Металлоплакирующие СМ. — это материалы, содержащие (по массе от 0,1 до 10%) присадки: порошки металлов, сплавов и их окислов, соли и комплексные соединения металлов, металлоорганические соединения. При использовании металло-плакирующих СМ реализуется эффект безызносности, который проявляется в том, что на трущихся деталях в процессе работы узлов трения формируется тонкая, трудно поддающаяся окислению, защитная самовосстанавливающаяся металлическая пленка из введенных в СМ присадок. Толщина пленки составляет от нескольких атомных слоев до 1—2 мкм.
Металлоплакирующие СМ применяют в тяжелонагруженных узлах трения качения и скольжения в самолетах, автомобилях, двигателях внутреннего сгорания, прокатного металлургического оборудования, шпинделях зачистных машин, текстильном, швейном и обувном оборудовании и др.
Использование металлоплакирующих СМ позволяет повысить долговечность узлов трения (в 2—3 раза), снизить потери на трение (на 30—200%) и тем самым повысить КПД машин и оборудования, уменьшить расход смазочных материалов (в 2—3 раза), увеличить период между смазочными работами (до 3 раз).
|
|
Наибольшее распространение получили металлоплакирующие СМ, образующие медную сервовитную пленку.
Повышенная эффективность металлоплакирующих СМ обусловлена следующими факторами: наличием контакта поверхностей трения через пластически деформирующийся мягкий и тонкий слой металла; большей реализацией эффекта Ребиндера; переносом частиц износа с одной поверхности трения на другую и удержание частиц в зоне контакта электрическим полем; защитой поверхностей трения от проникновения водорода.
Однако не все смазочные материалы, содержащие различные мягкие металлы, можно отнести к металлоплакирующим материалам, дающим эффект безызносности. Для реализации этого эффекта необходимо наличие активной смазочной среды, обеспечивающей протекание физико-химических процессов, которые «самоорганизуют» образование защитной пленки, содержащей металл вводимой присадки. СМ для резьбовых соединений и уплотнительные СМ, хотя и содержат порошки пластичных металлов (меди, свинца, цинка), не создают эффекта безызносности. Здесь порошки в зазорах окисляются и препятствуют окислению резьбы. Мягкие оксиды (например, меди) облегчают свинчиваемость.
11. 4. ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Выбор СМ производится для вновь проектируемых машин, для машин после их модернизации и для действующего оборудования при изменении условий эксплуатации. Выбор зависит от многих условий, основными из которых являются: конструкция узла трения, рабочий режим (нагрузка, скорость, температура), особенности рабочего и технологического процесса, внешняя среда (температура воздуха, его влажность, запыленность, наличие агрессивных газов и т. п.), квалификация обслуживающего персонала и удобство обслуживания механизма, требования надежности и экономические факторы.
|
|
Поскольку выбор СМ начинается с оценки целесообразности применения минерального масла или пластичного СМ, то прежде всего сравним эти виды СМ.
Преимущества смазочных масел по сравнению с пластичными СМ следующие: более высокая стабильность и чистота; более низкий коэффициент внутреннего трения; лучшая работоспособность при высоких скоростях скольжения, при повышенных и при низких температурах; возможность фильтрации; возможность контроля за состоянием масла и его подачей; простота добавки и смены масла; возможность сбора отработанного масла и его регенерации. Особенно важным преимуществом является охлаждающее действие масел. ____Недостатки смазочных масел: повышенные утечки через неплотности в разъемах корпусов и соединений маслопроводов; необходимость применения сложных уплотнений; повышенная пожароопасность.
Преимущества пластичных СМ: хорошая работоспособность при малых скоростях скольжения и высоких давлениях, при действии ударных и знакопеременных нагрузок, при частых остановках, а у специальных СМ — и при высоких температурах; возможность работы сопряжений при больших зазорах; хорошее удерживание в корпусах; хорошее заполнение зазоров в узлах трения и неплотностей корпусов подшипников, что препятствует загрязнению поверхностей трения.
Однако в пластичных СМ возможно их расслоение, расплавление и вытекание при длительной работе в условиях повышенных температур. Смена СМ требует таких трудоемких процессов, как разборка и промывка механизмов. Конструктивные возможности при решении задач подвода пластичного СМ более ограничены.
Вопрос о выборе СМ при конструировании смазочной системы одной или нескольких однотипных кинематических пар решается относительно просто.
Пластичные СМ применяют в парах скольжения тихоходных механизмов, в открытых зубчатых передачах и подшипниках качения, а также там, где можно избежать усложнения конструкции узла, связанного с использованием жидкого СМ. Однако при высоких скоростях скольжения или частотах вращения при использовании пластичного СМ возникают большие потери на трение, что повышает температуру СМ. Кроме того, при высоких частотах вращения происходит отбрасывание СМ от рабочих поверхностей. Внутреннее трение повышается также при низких температурах; это может вызвать заклинивание и нарушение нормального функционирования узла. Пластичные СМ при использовании в приборах и механизмах управления могут не удовлетворять требованиям их чувствительности. Применение этих СМ не всегда возможно в узлах, не допускающих разборки и рассчитанных на длительную эксплуатацию. Все эти обстоятельства ограничивают область применения пластичных СМ.
В отношении жидких СМ отметим следующее: для механизмов, работающих в теплых помещениях, применимы масла со сравнительно высокой температурой застывания; чем меньше вязкость масла, тем меньше внутреннее трение; при сравнительно узком температурном интервале работы механизма масла могут иметь крутую вязкостно-температурную характеристику; это качество имеет важное значение, поскольку возможности получения масел с пологой характеристикой ограничены;
маловязкие масла в случае нарушения плотности стыков и соединений дают большие утечки и легко разбрызгиваются;
нагрузочная способность масел повышается с увеличением их вязкости.
|
|
Малые потери на трение при смазывании маловязкими жидкостями повышают КПД механизма, а также снижают температуру нагрева деталей, что иногда существенно, как, например, в станках для отделочных операций. Так, подшипники скольжения шпинделей шлифовальных станков смазывают смесью минерального масла с керосином или даже чистым керосином.
Критериями выбора СМ и способа смазывания для подшипников качения являются: 1) значение наибольшего контактного напряжения, как характеристика нагрузки, и 2) параметр йп {й — диаметр вала, мм; п — частота вращения, об/мин), как показатель быстроходности. С увеличением нагрузки и рабочей скорости СМ приобретает значение для теплоотвода. Вязкость СМ, применяемого для смазывания подшипников, должна соответствовать нагрузке: чем меньше нагрузка, тем меньше должна быть вязкость для максимального снижения потерь на трение и предупреждения чрезмерного нагрева подшипника. С увеличением скорости вязкость СМ должна снижаться. С учетом температурного фактора вязкость должна выбираться такой, чтобы при эксплуатационной температуре рабочая вязкость СМ не оказалась недостаточной.
Применение масел с противозадирньши присадками для подшипников качения нецелесообразно, так как при наличии сепараторов из медных сплавов такие масла вызывают коррозию и, кроме того, некоторые присадки стимулируют изнашивание и выкрашивание рабочих поверхностей тел качения и колец.