Основным звеном учебной и воспитательной работы дирижера с оркестром является репетиция. Существуют различные варианты методики работы с оркестром. Все они зависят от уровня подготовки коллектива, от количества репетиций, от степени сложности исполняемой программы и от опыта дирижёра.
Различное сочетание вышеперечисленных факторов заставляет руководителя оркестра выбирать и соответствующие варианты методики работы. У опытного дирижера время отбирают приёмы работы, наиболее подходящие его творческой индивидуальности. Начинающему же руководителю на первых порах найти тот единственный верный путь, быстрее приводящий его к цели.
Следует обратить внимание руководителя на ряд важных организационно – педагогических моментов, влияющих на качество работы оркестра, проверить состояние инструментов, выявить дефекты, связанные с условиями хранения, а также произвести необходимый ремонт. Из-за отсутствия музыкального мастера чаще всего педагоги – энтузиасты на общественных началах проводят эту большую работу. Безусловно, каждый педагог должен уметь произвести мелкий ремонт, но есть инструменты, требующие капитального ремонта, и здесь без помощи профессионального мастера не обойтись.
|
|
К началу учебного года руководитель должен хорошо подготовить оркестровое помещение: обеспечить необходимое количество пультов, стульев, проверить освещение, вентиляцию, акустику.
Четкая организация репетиции дисциплинирует оркестрантов, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
Перед началом репетиции необходимо тщательно настроить инструменты. В начальный период работы, а тем более во вновь сформированном оркестре, настройку лучше производить самому руководителю. В дальнейшем к этой работе следует подключить концертмейстеров.
Производить настройку лучше от низкого звучания струны к более высокому звучанию, то есть подтягивать струну. В этом случае колок лучше держит строй. К тому же строй струны нужно чуть завысить с расчетом на то, что в процессе игры колок немного опустит. Подстраивать и проверять строй необходимо перед каждой репетицией и в перерыве между занятиями. Очень важно уже на первых этапах работы приучать оркестрантов к чистоте строя.
Методика репетиционной работы трудная и наименее исследованная часть дирижерской деятельности. Это происходит потому, что каждый руководитель находит такие приёмы и методы работы, которые наиболее близки его творческой индивидуальности.
Такое разнообразие подходов к проблеме усложняет, но не исключает возможности обобщить опыт репетиционной работы и выявить определённые закономерности. Знание этих закономерностей поможет руководителю, особенно начинающему, выбрать свой путь.
|
|
Планирование репетиции – важная составная часть подготовительной работы дирижера. Без планирования в его работе неизбежно возникает разбросанность, стихийность, ему бывает трудно по ходу репетиции верно распределить внимание и время. И здесь заранее продуманный план избавит руководителя от многих ошибок и придаст его работе черты стройности и завершённости.
Составляя план работы, руководитель опирается на собственный опыт и исполнительские возможности оркестра. План может быть более или менее развернутым и детализированным. Однако, необходимо помнить, что невозможно, да и не нужно пытаться чрезмерно фиксировать все детали будущей работы.
Репетиция – дело творческое, живое, и как в любом живом деле, тут могут быть неожиданности. Но если дирижер хорошо подготовился к работе по главным, магистральным направлениям, то он всегда найдет правильный выход из любой создавшейся ситуации.
Намеченный план работы рекомендуется зафиксировать на бумаге (начинающим руководителям оркестров).
ТЕМА 11.