Разновидности ансамблей

По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие.

Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи - восьми человек.

Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнёров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы. Подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трёх. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты. Реже встречаются квинтеты, секстеты, септеты, октеты.

Нужно сказать, что процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей в настоящее время далеко не завершён, вводятся новые инструменты, наблюдается постоянное стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.

Существуют два вида ансамблей русских народных инструментов: - однородные и смешанные.

О репертуаре. При организации ансамбля в учебных заведениях или в коллективах художественной самодеятельности руководитель (педагог) сталкивается с проблемой репертуара.

К сожалению, композиторами создаётся недостаточно музыки именно для различного рода ансамблей.

Ансамблям постоянно приходится сталкиваться с проблемой и трудностью пополнения репертуара. Конечно, нужно уметь грамотно и хорошо делать переинструментовки с других партитур, либо инструментовки из фортепианного клавира и так далее.

Решение проблемы репертуара для ансамблей народных инструментов всегда находится в творческой компетенции руководителя. Подбирая репертуар, руководитель использует различные источники, это и изданные репертуарные сборники, учебные инструментовки студентов, учащихся, и обмен репертуаром между ансамблями. Руководитель должен всегда поддерживать контакты с другими творческими коллективами.

Именно ансамбль может стать творческой лабораторией по инструментовке. В ансамбле значительно быстрее, чем в оркестре можно сделать анализ партитуры, внести поправки, найти оптимальный вариант звучания. Инструментовщику необходимо по-настоящему вникнуть в характер произведения, его фактуру, учитывать темпы, динамику, штрихи и т.д.

В ансамбле обычно функции инструментовки отличаются от оркестровых; каждый инструмент может быть, как мелодическим, так и аккомпанирующим, функции инструментов становятся более разнообразными. Отличие их состоит ещё и в более полном использовании выразительных приёмов игры, всяких выдумок, находок, благодаря которым полнее раскрывается содержание и образы музыкального произведения.

Репертуар должен быть не только разнообразным и высококачественным в художественном отношении, но и понятным, доступным для учащихся, а также хорошо переложенным для данного ансамбля.

При подборе репертуара следует также учитывать сферу возможностей применения отобранного ансамблевого произведения в музыкальной практике. Целесообразно составлять репертуарный план из произведений различного практического применения с учётом ситуации будущей деятельности ансамбля.

Целенаправленный отбор репертуара непременно предполагает постепенное усложнение заданий, охват основного жанрового содержания музыкальной литературы народного ансамбля.

В основном репертуар ансамбля следует включать произведения народной музыки, сочинения русских и зарубежных композиторов.

Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяет музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

ТЕМА 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: