Указания по изучению темы 1

 

Исходные сведения о предмете и задачах инженерной геодезии как учебной дис­циплины, структуре и порядке ее изучения, сведения об основных нормативных до­кументах, в которых определяются состав, и задачи инженерно-геодезических работ в строительстве даются во вводной лекции и частично приведены в настоящих мето­дических указаниях. При самостоятельном изучении дополнительной литературы и обобщении лекцион­ного материала необходимо проследить процесс развития инженерной геодезии, возрастание ее роли в строительстве в историческом плане.

Необходимо получить представление о современных формах организации геоде­зической службы в строительстве, разграничении обязанностей между работниками геодезической службы и линейного персонала строительства. Эти вопросы более подробно раскрыты в темах специальной части курса.

Необходимо четко понимать применяемые в инженерной геодезии термины. Уяснить, почему обработку геодезических измерений выполняют на поверхности референц-эллипсоида, какое влияние оказывает кривизна Земли на результаты измере­ний.

Особого внимания требует изучение области применения того или иного ориентирного угла, формул связи между различными углами. Рекомендуется уяснить, что в общем случае ориентирный угол - это отсчитываемый по определенному правилу угол между направлением, принятым за начальное, и направлением на данную точку. Глубокое усвоение этих вопросов потребуется для успешного выполнения контрольных работ.

 

Вопросы и задачи для самостоятельной работы по теме 1:

1.Почему обработку геодезических измерений выполняют на поверхности референц-эллипсоида?

2. Как определяют размеры участка земной поверхности, принимаемого за плоский, если влиянием кривизны Земли пренебрегают?

3. Как выбирают местную систему прямоугольных координат?

4. Что значит ориентировать линию? Что называют азимутом и румбом?

5. Что называют уровенной поверхностью?

6. Что называют географическим или истинным азимутом, дирекционным углом? Какова зависимость между прямым и обратным дирекционными углами данной линии?

7. Покажите на рисунке зависимость между дирекционными углами и румбами. Для чего от дирекционных углов и азимутов переходят к румбам?

8. Приведите формулы для перехода от дирекционных углов к румбам. Вычислите румб линии, если ее дирекционный угол равен 355о 35' 45".

9. Что называют магнитным азимутом? Как перейти к магнитному азимуту от измеренного на плане или карте дирекционного угла линии?

10. Какими ориентирными углами удобнее пользоваться при ориентировании на местности?

 

Тема 2.Топографические планы и карты

Масштабы: численный, линейный и поперечный. Точ­ность масштаба. Топографические карты, их разграфка и номенклатура. Рельеф земной поверхности и его изображение на топографических картах и планах. Высота сечения рельефа, заложение и уклон. Графики заложений. Ус­ловные знаки для изображения предметов и контуров местности. Задачи, решаемые по картам и планам при проектировании сооружений: определение координат точек, длин линий, ориентирных углов, площадей участков, высот точек и крутизны ската; по­строение профиля линии местности, линии заданного уклона и границ водосборной площади. Цифровые и математические модели местности.

Литература: [1] стр. 21-36; [2] стр. 36-58

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: