В истории формирования и развития науки традиционно выделяют две стадии, соответствующие двум разным типам построения знаний и формам прогнозирования результатов познания.
Первая стадия – зарождающаяся наука (или преднаука) характеризуется тем, что здесь изучаются преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в обыденном опыте и в производственной деятельности. Он стремился построить модели таких вещей и их изменений с тем, чтобы предвидеть результаты своих будущих практических действий.
Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение свойств и отношений вещей, выделенных самой практикой. Сами вещи, их свойства и отношения фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как предметами, замещающими объекты реального мира. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их изменения, преднаука строила таким образом схему тех изменений вещей, которые могли быть осуществлены в производстве. Так, например, анализируя древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел, нетрудно установить, что представленные в них знания образуют в содержательном плане типичную схему практических действий, осуществляемых над предметами и их совокупностями.
|
|
Однако по мере развития познания и практики наряду с отмеченным способом построения знаний постепенно формируется новый тип познавательной деятельности, знаменующий переход ко второй стадии – собственно научному исследованию вещей и их отношений. При таком способе идеальные объекты, применяемые в качестве строительного материала при формировании новых знаний, берутся уже не из практики, а из ранее сформировавшихся систем знания и погружаются в особую «сеть отношений». Эта сеть представляет собой структуру, которая заимствуется из другой области знания, в которой она предварительно обосновывается в качестве схематизированного образа реальных предметных структур. Соединение идеальных объектов с такой «сетью отношений» способно породить новую систему знаний, в рамках которой могут отображаться существенные черты ранее не изученных сторон действительности, а прямое или косвенное подтверждение данной системы практикой превращает ее в достоверное знание.
Такой тип построения знаний утверждается первоначально в математике, но затем распространяется и на сферу знаний о природе как метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим опытным обоснованием. Наука, благодаря этому, получает возможность изучать не только предметные связи, встречающиеся в уже сложившейся практике, но и анализировать изменения тех объектов, которые в принципе могла бы освоить лишь практика будущего.
|
|
С этого собственно и начинается подлинное научное знание, в котором наряду с эмпирическими зависимостями формируется особый тип знания – теория, позволяющая получить такие зависимости как следствие из теоретических постулатов. Соответственно меняется и статус знаний: они, во-первых, могут теперь соотноситься не только с уже осуществленным опытом, но и с практикой будущего, и, во-вторых, уже не формулируются только как предписания для наличной практики, а выступают как знания об объектах реальности «самой по себе», и уже на этой основе могут служить в качестве рецептуры будущей практики.
Но для того, чтобы осуществился переход к новому типу получения научных знаний, с его направленностью на изучение необычных, с точки зрения обыденного опыта, предметных связей, необходим был иной тип цивилизации и культуры. Такого рода цивилизацией, создававшей предпосылки для первого шага по пути к науке в собственном смысле, была древнегреческая демократия, где хозяйственная и политическая жизнь в полисах (городах-государствах) была пронизана духом состязательности. Нормы поведения и деятельности утверждались здесь во многом через борьбу мнений свободных индивидов с равными политическими правами, что снимало с них ореол божественного установления и формировало отношение к ним как к изобретению людей, подлежащему по мере необходимости обсуждению и изменению. Это способствовало проявлению активности и инициативности граждан и неизбежно стимулировало инновации в разных сферах деятельности.
Собственно наука, таким образом, зародилась в греческих полисах западного побережья Малой Азии – Милете и Эфесе, а затем Абдере, Афинах и других городах-государствах. Естественно-научные и философские воззрения составляли здесь еще единую науку.
Серьезные достижения в раннегреческой науке связаны с именем Фалеса Милетского, снискавшего славу одного из «семи мудрецов» Древней Греции. Изучив приемы измерения площадей, применявшихся в Египте, он построил элементарную геометрию, а опираясь на астрологические знания вавилонян, положил начало астрономии, пытаясь решить вопрос о том, как устроена Вселенная. На основании этих знаний он предсказал полное солнечное затмение в 585 г, до нашей эры. Его ученик Анаксимандр ввел в употребление солнечные часы, создал модель небесной сферы, составил первую в Греции географическую карту. Но это были лишь первые ростки естественнонаучных знаний.
Действительно серьезное начало развития теории чисел, а в геометрии – методов точного определения математических понятий и строгих доказательств связано с Пифагором (580-500 г. до н.э.), который обосновал необходимость аксиом и постулатов в геометрии, впервые введя в математику принцип доказательства. Им же были введены в математику понятия бесконечного, предела, непрерывности, составляющие стержень и современного математического анализа. Он также пришел к выводу, что целых чисел недостаточно для математических построений, и ввел понятие иррационального числа. Ему же приписывается теорема о равенстве суммы углов треугольника 180°, его имя, как известно, носит и теорема о равенстве в прямоугольном треугольнике квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов. К заслугам Пифагора относится разработка правила «золотого сечения» – такого геометрического соотношения пропорций, при котором «целое так относится к своей большей части, как большая часть относится к меньшей». Всякий предмет, геометрическая фигура, отношение частей у которых соответствует такому правилу, отличаются строгой пропорцией и производит наиболее приятное зрительное впечатление. Именно по принципу «золотого сечения», к примеру, делят весь храм Парфенона в Афинах стройные мраморные колоннады.
|
|
В работе «Об измерении, круга» Пифагор рассматривает отношение окружности к ее диаметру, равное числу 3,14, как математическую константу, обозначая его буквой-символом π. Предвосхищая Ньютона и Лейбница почти на 2000 лет, он вплотную подошел к тому, что впоследствии было названо интегральным исчислением. Эта идея оформлялась им следующим образом. Если взять круг и разрезать его на некоторое количество параллельных пластинок, затем отсечь под прямым углом их кривые концы и сложить площади всех полученных прямоугольников, то это дает приближенную площадь круга. Увеличивая число пластинок до бесконечности и взяв предел суммы площадей прямоугольников, мы получим площадь круга.
Достаточно высокого развития достигла наука в трудах Архимеда (287-212 гг. до н.э.), который совмещал в своем творчестве гениальные теоретические открытия, такие, как названный его именем закон гидравлики, с замечательными изобретениями в области техники. Он, в частности, является автором многих инженерных изобретений, которые работают на человечество и сегодня – так называемого «винта Архимеда», на основе которого им была построена водоподъемная машина для орошения полей. Такой подъемный механизм имеет преимущество даже по сравнению с современным поршневым насосом, поскольку может работать с жидкостями любой консистенции, тогда как поршневой насос – только с чистой водой. Он же открыл закон рычагов и, по легенде, был настолько потрясен практическими возможностями своего открытия, что позволил себе некоторую хвастливость, заявив: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».
Наиболее полная система знаний о мире была создана Аристотелем (384-322 г. до н.э.). Она включала в себя знания из области метафизики (философии), логики, политики, физики, космогонии, ботаники, зоологии и т.д. Естественнонаучные знания великого мыслителя изложены главным образом в работах: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «Механика», «О небе». Логические и методологические идеи – в трактате «О категориях», первой и второй «Аналитиках», «Топике».
|
|
В раннюю эпоху эллинизма Эвклидом (начало III до н.э.) была написана работа «Начала». Это сочинение, состоящее из 13 книг, содержит почти все исходные положения геометрии и на протяжении более двух тысяч лет служит образцом математической строгости. И сегодня геометрия Эвклида – основа современного курса геометрии.
В Древней Греции были заложены и начала исторической науки, «отцом» которой считается афинянин Геродот (V веке до н.э.). Стремясь сохранить для потомков память о победах эллинов над могучей Персией, он написал историю греко-персидских войн. Его книга «История» – один из важнейших источников наших знаний о Древней Греции, Малой Азии и Египте – отличается широтой замысла и мастерством изложения. Автор описывает особенности природных условий стран, обычаи их народов, памятники искусства. Рассказывая, например, о походе Дария на скифов, он подробно описал жизнь народов, живших на южных территориях нынешних России и Украины.
Необходимость борьбы с болезнями людей и животных положила начало развитию медицины. Самым известным врачом был Гиппократ (460 г. до н.э.), которого называют «отцом медицины» Он основал школу врачей, создал практически систему медицинских знаний, обосновав почти все направления медицины. Труды Гиппократа дошли до нашего времени и до сих пор являются весьма полезными для практических врачей. Он же обосновал этические воззрения на медицину в трудах «Клятва», «Закон», «О враче». Их главное содержание – гуманизм врача по отношению к больному. По окончании обучения в школе Гиппократа врачи должны были, подняв руку над пылающим светильником, повторить клятву, которую и в наши дни принимают все выпускники медицинских вузов.
В научной литературе латинской античности особое место занимают проблемы природы, которые рассматривались авторами в соответствии с аристотелевской традицией. Рассмотрению природы посвящены 37 книг «Естественной истории» Плиния Старшего. Мир у Плиния вечен, безграничен, не имеет начала и не будет иметь конца. По форме Вселенная напоминает абсолютно круглый шар. Неподвижная Земля находится в ее центре, а универсум вращается вокруг нее. Мир управляется законами природной необходимостью. Даже само божество, олицетворяющее разум и чувства Вселенной, находится во власти этих законов.
Традиционного взгляда о неподвижной Земле в центре Вселенной придерживался и живший во II веке до н.э. Клавдий Птолемей, обосновавший это положение последовательным применением тригонометрии и других разделов математики. Его книга «Великая математическая система астрономии» вплоть до XVII в. служила образцом для составления таблиц и расчета положения светил на небе.
Весьма высоко была развита римская система санитарии и гигиены. Снабжение городов питьевой водой, работы по осушению заболоченных местностей, знаменитые бани – неотъемлемые элементы римского образа жизни. К I веку н. э. в Риме насчитывалось около 600 фонтанов и 11 водопроводов, самый крупный из них – водопровод Марцея, длиной более 90 км. Сооруженный в 144 г. до н.э., он действует и в наши дни. Теория строительства водопроводов, технические требования и технология производства, правила и рекомендации их эксплуатации изложены в трактате гидротехника Секста Фронтина «О римских водопроводах» (I в. н.э.).