Лекция 11 основные этапы репетиционной работы над музыкальным произведением педагогические принципы руководства коллективом исполнителей. Формы и методы репетиционной работы

Основным звеном учебной и воспитательной работы дирижера с оркестром является репетиция. Существуют различные варианты методики работы с оркестром. Все они зависят от уровня подготовки коллектива, от количества репетиций, от степени сложности исполняемой программы и от опыта дирижёра.

Различное сочетание вышеперечисленных факторов заставляет руководителя оркестра выбирать и соответствующие варианты методики работы. У опытного дирижера время отбирают приёмы работы, наиболее подходящие его творческой индивидуальности. Начинающему же руководителю на первых порах найти тот единственный верный путь, быстрее приводящий его к цели.

Следует обратить внимание руководителя на ряд важных организационно – педагогических моментов, влияющих на качество работы оркестра, проверить состояние инструментов, выявить дефекты, связанные с условиями хранения, а также произвести необходимый ремонт. Из-за отсутствия музыкального мастера чаще всего педагоги – энтузиасты на общественных началах проводят эту большую работу. Безусловно, каждый педагог должен уметь произвести мелкий ремонт, но есть инструменты, требующие капитального ремонта, и здесь без помощи профессионального мастера не обойтись.

К началу учебного года руководитель должен хорошо подготовить оркестровое помещение: обеспечить необходимое количество пультов, стульев, проверить освещение, вентиляцию, акустику.

Четкая организация репетиции дисциплинирует оркестрантов, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.

Перед началом репетиции необходимо тщательно настроить инструменты. В начальный период работы, а тем более во вновь сформированном оркестре, настройку лучше производить самому руководителю. В дальнейшем к этой работе следует подключить концертмейстеров.

Производить настройку лучше от низкого звучания струны к более высокому звучанию, то есть подтягивать струну. В этом случае колок лучше держит строй. К тому же строй струны нужно чуть завысить с расчетом на то, что в процессе игры колок немного опустит. Подстраивать и проверять строй необходимо перед каждой репетицией и в перерыве между занятиями. Очень важно уже на первых этапах работы приучать оркестрантов к чистоте строя.

Методика репетиционной работы трудная и наименее исследованная часть дирижерской деятельности. Это происходит потому, что каждый руководитель находит такие приёмы и методы работы, которые наиболее близки его творческой индивидуальности.

Такое разнообразие подходов к проблеме усложняет, но не исключает возможности обобщить опыт репетиционной работы и выявить определённые закономерности. Знание этих закономерностей поможет руководителю, особенно начинающему, выбрать свой путь.

Планирование репетиции – важная составная часть подготовительной работы дирижера. Без планирования в его работе неизбежно возникает разбросанность, стихийность, ему бывает трудно по ходу репетиции верно распределить внимание и время. И здесь заранее продуманный план избавит руководителя от многих ошибок и придаст его работе черты стройности и завершённости.

Составляя план работы, руководитель опирается на собственный опыт и исполнительские возможности оркестра. План может быть более или менее развернутым и детализированным. Однако, необходимо помнить, что невозможно, да и не нужно пытаться чрезмерно фиксировать все детали будущей работы.

Репетиция – дело творческое, живое, и как в любом живом деле, тут могут быть неожиданности. Но если дирижер хорошо подготовился к работе по главным, магистральным направлениям, то он всегда найдет правильный выход из любой создавшейся ситуации.

Намеченный план работы рекомендуется зафиксировать на бумаге (начинающим руководителям оркестров).

ТЕМА 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: