Законы народонаселения: биологичны или социальны?

СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА

Понятие социальной структуры

человеческое общество не механическая сумма индивидов, а социальная система, фундамент которой составляет спо­соб производства материальных благ. В рамках этой системы формируются и функционируют различные общности и груп­пы, большие и малые — роды, племена, классы, нации, семьи, кᔾллективы в разных сферах общественного производства и т.д.

Общество – универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей. Цель такой организации – воспроизводство материальных благ и самого человека. Представляя собой сложную самоорганизующуюся систему, Функционирует и развивается в соответствии с универсальными социальными законами и присущими каждой системе закономерностями. Они обеспечивают социальную обусловленность самоорганизации, отражаясь в механизме общественного воспроизводства.

классы являются наиболее важным элементов социальной структуры. Объясняется эта их роль тем, что классы непосредственно определяются способом производства и также непосредственно связаны с ним. Классовое деление общества накладывает свой ᐾтпечаток на развитие всех других социаль­ных групп и общностей и существенность других компо­нентов (подсистем) социальной структуры общества: этниче­ской, демографической, поселенческой, профессионально-об­разовательной.

Анализ социальной структуры целесообразно провести на основании исторического принципа.

социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

Все структуры, составляющие в своей совокупности и взаи­модействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них — этническая и демографическая — по своим корням связаны с биологической природой человека. Три других — поселенческая, классовая, профессионально-образо­вательная — социальны в полном смысле слова, т.е. цивилизационны, и сложились в результате трех великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

1.Этническая структура

Род и племя

Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете экономическими причинами, формы общности людей — род и племя.

Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом посе­ления, общим языком, общими обычаями и верованиями Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производст­венные отношения (включая уравнительное распределение про­дуктов) соответствовали крайне низкому уровню производитель­ных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пре­делах той же первобытнообщинной формации явилось племя — объединение вышедших из одного корня, но впоследствии от­делившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее про­должают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению еди­ной многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой ос­тавалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяй­ственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кров­нородственных связей от этнических общностей.

Народность

В основу следующей, более высокой формы общности — народности — легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми.. Народностьэто исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность куль­туры, зачатки экономических связей.

В первобытных общно­стях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» та­кой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьез­ными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо нату­рального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше вы­ражает эти подвижки.

Нации

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей — нации — совершенно справедливо и в мар­ксистской, и в немарксистской литературе связывается с разви­тием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоя­тельство, что все предшествовавшее капитализму экономиче­ское, политическое и духовное развитие общества явилось подго­товкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вы­зреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народ­ностей в нации как общность территории, общность языка, оп­ределенные черты культурной общности, зачатки хозяйствен­ной целостности можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с про­цессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего вся­кого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравни­тельно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и прожи­вание на одной территории само по себе не консолидирует лю­дей в единую нацию. Восточно-славянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. На­циональный язык — это общенародный разговорный язык, по­нятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллио­нов и десятков миллионов людей. Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изо­лированно. Общность языка должна обя­зательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этни­ческой общности как нации. Эти признаки обязательно долж­ны дополняться еще одним.

Таким третьим основным признаком нации является общ­ность экономической жизни, заключающаяся отнюдь не в том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже гово­рили, что общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и уп­рочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяй­ственной зависимости друг от друга и был одновременно про­цессом экономической консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, язы­ка, экономической жизни формируется четвертый признак на­ции — общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации не является чем-то врож­денным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий.

Психический склад нации проявляется в особенностях на­ционального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.

Особо следует остановиться на таком нациообразующем при­знаке, как национальное самосознание, или сознательное отнесе­ние себя к той или иной национальной общности, идентифика­ция с ней. Данный признак, в отличие от всех уже рассмотрен­ных, является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его суще­ственности. В действительности же о нации как реально су­ществующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознани­ем. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежно­сти. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно опре­делять уровень и степень национального самосознания. Среди них — знание истории своего народа (историческая память), отношение к национальным традициям, праздникам и обыча­ям, отношение к языку своего этноса, чувство национального достоинства и т.д. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, отличение себя от лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

2. Демографическая структура общества

В качестве генеральной общности демографической струк­туры общества выступает народонаселение — непрерывно воспро­изводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.

Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества, предпосылкой и субъектом исторического процесса. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития, прозябание или расцвет обще­ства в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизи­ческого здоровья, миграционная подвижность. Народонаселение непросто заполня­ет собой все социальное пространство, но и неразрывно связано со всеми дру­гими компонентами единого социального организма, прежде всего с экономикой.

Существуют две линии взаимодействия демографических и эко­номических процессов и состояний: население — экономика и экономика - население.

Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого, казалось бы поверхностного, показателя, как общая численность населения. Так, оптимальное количество населения для хорошо интегрированного, единого производст­венно-рыночного пространства определяется сегодня специа­листами примерно в 250 млн. человек: при гораздо меньшем народонаселении становится экономически невыгодной даль­нейшая межгосударственная специализация и кооперирование производства, при гораздо большем — резко возрастают расхо­ды на транспортировку продукции.

Заметное влияние на экономику оказывает и плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к со­хранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфра­структуры (строительство шоссейных и железных дорог, про­кладывание кабельных коммуникаций и т.д.).

К числу наиболее активно воздействующих на экономику де­мографических факторов относятся темпы роста народонаселе­ния, тем более, что это — фактор сложный, определяемый не только показателями естественного прироста населения, но и его половозрастной структурой, а также темпами и направлением миг­рации. Для нормального развития общества и прежде всего его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стре­мящиеся к максимуму темпы роста народонаселения.

Темпы роста народонаселения во мно­гом зависят от того, что представляет собой половозрастная Структура населения. Любой перекос в этом отношении (нару­шение пропорций между мужской и женской частями населе­ния; постарение населения, т.е. увеличение доли неспособных к Деторождению возрастных групп) самым прямым образом ска­зывается на темпах роста народонаселения, а через них — и на Развитии экономики. Но есть и другие каналы воздействия. Так, постарение населения означает увеличение удельного веса возрастной группы пенсионеров, содержание которых уменьшает долю совокупного продукта, направляемого на производствен­ное потребление.

С остояние психофизического здоровья населения как фактор экономического развития является наиболее интегрирующим и, пожалуй, наиболее важным, в осо­бенности в условиях научно-технической революции, предъяв­ляющей повышенные требования к здоровью работающих. Ухуд­шение психофизического здоровья населения ведет к сниже­нию производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и со­держание инвалидов. Но самое страшное — если психофизиче­ское здоровье населения ухудшается из поколения в поколе­ние, начинается деградация генофонда нации, и это — наряду с депопуляцией — нависает над ней дамокловым мечом. Сокра­щение продолжительности жизни, наблюдающееся у нас, слу­жит грозным предостережением.

И, наконец, демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное разви­тие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Законы народонаселения: биологичны или социальны?

Итак, законы народонаселения представляют собой яркий пример того, как преобразуется биологическая форма движе­ния материи, входя в состав социальной. В связи с этим законы народонаселения точней было бы называть биосоциальными. Раскрытие их сложного содержания остается важной задачей междисциплинарных исследований, включающих в себя и фи­лософское осмысление взаимодействия «социум — народона­селение», и реконструкцию конкретного развития демографи­ческой структуры общества силами историков.

3. Поселенческая структура общества

Рассмотренные нами этническая и демографическая струк­туры общества биологичны ᐿо своему происхождению и пер­вичным конкретно-историческим формам. В этом отношении поселенческая структура, будучи порождением причин сугубо социальных — общественных разделений труда — принципи­ально от них отличается.

Поселенческая структура есть пространственная форма орга­низации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее — отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Здесь мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее поселенческую структуру от других структур: люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам, раз­ным возрастным и профессионально-образовательным группам, как правило, неᄠоторваны друг от друга пространственно, напро­тив, именно сосуществование в едином пространстве делает воз­можным взаимодействие между ними и нормальное функцио­нирование общества в целом. По поселенческому же принципу индивиды размежеваны в пространстве — они, в зависимости от типа поселения, являются либо горожанами либо селянами.

Город

Каковы же наиболее характерные черты, позволяющие городу дистанцироваться от другого основного типа поселения — села? Обычно среди этих черт называются следующие:

а) профессиональная занятость населения преимущественно несельскохозяйственным трудом, причем значимость этого по­казателя близка к абсолюту в крупных городах и стремится к минимуму в малых;

б) преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, опре­деленный объем свободного времени;

в) качественно иной уровень доступа к получению образова­ния, особенно высшего, к приобретению желательной профес­сии, к потреблению духовных благ в связи с концентрацией в городах вузов, разнообразных профессиональных училищ, те­атров, музеев и т.п.;

г) большая по сравнению с селянами миграционная подвиж­ность, что обусловлено целым комплексом причин, в том числе и непривязанностью к земле;

д) большая свобода в выборе микросреды (приятельского ок­ружения, трудового коллектива), а также большая возможность в случае желания или необходимости изолироваться от нее;

е) большая политическая активность, что объясняется боль­шей организованностью и концентрацией горожан по месту их профессиональной деятельности, более высоким образовательным уровнем, а также теми чертами, которые уже отмечались — боль­шей подвижностью и большим объемом свободного времени;

ж) специфическая и качественно, и количественно город­ская семья — она отличается от сельской меньшей средней ве­личиной и отпадением (либо ссужением) ряда функций, преж­де всего хозяйственно-производственной.

Разумеется, демаркационная линия между городом и дерев­ней в современных условиях оказывается довольно размытой. Разрыв между ними по всем указанным моментам в двадцатом веке значительно сократился, идет процесс идентификации об­раза жизни. Причем в нормальных общественных условиях со­кращение разрыва достигается прежде всего за счет подтягива­ния деревни до уровня города, в экстремальных же — за счет деградации города.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: