Изучение требований к оформлению работы

Учебное пособие предназначено студентам экономических специальностей для оказания помощи при подготовке и защите дипломных и курсовых работ. Пособие может быть использовано преподавателями для организации научного руководства работой студентов. В пособии описана методология подготовки и защиты научных работ, приведены примеры таких работ.

В учебном пособии приведены примеры составления задания на дипломную работу (проект), составления задания на курсовую работу, примеры составления плана и оформления курсовой и дипломной работы, примеры оформления курсовых и дипломных работ, библиографических ссылок.

Важным событием стало принятие Правительством Российской Федерации «КОЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА», которая установила направления и механизм глубокого и всестороннего обновления самой системы образования.

В качестве главной задачи образовательной политики выдвигается достижение нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Новая государственная политика в области образования потребовала коренных изменений в системе образования.

«Социальный заказ» государства потребовал подготовки в различных областях наукоемких производств, экономики, права и информационных технологий таких специалистов, которые бы в полной мере обладали качествами мобильности и конкурентоспособности на фоне быстро меняющихся научно-технических и социально-экономических условий рынка труда, принципиально новыми профессиональными качествами, такими как, информационная, правовая, экологическая культура, способность к самостоятельности, предпринимательству, анализу своей деятельности, системному мышлению, творческой активности и ответственности за выполненную работу.

В основе концепции развития образования сегодня лежит идея развития личности и ориентации ее не только на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование многофункциональных умений и навыков, на готовности к освоению новых знаний и новых видов деятельности в течение всей жизни.

 

Рецензент:

 

 

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ по экономическим специальностям повышенного уровня образования.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Общие сведения.
  2. Выбор темы экономической научной работы.
  3. Подбор литературы.
  4. Изучение требований к оформлению работы.
  5. Изучение подобранной литературы.
  6. Написание работы. 12 стр.
  7. Разработка тезисов доклада для защиты работы.
  8. Защита дипломной работы.
  9. Оформление дипломной работы (проекта).
  10. Особенности выполнения курсовой работы.

Заключение.

Приложения.

Список литературы.

 

 

Введение.

 

Повышение качества подготовки специалистов, адаптированных к современному рынку труда, предъявляет повышенные требования преподавателям и студентам. Это основная задача современного образования.

Подготовка специалистов, способных работать в новых условиях хозяйствования, проявлять инициативу, творчество, имеющих практические, интеллектуальные умения и навыки, требует активизации познавательной деятельности студентов, развития творчества, умений использовать полученные в учебном заведении знания, что является важнейшим фактором повышения уровня экономического развития России. Современная российская действительность отличается высокой динамичностью экономических процессов и возрастания соответствующих требований к результатам деятельности всей образовательной системы. Вопросы повышения качества подготовки специалистов, личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов, активизация учебной, познавательной деятельности является предметом данного учебного пособия. При подготовке курсовых и дипломных работ значительно возрастают творческая активность, готовность к применению знаний, способность к анализу своей деятельности, ответственность за выполняемую работу, умение применять теоретические знания на практике.

Важным условием подготовки высококвалифицированных специалистов является организация выполнения выпускных квалификационных работ в форме дипломных. Дипломные работы должны выполняться в тесной связи с производственной практикой, базироваться на конкретном материале, способствовать улучшению организации работы предприятия, на котором студент проходил практику.

Выполнение дипломных работ (проектов) - это завершающий этап обучения студентов повышенного уровня подготовки.

Работа над курсовыми и дипломными работами (проектами) в каждом учреждении СПО имеет свои особенности, задачей данного пособия является выбрать общее, что объединяет процессы написания работ в различных учебных заведениях и соответствует требованиям государственного стандарта. Преподаватели кафедры разрабатывают тематику выпускных квалификационных работ в соответствии с современными направлениями развития экономики. Тематика дипломных работ должна отвечать требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и учебного плана по специальности. Все формы самостоятельной работы студентов за весь период обучения – курсовые работы, рефераты, выступления на семинарских и практических занятиях являются базой для развития навыков качественной подготовки дипломных работ.

Пособие предназначено для тех, кто ставит перед собой задачу повысить уровень знаний по выбранной для изучения теме в процессе написания курсовых и дипломных работ по экономическим дисциплинам. Пособие поможет правильно выбрать тему работы, подобрать необходимую литературу, успешно защитить свою работу.

Преподавателям пособие может в организации научного руководства над работой студентов при написании курсовых и дипломных работ.

Пособие содержит примеры организационных документов, оформляемых при подготовке различных работ. Пособие структурировано по разделам, что позволяет сразу обратится к соответствующему разделу.

При подготовке данного пособия использована литература, список которой прилагается.

 

  1. Общие сведения.

Курсовая работа по экономическим дисциплинам – это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений. Желательно, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.

 

Дипломная работа не имеет каких-либо коренных отличий от курсовой работы, основывается на полученных знаниях по ряду дисциплин специальности, носит комплексный характер, в большей степени содержит элементы исследования.

Дипломная работа по экономическим дисциплинам - это научная работа, выполняемая студентами на заключительном этапе обучения с использованием знаний по ряду дисциплин специальности и имеющая цель систематизировать и расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью. Защита дипломной работы выносится на итоговую государственную аттестацию.

При написании дипломной работы от студента требуется проявление личной инициативы и научного поиска.

Отсутствие значительных отличий между дипломной и курсовой работами выдвигает одинаковые требования, которым эти работы должны удовлетворять. На защите к этим работам

предъявляются следующие требования:

1) глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;

2) умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;

3) критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности экономической деятельности;

4) аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;

5) литературное, логически последовательное и самостоятельное изложение материала;

6) оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

Единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы дипломных и курсовых работ.

Научный руководитель оказывает помощь, осуществляет контроль, при завершении работы составляет отзыв на дипломную работу. На дипломную работу практическим работником или назначенным преподавателем составляется еще и рецензия.

Процесс подготовки и защиты дипломной работы состоит из ряда последовательных этапов:

1) выбор темы и согласование ее с научным руководителем;

2) подбор литературы;

3) оформление организационных документов;

4) изучение требований к оформлению работы;

5) изучение подобранной литературы;

6) написание работы;

7) разработка тезисов доклада для защиты;

8) защита дипломной работы.

Дипломный проект (работа) выполняется в течение семестра, когда проводятся аудиторные занятия по конкретной дисциплине. Наряду с лекциями, семинарами и выполнением контрольных работ написание дипломного проекта способствует углублению знаний студентов по изучаемой дисциплине. Следовательно, целью дипломной работы (проекта) является приобретение студентами следующих навыков:

- применять знания, полученные на лекциях и практических занятиях, для самостоятельного анализа деятельности предприятий;

- теоретически грамотно и логически последовательно излагать рассматриваемую проблему;

- выделять наиболее существенные недостатки практической деятельности предприятий;

- самостоятельно формулировать проблему, ставить задачу и разрабатывать обоснование предложений в сфере коммерческой деятельности;

- использовать экономико-математические методы исследований, повышающие обоснованность самостоятельно сформулированных предложений.

 

 

2. Выбор темы и согласование ее с научным руководителем.

 

Преподавателю и студенту предоставляется право самостоятельно выбирать тему из предложенной кафедрой тематики. Преподаватель или студент может предложить свою тему, которая согласовывается с заведующим кафедрой. Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности, а для курсовой работы – и наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа.

Выбор темы целесообразно основывать исходя из ее значимости для развития экономики, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении знаниях и дальнейшего предназначения специалиста.

Студенты часто стремятся брать широкие и избегают узких тем дипломных работ. Практика показывает, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая тема дипломной работы прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что писать не о чем, но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает.

 

3. Подбор литературы.

 

Практика подготовки дипломных и курсовых работ показывает, что процессу выбора темы предшествует изучение специальной литературы.

Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. Следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка тема выбранной работы. По списку рекомендованной литературы можно подобрать основные источники.

Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности:

- руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты);

- научные издания (монографии, затем периодические издания);

- статистические данные.

Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале следует изучить самые новые публикации, затем - прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д.

При подборе нормативно-правовых актов лучше использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и другие). Эти справочно- информационные системы облегчают тематический поиск документов, позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Документы в этих электронных системах содержат комментарии и ссылки на другие нормативные акты.

Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических указателей литературы в городских библиотеках, читальном зале колледжа. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.

Статистический материал, связанный с современными экономическими процессами, можно получить в ежегодных статистических сборниках, можно использовать Интернет.

При изучении литературы рекомендуется следующая последовательность работы: в издании изучается, фамилия автора, наименование издательства, время издания, аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат, иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах. Это дает возможность не читать книгу целиком, а быстро выбрать необходимые сведения.

При изучении заглавия следует сопоставить его со своей темой дипломной работы, если заглавие совпадет с темой, то весь материал публикации представляет интерес. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания.

Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике. На экономической литературе специализируются издательства «Финансы и статистика», «Дело и Сервис», ЮНИТИ.

Время выпуска издания также имеет значение. С 1998 года авторы переосмыслили роль рынка в жизни общества. Книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают положительные и отрицательные стороны рынка.

Аннотация содержит цель подготовки издания и краткий его смысл.

Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах.

Во введении или предисловии часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.

Справочно-библиографический аппарат позволяет судить об обоснованности выдвигаемых положений.

Иллюстративный материал в кратчайший срок позволяет выяснить основные положения по исследуемым проблемам.

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой даст возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

 

Изучение требований к оформлению работы.

 

Большинство студентов считают, что оформление – заключительный этап подготовки работы. В целях экономии трудозатрат целесообразно до начала написания самого первого фрагмента работы изучить порядок ее оформления.

Отсутствуют единые государственные стандарты оформления дипломных и курсовых работ. Каждое учебное заведение вводит свои требования по оформлению работ.

Работа готовится в одном экземпляре. Текст исполняется с использованием ЭВМ, что облегчает редактирование текста.

Общий объем дипломной работы не должен превышать 80 печатных страниц, а курсовой работы – 25 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала. В данный объем не включают приложения и список литературы.

Работа выполняется на белой бумаге формата А 4. Текст излагается на одной стороне листа. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: левое – не менее 20 мм; правое – 10 мм; нижнее – не менее 20 мм.

Работа должна иметь: титульный лист; содержание; текст работы, состоящий из введения, глав и параграфов; заключение; приложения (если это необходимо); список литературы.

Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором не ставится номер страницы, на следующем листе указывается цифра 2. Титульный лист обычно оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты.

Слово «содержание» записывается в виде заголовка симметрично тексту прописными буквами. В содержании указывается перечень всех глав и параграфов, а также номера страниц, с которых начинается каждая из них. Главы в дипломной и курсовой работе должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы каждой главы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. В конце номера параграфа ставится точка. Наименования глав записывают в виде заголовков строчными буквами (кроме первой прописной) симметрично относительно текста без подчеркивания. Наименования параграфов записывают в виде заголовков (с абзаца) строчными буквами (кроме первой прописной) также без подчеркивания. Переносы слов в наименовании глав, параграфов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. В дипломной и курсовой работе каждую главу начинают с новой страницы.

В дипломных работах желательно использование иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами, например, «Рис. 1».

Приложение должно иметь заголовок, который записывается симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

В работе используются общепринятые текстовые сокращения, например: РФ, ЦБ РФ и т.п.

Если в работе используется специфическая терминология, то в конце работы (перед списком литературы) должен быть помещен перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

При оформлении ссылок на нормативные источники следует приводить текст этих документов из официальных изданий: «Собрания законодательства Российской Федерации», «Бюллетеня нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестника Банка России» и др.

Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые были изучены при исследовании темы работы.

Литература группируется в списке в следующем порядке:

1) нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ – в хронологическом порядке;

2) ведомственные правовые акты в хронологическом порядке;

3) источники статистических данных в хронологической последовательности;

4) документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

5) книги и статьи на русском языки – в алфавитном порядке;

6) книги и статьи на иностранных языках – в алфавитном порядке.

Список литературы нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

 

5. Изучение подобранной литературы.

 

Цель работы с научной информацией – установить, каковы существующие представления о выбранной теме исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе над темой.

При изучении литературы следует выделить дискуссионные вопросы по изучаемой теме, необходимо привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по этому вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.

Основным методом изучения литературы является конспектирование представляющих интерес материалов. После этого следует критически оценить законспектированное: нет ли разных точек зрения на решение одной и той же проблемы. При наличии таких спорных вопросов следует обосновать свою точку зрения на исследуемую проблему.

В итоге материал конспекта редактируется и создается отдельный фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей курсовой или дипломной работы, представляющий собой связное и сжатое изложение обработанного материала.

Если работу предполагается оформлять с использованием средств компьютерной техники, то целесообразно конспектировать путем набора материала в одном из текстовых редакторов с указанием ссылок и соблюдением того формата, который требуется при оформлении работы. Если при первоначальном наборе текста требуемый формат набора не соблюдался, то в последующем может потребоваться дополнительное редактирование таблиц, графиков, рисунков и т.д., что увеличит трудозатраты при окончательной подготовке работы. В ходе написания нецелесообразна смена используемых программ даже одного наименования, но различных версий.

После изучения подобранной литературы целесообразно составить развернутый план и структурно-логическую схему будущей работы.

Развернутый план работы представляет собой дальнейшую детализацию плана дипломной или курсовой работы. В этом плане выделяются подвопросы, развивающие проблемы, вынесенные в наименование параграфов работы. Развернутый план согласовывается с научным руководителем. Подобный план обеспечивает последовательность изложения материала, где каждая глава, параграф, вопрос и подвопрос, вытекая из предыдущих глав, занимает свое место. Если нет такого плана, то неизбежна диспропорция составных частей работы, пробелы или повторы в изложении, снижение качества работы, бессистемное ее ведение отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии автора, появляется неудовлетворенность выполненным трудом.

 

 

6. Написание работы.

Чтобы успешно написать дипломную или курсовую работу хорошего качества, требуется решимость и настойчивость. Многие испытывают «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связанный текст достаточно большого объема. Начинать работу следует с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Написанию работы следует придать определенную последовательность. Первоначально подготавливаются: введение, первая глава и приложения к ней, вторая глава и приложения к ней, третья глава и приложения к ней, заключение. После этого редактируется основная часть работы – главы и приложения к ним. Затем уточняется содержание введения и заключения. В последующем формируется список литературы, перечень принятых сокращений (при необходимости), перечень принятых терминов (при необходимости), содержание, титульный лист. По завершении окончательно редактируется введение и заключение.

Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время:

1) написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений;

2) процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет от 5 до 30 минут;

3) написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности.

Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Цель работы состоит не в простом описании поставленных в плане вопросов, а в анализе существующих проблем деятельности экономических субъектов и в обосновании предложений по решению этих проблем.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Введение в дипломной работе должно быть по объему 6-8 страниц. Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений. Рассмотрим элементы введения.

Недовольство существующим в экономике положением дел выступает основным стимулом творчества. Содержание этого стимула раскрывается при освещении актуальности темы дипломной работы. Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Однако научная проблема имеет некоторое отличие от вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель – есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы. Цель должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождения новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели – процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели дипломной работы определяются ее задачи. Это делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, вывести формулу…, дать рекомендации…, установить взаимосвязь…, сделать прогноз…и т.п.). Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Заголовки глав и параграфов часто рождаются из формулировок задач дипломной работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение поставленной цели и выполнение задач работы.

Научная новизна (актуальность) работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна дипломных и курсовых работ обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести экономическим субъектам для повышения эффективности своей деятельности.

Объект изучения – это явление, на которое направлена исследовательская деятельность субъекта хозяйствования.

Предмет изучения – это планируемые для исследования конкретные свойства объекта.

Указание в работе объекта изучения является обязательным. Предмет изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т. е. дать краткий перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

В ходе написания отдельных глав, параграфов и вопросов используется подготовленный на этапе подбора литературы развернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных логически не связанных между собой положений.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа – это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы, однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную дипломную работу. Важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности работы. Абзацы одного параграфа должны быть последовательно связаны друг с другом. При работе над абзацем следует особое внимание обращать на его начало. В первом предложении лучше всего называть тему абзаца, делая такое предложение как бы заголовком к остальной части абзаца. При этом формулировка первого предложения должна даваться так, чтобы не терялась смысловая связь с предшествующим текстом.

При написании работы следует обращать внимание на правильность построения доказательств, выведения определений понятий, деления понятий.

Поскольку в работах формулируются новые положения, то автором работы осуществляется доказательство истинности этих положений. К наиболее часто допускаемым в дипломных работах ошибкам относятся: подмена доказываемого положения простым утверждением, ошибка предвосхищения, ошибка перехода к безотносительности, ошибка смещения целого и частного, ошибка взаимосвязанности последовательности описания явлений.

Подмена доказываемого положения заключается в том, что часто студент обосновывает не то положение, которое требовалось доказать. Например, при доказательстве целесообразности создания холдинговых компаний автор фактически доказывает необходимость слияния дух или нескольких предприятий.

Подмена доказываемого положения происходит и в тех случаях, когда доказывается «слишком мало», «слишком много».

Когда доказывается «слишком мало», часть доказываемого положения остается недоказанным. Нельзя, например, доказать наличие между субъектами финансовых отношений на том основании, что эти отношения носят распределительный характер. Для того, чтобы экономические отношения были признаны финансовыми, они должны быть и распределительными, и денежными, и связанными с образованием и использованием целевых фондов.

Когда доказывается «слишком много», то из приведенных положений следует кроме доказываемого, еще и ложное положение. Например, нельзя доказывать необходимость осуществления коммерческим банком операций с пластиковыми карточками на основании того, что эти операции экономят издержки обращения для всех участников финансовых процессов. Очевидно, что при низком уровне заработной платы обслуживаемого контингента населения и отсутствия терминалов в небольших торговых точках, последнее положение несправедливо.

Ошибка предвосхищения основания имеет место тогда, когда доказываемое положение выводится при помощи другого положения или основания, которое само может быть доказано при допущении истинности доказываемого. Например, для доказательства повышения доли обязательно продаваемой экспортерами валютной выручки используется основание, согласно которому требуется стабилизация валютного курса. При этом само основание доказывается тем, что необходимо повышение доли обязательно продаваемой экспортерами валютной выручки. Таким образом, принимается за истинное то положение, которое должно быть доказано.

Ошибка перехода к безотносительности бывает в том случае, когда положение, взятое в условном, относительном смысле, принимается затем в смысле безусловном. Например, известно, что при неизменной скорости обращения денег с ростом объема валового внутреннего продукта в денежном выражении количество денег, требуемого экономике, увеличивается. В данном случае об изменении потребности в деньгах мы говорим в условном смысле, т.е. «при неизменной скорости обращения денег». Но когда автор доказывает, что с ростом объема валового внутреннего продукта в денежном выражении количество денег, требуемое экономике, увеличивается и при этом не приводит условие истинности этого положения, то автор допускает указанную ошибку.

Ошибка смещения частного и целого происходит вследствие того, что не всегда то, что справедливо относительно целого, справедливо и относительно частей, входящих в это целое и наоборот. Например, если экономический отдел предприятия справляется с выполнением возложенных на него функций, это еще не значит, что все работники этого отдела точно выполняют свои должностные обязанности.

Ошибка взаимосвязи последовательности явлений имеет место в следующем случае, если после какого-либо события возникает другое событие, то часто исследователь считает, что первое событие явилось причиной второго. В действительности может оказаться, что существуют истинные причины наступления второго события, а первое событие не имеет с ним связи. Например, если после вхождения коммерческого банка в систему внутрирегиональных электронных расчетов (первое событие) стали поступать жалобы клиентов на несвоевременное перечисление и зачисление денежных средств (второе событие), это еще не значит, что первое событие стало причиной второго. Возможно, что истинной причиной второго события явилась смена операционных работников или другие факторы.

На соблюдение правил логики автору необходимо обратить внимание при формулировании определений различных понятий через более простые определяющие понятия. Необходимо, чтобы в каждом определении соблюдались следующие логические правила: соразмерности, ясности.

Правило соразмерности означает, что совокупность предметов, которая мыслится в определяемом понятии, должна быть равна совокупности предметов, находящихся в определенных понятиях. Например, верно определение: «Финансы – это распределительные денежные отношения по поводу создания и использования целевых фондов». Если автор определяет финансы как распределительные отношения и этим ограничивается, то такое определение будет несоразмерным, т.к. это понятие шире: распределительные отношения могут быть как денежными, так и не денежными. Не денежные отношения не являются финансами.

Ясность определения означает то, что при определении понятия необходимо указывать такие признаки, которые понятны и не содержат двусмысленности. Правило ясности также предполагает, что в качестве определения не использовались различные метафоры, сравнения, поговорки и т.п. Например, нельзя считать определением следующее высказывание: «деньги – источник несчастий».

При формулировании определений не следует смешивать экономические категории и понятия.

Понятиями называются такие умственные построения, которые относятся к классу, к группе однородных вещей. От понятия менее общего можно переходить к более общим понятиям. Существуют экономические понятия, к которым операции обобщения применяться не могут, т.к. не существует более широких понятий. Такие понятия называются категориями. Категория – это понятие, которое не может быть обобщено. Примерами категорий являются: «деньги», «кредит», «финансы», «заработная плата» и т.д.; примерами понятий – «кредитная организация», «банк», «бухгалтерский счет» и т.д.

В конце каждого параграфа студенту следует формулировать выводы (два – три абзаца) по существу изложенного материала. Вывод должен логически завершать приведенные рассуждения и представлять собой абстрактное выражение какой-либо устойчивой закономерности между явлениями. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. В качестве аргументов выводов используются ссылки на труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативные документы, результаты статистических данных. Обычно выводы начинаются оборотом «таким образом,…» или «итак…», затем формулируется содержание самих выводов.

Написание каждой главы дипломной работы имеет свои особенности. Рассмотрим специфику подготовки основной части дипломной работы, состоящей из трех глав.

Первая глава обычно посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе рассматривается сущность, содержание, организация и составные элементы исследуемой проблемы. Эта часть работы – средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. Студенту целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу зарубежного опыта организации экономических процессов. Полученные в результате рассмотрения материалы первой главы следует изложить в виде выводов, которые должны раскрыть научную новизну работы.

Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, рекомендуется проанализировать состояние дел в современной экономике. Для этого используются действующие нормативные документы, статистические данные, отражающие экономические процессы как в масштабах страны в целом, так и в рамках конкретных предприятий.

Анализ практики экономической деятельности невозможно проводить без количественных оценок протекающих процессов. Необходимо учитывать следующее:

1) приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными;

2) при подборе фактических данных из разных источников необходимо обеспечить их сопоставимость;

3) цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемых экономических процессов, а не исключения из них.

Статистические данные должны быть не только приведены, но и проанализированы для обоснования выводов. Для анализа используются различные математические методы, при этом не следует забывать, что использованные математические методы – средство, а не цель написания работы.

Достаточно часто в дипломных работах строятся экономико-математические модели. Для достоверности получаемых результатов необходимо определить, изменения каких основных факторов данная модель не учитывает. Например, исследуется изменение объема расходов предприятия на выплату заработной платы сотрудникам. В качестве факторов, влияющих на изменение этого показателя, выбраны следующие данные: фактическая численность сотрудников и средний размер окладов. При этом в модели оказываются неучтенными изменение размера текущего премирования, нормативной базы, определяющей порядок оплаты труда работников и т.д. Соответственно, формулируя полученные результаты следует указать, что эти результаты получены без учета тех факторов, которые в модели не учтены.

Важным достоинством дипломной работы является использование для обработки статистических данных компьютерных программ. Использование подобных программ показывает высокий уровень аналитического мышления студента, умение формализовать исследуемую проблему.

В третьей главе дипломной работы приводится обоснование предложений по совершенствованию тех сторон экономической деятельности, проблемные участки по которым были выявлены во второй главе работы. Практика показывает, что для успешной защиты работы следует иметь не менее трех основных предложений, выносимых на защиту. Сформулированные и обоснованные выводы этой главы определяют практическую значимость дипломной работы, обозначенные во введении. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций, разработки форм документов.

В заключение дипломной работы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение дипломной работы должно быть по объему 6-8 страниц. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и ее конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении, т.е. вывод должен содержать главные итоговые результаты всей дипломной работы.

Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Сделать это целесообразно по прошествии нескольких дней или часов, если нет времени после окончания написания текста для того, чтобы получить чувство «дистанции» между своей работой и собой.

Если при анализе введения выявляется несоответствие введения и основной части, то в целях завершения работы в срок, корректировке подвергается введение.

Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении студентом целевой установки, сформулированной во введении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: