Для контроля за состоянием (температурой, давлением, степенью загрязненности) и количеством масла, а также за состоянием масляных фильтров и радиаторов смазочных систем используют механические и электрические контрольные устройства, работающие в автоматическом режиме. При изменении давления (снижении или увеличении относительно оптимального) ухудшаются показатели всей смазочной системы.
Для двигателя автомобиля ВАЗ-21213 оптимальным следует считать давление в смазочной системе 0,35...0,45 МПа при температуре 85°С и частоте вращения коленчатого вала 5400 мин-1.
В смазочной системе двигателя ЯМЗ-КАЗ-642 при температуре 80...100°С и номинальной частоте вращения 2600 мин-1 давление масла должно быть 0,4...0,55 МПа и не менее 0,1 МПа при минимальной частоте вращения холостого хода.
В прогретом двигателе автомобиля ГАЗ-3307, двигающегося на прямой передаче со скоростью 60 км/ч, давление масла должно быть не менее 0,25 МПа (при выключенном масляном радиаторе).
В прогретом новом двигателе ЗИЛ-508.10 давление масла в системе составляет 0,2...0,4 МПа; минимально допустимые значения давления на режиме минимальной частоты вращения холостого хода — 0,05 МПа, а при скорости автомобиля 40 км/ч на пятой передаче—0,1 МПа.
Значение давления в смазочной системе двигателей определяют по указателю давления масла, находящемуся на панели приборов в кабине автомобиля. В некоторых автомобилях на панели приборов установлены контрольные лампы аварийного снижения давления масла и указатели температуры масла в системе. Так, в двигателе автомобиля ВАЗ-21213 сигнальная лампа загорается при давлении масла 0,02...0,06 МПа.
При работе двигателя нужно систематически следить по контрольным приборам за температурой и давлением масла. Низкое давление в смазочной системе может быть следствием его утечки в маслопроводах, недостаточного количества в поддоне картера, засорения сетки масляного насоса или фильтрующего элемента. Для устранения этих неисправностей следует соответственно подтянуть крепления и зажимы, долить масло в поддон, прочистить сетку и заменить фильтрующий элемент. Причиной низкого давления масла может быть также износ подшипников коленчатого и распределительного валов. В этом случае двигатель направляется в ремонт.
Причиной полного падения давления может быть выход из строя масляного насоса, датчика и указателя давления масла.
Техническое обслуживание смазочной системы двигателя заключается в поддержании необходимого уровня масла в поддоне картера, периодической очистке фильтров (центрифуг), смене фильтрующих элементов и замене масла.
При ЕТО проверяют работу масляной центрифуги. Для этого частоту вращения прогретого двигателя устанавливают такой, чтобы в системе было нормальное давление, а затем двигатель останавливают. Шум продолжающего вращаться по инерции ротора в дизелях должен прослушиваться не менее 30 с, в карбюраторных двигателях — не менее 2 мин.
При ТО-1 очищают ротор центрифуги от отложений.
При ТО-2 заменяют масло (если нет иных указаний завода-изготовителя). Для этого после прогрева двигателя сливают горячее масло, снимают и промывают ротор центрифуги или заменяют фильтрующие элементы в фильтрах. Затем систему заполняют свежим маслом, контролируя его количество по меткам масломер-ной линейки.
При ТО-3 одновременно с заменой масла промывают набивку сапуна и фильтр вентиляции картера.