распоряжению начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.

Основными способами являются:

- эвакуация пешим порядком;

- вывоз населения всеми видами транспорта;

- комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

- медицинские учреждения;

- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

- рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Эвакуация начинается не позднее чем через 4 часа после получения распоряжения, и должна завершиться, как правило, не более чем (с момента получения распоряжения):

- для городов с населением до 500 тыс. чел.– за 12 часов;

- для городов с населением до 1 млн. чел.– за 20 часов.

Для городов с населением более 1 млн. человек сроки эвакуации устанавливаются дополнительно.

Началом эвакуации считается выход первой колонны с СЭП, а концом – выход последней колонны из зоны сильных разрушений (за границы проектных застроек городов).

Безопасное удаление районов размещения выводимого населения определяется с учетом экономического и военного значения категорированных городов и географических условий данной местности. Для каждого категорированного города (КГ) определяется ближняя граница безопасного удаления, которая составляет:

- для городов особой группы - 40-50 км;

- для первой группы – 30-40 км;

- для второй группы – 5-10 км;

- для третьей группы – 4-8 км;

- для отдельно стоящих объектов – 15-20 км.

В зависимости от объема выполняемых задач по гражданской обороне для городов определяются следующие группы: особая, первая, вторая и третья.

Отнесение городов к группам устанавливается по следующим критериям:

- к особой относятся город республиканского значения и столица;

- к первой относятся города:

а) с численностью населения миллион человек и более;

б) с численностью населения 500 тысяч человек и более, на территории которых расположены не менее трех организаций особо важной категории или более 50 категорированных организаций;

в) более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

- ко второй относятся города:

а) с численностью населения 500 тысяч человек и более;

б) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек, на территории которых расположены не менее двух организаций особо важной категории либо более 20 категорированных организаций;

в) от 30 до 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;

- к третьей относятся города:

а) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек;

б) с численностью населения от 10 тысяч человек до 250 тысяч человек, на территории которых расположены одна организация особо важной категории либо более двух категорированных организаций;

в) менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия, рассредоточение работников организаций планируются и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

- эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

11.2. Организация эвакуационных мероприятий, их проведение
и обеспечение в мирное и военное время

 

Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее - рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления, и опасного радиоактивного загрязнения.

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации возможно выделение загородной зоны на территориях этих субъектов.

Как правило, руководитель объекта экономики организует производственную деятельность в военное время в 2 (3) смены с учетом своевременной их заменой на отдых или работу.

Наибольшая работающая смена определяется руководителем объекта экономики в соответствии с имеющимся мобилизационным заданием.

Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах, должна быть обеспечена защитными сооружениями, отвечающими нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

 

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы планируется заблаговременно в мирное время и осуществляется по территориально-производственному принципу, в соответствии с разработанными планами:

- эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

- эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Контроль за организацией эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, прибытие их на сборные эвакуационные пункты и отправка в безопасные районы загородной зоны, осуществляется через жилищно-коммунальные органы (ЖЭУ, ТСЖ и др.).

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время создаются:

а) эвакуационные комиссии (ЭК);

б) сборные эвакуационные пункты (СЭП);

в) промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

д) эвакоприемные комиссии (ЭПК);

е) приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

ж) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии (рис. 11.2) возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

 

 

 

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов, кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

a) планирование эвакуации на соответствующем уровне;

б) осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;

в) организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) (рис. 11.3) создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов.

Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом.

К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.

За сборным эвакуационным пунктом закрепляются:

а) ближайшие защитные сооружения гражданской обороны;

б) медицинское учреждение;

в) организации жилищно-коммунального хозяйства.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) (рис. 11.4) создаются в целях:

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;

перерегистрации и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:

а) организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

б) ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

в) оказание медицинской помощи в пути следования;

г) организацию охраны общественного порядка.

Эвакоприемные комиссии (рис. 11.5) создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:

а) планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

б) организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;

в) организации и контроля обеспечения эвакуации;

г) учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) (рис. 11.6) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются простейшие укрытия для эвакуированного населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт.

Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время — возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:

а) обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

б) организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

в) организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

г) обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

 

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей.

Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о проведении эвакуации проводится органами, осуществляющими управление гражданской обороной, с использованием систем централизованного оповещения и связи федерального, регионального и местного уровней, локальных систем оповещения, радиовещательных и телевизионных станций.

Эвакуация населения в безопасные районы осуществляется путем вывоза части населения всеми видами транспорта независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, привлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и не занятого воинскими, другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной части населения пешим порядком. Мероприятия по эвакуации и рассредоточению схематично изображены на рис. 11.8.

Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляется транспортными средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в ведении которых находятся данные материальные и культурные ценности.

При недостатке или отсутствии необходимых транспортных средств допускается привлечение в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортных средств других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, транспортные средства которых не привлекаются для выполнения воинских, других особо важных перевозок по мобилизационным планам, а также для эвакуации населения.

В целях эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации и лицами, ответственными за сохранность этих ценностей на маршрутах эвакуации.

Финансирование эвакуации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

а) федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им бюджетными организациями - за счет средств федерального бюджета;

б) субъектами Российской Федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов;

в) организациями - за счет собственных средств.

 

 

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планируются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Транспортное обеспечение эвакуации населения — это комплекс мероприятий, охватывающих подготовку, распределение и эксплуатацию транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок.

Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны, автосанитарные отряды, группы транспорта, находящегося в личном пользовании граждан.

Планирование эвакоперевозок железнодорожным транспортом осуществляется отделениями железных дорог, обеспечивающими транспортное обслуживание соответствующих районов.

Речной транспорт используется для эвакуации населения из речных портов.

Воздушный транспорт используется для эвакуации населения в удаленные регионы страны.

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, располагающие транспортными средствами. В их обязанности входит:

— участие в планировании эвакоперевозок;

— обеспечение подготовки транспортных органов и транспорта для выполнения эвакоперевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;

— организация материально-технического обеспечения эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение ГСМ и запасными частями);

— организация управления эвакоперевозками;

— подготовка к специальной обработке транспортных средств.

Медицинское обеспечение эвакуации населения включает проведение

органами здравоохранения организационных, лечебных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения, своевременное оказание медицинской помощи заболевшим и получившим травмы в ходе эвакуации, а также предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных болезней.

Медицинское обеспечение эвакуируемого населения организуется по территориально-производственному принципу. Руководство медицинским обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов здравоохранения.

В их обязанности входят:

— планирование медицинского обеспечения эвакуации;

— подготовка медицинских учреждений и формирований;

— подготовка к оказанию первой медицинской помощи эвакуируемому населению на СЭП, маршрутах эвакуации, ППЭ, ПЭП и в районах размещения.

Охрана общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения включает следующие мероприятия:

— осуществление жесткого пропускного режима (блокирование автомагистралей и пешеходных путей), предусматривающего пресечение проезда транспорта и прохода граждан, не занятых в проведении эвакуационных, спасательных и других неотложных мероприятий;

— проведение выборочного контроля технического состояния транспортных средств, предназначенных для эвакоперевозок;

— оказание содействия должностным лицам, ответственным за проведение эвакуационных мероприятий, в мобилизации транзитного транспорта в целях обеспечения быстрейшего вывоза людей из зон чрезвычайных ситуаций и др.

Инженерное обеспечение эвакуации населения организуется с целью создания необходимых условий для эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций путем обустройства объектов инженерной инфраструктуры в местах сбора эваконаселения, на маршрутах эвакуации и в районах размещения.

Для получения наиболее полной картины условий проведения эва­куации органами управления ГОЧС организуется ведение воздушной и наземной разведки, а также специальных видов разведки: радиационной, химической, пожарной, инженерной, медицинской, ветеринарной, фито- патологической и т.п.

Материально-техническое обеспечение эвакуации заключается в организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств в процессе эвакуации, снабжения ГСМ, запасными частями, водой, продуктами питания и предметами первой необходимости, в обеспечении эвакоорганов необходимым имуществом.

Обеспечение связи в период проведения эвакуации заключается в оснащении СЭП, ППЭ, ПЭП, органов управления эвакомероприятиями ста­ционарными или передвижными средствами связи на всех этапах эва­куации.

С целью защиты эваконаселения от воздействия поражающих факторов современных средств поражения потенциального противника, осуществляют­ся его противорадиационная и противохимическая защита.

Проведение эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

При получении достоверного прогноза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза (вывода) людей из зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:

—приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

— уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;

—распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

—подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

— подготовка к развертыванию СЭП, пунктов посадки (высадки);

—подготовка готовности систем оповещения и связи;

—приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

—оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций;

—развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

—сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего эвакуации;

—формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки, посадка населения на транспорт;

—прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

Необходимо помнить, что плохо организованное проведение эвакомероприятий может порой привести к негативным последствиям, сопоставимым с потерями, ущербом от чрезвычайных ситуаций.

Почти в обязательном порядке в ходе эвакомероприятий приходится решать такие острые вопросы, как:

— не потерять управление массами эвакуируемых людей;

— организовать охрану жилищ и имущества эвакуируемых;

— обеспечить эвакуацию домашних животных;

— обеспечить работу коммунальных служб;

— накормить и обеспечить кровом эвакуируемое население и т.д.

Эти вопросы должны быть предусмотрены заранее.

Планы эвакуации на случай аварии или стихийного бедствия разрабатываются заблаговременно с учетом специфики аварийного производства, или вида стихийного бедствия. Они должны включать несколько вариантов в зависимости от степени и характера воздействия поражающих факторов при различных метеорологических и др. условиях. Разделы планов должны содержать:

1. Порядок оповещения эвакоорганов транспортных служб и населения о начале эвакуации.

2. Организацию управления, оповещения и связи в ходе эвакуации.

3. Численность эваконаселения по категориям.

4. Порядок укрытия и сбора населения.

5. Порядок и сроки эвакуации населения.

6.Транспортное обеспечение эвакомероприятий.

7. Маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения в загородной зоне.

8. Готовность к приему населения (наличие жилой площади и всех видов обеспечения).

9. Порядок эвакуации с/х животных.

10. Порядок вывоза материальных ценностей.

11. Организацию санитарной обработки людей, животных, спец. обработки одежды, транспортных средств и обеззараживания территорий и сооружений.

12. Организацию эвакуации населения по решению председателя эвакуационной комиссии.

13. Порядок доклада об обстановке, о ходе эвакуации и принимаемых решениях.

Эвакомероприятия планируются и проводятся комбинированным способом: определенная категория населения вывозится в районы эвакуации всеми видами транспорта, остальная часть населения выводится пешим порядком.

Нормативные требования при планировании эвакомероприятий представлены в таблице 11.1.

 

 

Таблица 11.1 - Нормативные требования при планировании эвакомероприятий

Наименование нормативного требования Количество
Норма выделяемой жилой площади в загородной зоне 2 кв. м/чел.
В загородной зоне необходимо иметь:  
- мест в больничной сети 10 койко-мест/1000 чел.
- производительность бань 7 мест/1000 чел.
Для пешей эвакуации:  
- колонны 500-1000 чел.;
- дистанция между колоннами до 500 м;
- малый привал через 1-1,5 часа
- (для отдыха и подтягивания колонны) движения на 10-15 мин
- большой привал в начале второй половины суточного перехода на 1-1,5 часа;
- скорость движения при пешей эвакуации 4-5 км/ч;
- суточный переход 30-40 км.
Нормы посадки:  
- в вагон электропоезда 200-250 чел.;
- в пассажирский общий вагон до 150 чел.;
- в пассажирский купейный вагон до 100 чел;
- в грузовой 4-х-осный вагон до 100 чел.;
- в автобус 25-местный до 40 чел.;
- в грузовой автомобиль до 20 чел.;
- в самосвал до 15 чел.
Общее время на дорогу на объект и обратно (для рассредоточиваемых) 4-5 час.

 

Эвакомероприятия в экстремальных условиях должны проводиться непосредственно от места нахождения (укрытия) или проживания населения. При этом привлекаются все транспортные средства, независимо от их ведомственной принадлежности. В случае необходимости привлекается транспорт соседних областей, городов, районов, а также транспорт, выделяемый по плану взаимодействия с военным командованием и личный транспорт.

Разделы по эвакотранспортному обеспечению планов ГО (и защиты населения) на мирное время должны содержать:

- порядок оповещения транспортных служб о начале эвакуации;

- привлекаемые для эвакуации силы и средства (органы ГОЧС, транспорт, полиция, медицина и др.);

- численность эвакуируемого населения по категориям;

- перечень объектов, находящихся в зоне возможных ЧС;

- порядок, объем и сроки эвакуации населения (конкретно для каждой ситуации);

- маршруты подхода автотранспорта к микрорайонам, улицам, домам, находящимся в зоне воздействия стихийного бедствия (аварии, катастрофы);

- основные и запасные маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения населения в основных и запасных районах эвакуации;

- готовность основных и запасных районов эвакуации к приему населения (наличие жилого фонда, объектов коммунального хозяйства, порядок расселения эвакуируемого населения и др.);

- взаимодействие с органами военного командования при эвакуации населения в ЧС мирного времени;

- взаимодействие со спецслужбами охраны общественного порядка по обеспечению общественного порядка на маршрутах эвакуации. В автопредприятиях, привлекаемых для эвакуации населения, создаются автоколонны (25-30 ед. техники) и разрабатываются планы приведения их в готовность.

Информация о проведении эвакуации доводится до населения с использованием всех видов связи и оповещения.

Для эвакуации детских учреждений предусматривается автотранспорт, который закрепляется за конкретным учреждением, назначением времени и места подачи транспорта. Целесообразно на маршрутах эвакуации создание промежуточных пунктов эвакуации с развертыванием на них пунктов регистрации, дозиметрического и химического контроля, специальной обработки, санитарно-обмывочных пунктов, станций по обеззараживанию одежды, подвижных пунктов питания и подвижных пунктов вещевого снабжения. Создаются также медицинские распределительные пункты за зонами возможного заражения.

Сложность эвакуационных мероприятий состоит в том, что затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов.

Важнейшим фактором является своевременность принятия решения на вывод населения из опасных районов за границы зон возможного загрязнения (заражения). Промедление в этих случаях чревато тяжелыми последствиями.

 

11.3. Особенности организации и осуществления
эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях
и катастрофах мирного времени

 

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности, землетрясение, наводнение, снежная лавина, сель и т.д.), пространственно- временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом эвакуируемого населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

Осуществление эвакомероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофахтребуют немедленной организации и проведения эвакомероприятий (отселение, временный вывод населения из опасной зоны).

При землетрясениях, в случае разрушения или повреждения основных систем жизнеобеспечения, эвакуация может носить местный или регио­нальный масштаб.

Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений, как правило, оказывается возможной только после восстановления транспортных систем, поскольку автомобильный и воздушный транспорт заняты эвакуацией пострадавших (пораженных).

Эвакуация при землетрясениях осуществляется с развертыванием сборно-эвакуационных пунктов в пострадавших районах. В качестве этих пунктов, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в полевых лагерях, палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости при прекращении действия селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможной зоны чрезвычайной ситуации определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

В период формирования селевого потока, когда краткосрочный прогноз возникновения селя отсутствует, проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа. На первом этапе население по заранее установленным маршрутам выводится за границы зоны поражения селевым потоком. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его в места временного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием сборного эвакуационного пункта или без него.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, в период схода, а также по прекращении их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу, в один этап, без развертывания сборного эвакуационного пункта.

Эвакуация населения в случае радиационных аварий (рис. 11.9) может иметь как локальный, местный, так и региональный масштаб в зависимости от возможных последствий радиационной аварии. Решение на эвакуацию населения принимается на основании прогнозируемой или сложившейся радиационной обстановки и прогнозируемого облучения населения.

Эвакуация населения в этом случае проводится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения проводится в два этапа:

—на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточного пункта эвакуации, расположенного на границе зоны радиоактивного загрязнения;

—на втором этапе эваконаселение выводится (вывозится) с промежуточного пункта в спланированные места временного размещения.

В целях предотвращения необоснованного облучения населения на первом этапе посадка в транспортные средства проводится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, возле служебных зданий, защитных сооружений).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь, пересадку с «грязного» (функционирующего в зоне чрезвычайной ситуации) на «чистый» (функционирующий вне зоны радиоактивного загрязнения) транспорт и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения. Там же, при необходимости, может проводиться замена или специальная обработка одежды и обуви эвакуируемых.297

Значение радиусов зон упреждающей и экстренной эвакуации для реакторов различных типов приведены в таблице 11.2.

 

 

Таблица 11.2. Значение радиусов зон упреждающей и экстренной
эвакуации для реакторов различных типов

Тип реактора Радиусы зон эвакуации, км
Упрежд., R2 Экстр., R1
ВВЭР – 1000    
ВВЭР – 440    
ВВЭР 440    
РБМК – 1000 (1-е поколение при 100% мощности)    
РБМК – 1000 (серийный)    
РБМК – 1000: 1 блок 2 блока БН-350 БН-600 ЭПГ-6 БиАЭС   -  

 

В случае прогноза аварии на химически опасном объекте (рис. 11.10 и 11.11) производится упреждающая (заблаговременная) эвакуация в места, заведомо безопасные при ожидаемой аварии.

 

 

Рис. 11.10. Вывод населения из зоны возможного заражения от облака химически
опасных веществ

 

 

 

 

Рис. 11.11. Эвакуация при аварии с выбросом АХОВ

 

При произошедшей аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывод (вывоз) населения, попадающего или попавшего в зону химического заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества. Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и проводится из тех домов и сооружений, которые попадают в зону возможного заражения. Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, может не выводиться из опасной зоны, а укрываться на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ) в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещения и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

Следует отметить, что в ходе чрезвычайных ситуаций, особенно в военное время, возможно неорганизованное перемещение большого количества населения в более безопасные районы. Речь идет о миграции населения и так называемых беженцах. В этом случае задачей органов государственной власти становится оперативное решение вопросов по регистрации и жизнеобеспечению беженцев. Большую роль при этом может сыграть гуманитарная помощь со стороны государства и зарубежных стран.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. – М.: Деловой экспресс, 2004. – 352 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие / В.А. Акимов, М.И. Фалеев, Ю.Л. Воробьев и др. – М.: «Высшая школа», изд. 3-е, 2008. – 592 с.

3. Тактика сил РСЧС и ГО: Учебное пособие / Калайдов А.Н., Неровных А.Н., Заворотный А.Г., Симонов В.В., Земляков А.М.; Под общ. ред. А.И. Овсяника. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2012. – 226 с.

4. Косоруков О.А., Овсяник А.И. Предупреждение чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие /Под ред. А.И. Овсяника. – М.:АГПС, 2007. Допущено Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствии и стихийных бедствий.

5. Курличенко И.В., Степаненко Д.В., Князев П.А., Близнюк М.С., Додонов Р.И., Салехова А.Ю. Защита населения, материальных и культурных ценностей в современной войне / Под общ. ред. В.А. Акимова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 296 с.

6. Лысенко И. А., Скачков О. Н. Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Практикум: Учебно-методическое пособие. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 52с.

7. Овсяник А.И., Седнёв В.А., Лысенко И.А., Скачков О.Н., Кошевая Е.И., Баку­ров А.П., Смуров А.В. Организация защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций. Допущен в качестве учебника для высших образовательных учреж­дений МЧС России.- М.: АГПС МЧС, 2010.- 271 с.

8. Платонов А.П., Седнёв В.А. Управление безопасностью экономики и территорий. Допущено МЧС России в качестве учебника. АГПС МЧС - М., 2010, 283 с.

9. Шойгу С.К. Организация и ведение гражданской обороны в современных условиях. 2005.- 576 с.

10. Шульгин В.Н., Овсяник А.И. Инженерная защита населения. Учебник. ВИА, МО РФ/Под ред. Ю.Л. Воробьева. Рекомендован к изданию МЧС России.- М., 2006.

11. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «О защите гражданского населения во время войны».

12. Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях».

13. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».

14. Федеральный закон № 28 от 12.02.1998. «О гражданской обороне».

15. Федеральный закон № 31 от 26.02.1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

16. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму».

17. Федеральный закон №53 от 28.03.1998г. «О воинской обязанности и военной службе».

18. Федеральный закон №61 от 31.05.1996г. «Об обороне».

19. Федеральный закон ФЗ-68 от 24.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

20. Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности».

21. Федеральный закон от 21.07. 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

22. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

23. Указ Президента Российской Федерации 02.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

24. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

25. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

26. Постановление Правительство Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 300 «О государственной Программе РФ «Защита населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303дсп «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

28. Постановление Правительство Российской Федерации от 6 июня 2013г. № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния загрязнения окружающей среды».

29. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

30. Постановление правительства РФ № 804 от 26.11.2007 г. «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

31. Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

33. Приказ МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время».

34. Приказ МЧС России № 647 ДСП от 23.11.2009г. «Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время».

35. Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».

36. Приказ МЧС России от 21 декабря 2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».

37. СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны».

38. СП 165.1325800.2014. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90.

39. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» Пр-2613 от 3 сентября 2011 г.

40. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года.

41. И. Авдеев Особенности современного международного терроризма и некоторые пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: