Звук является важнейшим компонентом телевизионной образности как организующее ритмическое начало.
Соотношение изображения и звука проявляется в разных формах:
– изображение подчинено звуковому решению;
– звук подчинен изображению;
– звук усиливает изображение;
– звук разрушает изображение;
– изображение порождает новый звуковой образ.
Типы звуковой телевизионной образности:
– контрапунктический (временнóе, эмоциональное или смысловое несовпадение звука и изображения, придающее новый смысл видеоряду; используется как яркий драматургический прием);
– иллюстративный (зрительный ряд задает программу звуковому; роль — сопровождение, а не драматургический прием);
– сюжетный (в основе — музыкальная фонограмма, используется в клипах);
– диффузный (сочетание изображения и звука с цветом и светом).
Звук представлен на телеэкране музыкой, шумами, шумомузыкой, паузой.
Музыка как элемент телевизионной образности.
Музыка, обладая огромной силой эмоционального воздействия, является одним из самых востребованных выразительных средств современного телевещания и выполняет множество разнообразных функций: от организующей до драматургической, делая эфир ярче, зрелищнее, привлекательнее.
|
|
Созданная специально для звукового оформления телепередач медиамузыка (от англ. media — средство) — полноправный элемент звуковой художественной образности. Такая музыка может быть оригинальной (специально написанной композитором для определенного телепроизведения) или компилятивной (подобранной из фонотеки). Основа современного телевидения — музыка компилятивная.
Внутрикадровая (звучит на месте действия) выполняет следующие функции:
– характеризует действующих лиц,
– содействует сюжетным поворотам,
– создает атмосферу действия,
– определяет ритмический тонус передачи,
– передает «подтекст» общения,
– продолжает «территорию кадра», сообщает о происходящем за
рамкой экрана,
– соединяя звук и изображение, создает новый образ.
Внекадровая музыка (вне действия, ее слышат только телезрители) раскрывает внутренний смысл происходящего:
– создает атмосферу действия,
– обнажает и усиливает внутреннее действие в эпизодах с текстом,
– указывает на «второй план»,
– иллюстрирует «внутренние монологи»,
– обостряет конфликты,
– озвучивает пейзаж.
«Медиамузыка — очень обширная область, требующая особого изучения и практического освоения. Иначе не избежать музыкально-звуковых неудач, даже если сценарий передачи при этом был просто идеальным…Телевизионного журналиста и отличает то качество, что он имеет точное представление о работе не только с видеоизображением, но и со звуком, важнейшими компонентами которого являются речь и медиамузыка» [50, с. 54].