Наука как особая духовная форма освоения реальности в отличие от искусства и религии.
Наука – возникаетвисториичеловечестванесколькоразвразныхцивилизациях – вдревнемКитае, древнейИндии, древнемЕгипте, древнейГреции, уарабов (с 8 в.), вЕвропе (с 12 в.).
Возникновениенаукисвязаносусложнениемматериальногопроизводстваинеобходимостьюполучатьизвестный, предсказуемыйрезультат.
Древняянаукаукитайцев, индусов, египтян, греков, арабовбылатесносвязанасрелигией (какобщениемсдуховнымисуществами) иникогдаотнеенеотрывалась. Европейскаянаукатакжетеснобыласвязанавначалесрелигией. ОнаразвиваласьвмонастыряхприфинансированиииподконтролемВатикана. С 12-говеканауканазывалась «ученоймагией» идонашихднейсохранилаученуюстепень «магистр». Однако, где-товвосемнадцатомвеке, вместеспоявлением «светскойкультуры» наука «оторвалась» отрелигииидажепротивопоставиласебяей.
Однако, отличительнаячертанаукисовсемневпротивопоставленииеерелигии, аименновнаправленностинаполучениепредсказуемогорезультатадеятельности.
|
|
Религия – одинизсамыхдревнихвидовдеятельностичеловека, нарядусохотойисобирательством. Первобытныерелигиисодержатвсебеэлементывсехостальныхкультурныхвидовдеятельности, которыепозжесталисамостоятельнымии «светскими» – изобразительноеискусство, театр, музыка, танцы, искусствоврачевания, военноеискусствоидр. Однако, урелигиознойдеятельностиестьоченьважноеотличие – онапредполагаетобщениесдуховнымисуществамиидействиявдуховномпространстве.
Здесьнужнозаметить, чтосовременныевидырелигиизначительноотличаютсяпосвоимпредставлениямомиреотдревнихрелигий. Всовременномобществерелигияпредполагаетобщениесдуховнымисуществамидостаточноусловноичастовообщенепредполагаетобратнойсвязиотдуховныхсуществ. Естьдажетакойкаламбур: «Разговорчеловекасбогом – этомолитва, разговорбогасчеловеком – этошизофрения».
Основнаячертарелигиивсеже – общениесдуховнымисуществамиидеятельностьвмиредухов. Результатрелигиознойдеятельности – помощьдуховныхсуществ. Этотрезультатнепредсказуемивыглядит, какчудо.
Искусство – каксамостоятельныйисветскийвиддеятельностивыделяетсяизрелигиознойпрактикидостаточнопоздно, после «эпохивозрождения». Искусствоотрываетсяотрелигиигде-тов 18 веке. Доэтогоонооставалосьдостаточнорелигиознымижесткоконтролировалосьинквизицией (вспомнитеЛеонардодаВинчи).
Однакоирелигиозноеисветскоеискусствоимеютосновнойзадачейвоздействиенаэмоциональнуюсферу, произведение «впечатления», внушениесостояния, черезхудожественныйобраз.
Основнойценностьюхудожественногообразаявляетсяегооригинальность. Всвязисэтим, например, копиякартиныхудожника – уженеимеетценностипроизведенияискусства, аценитьсявдесяткиисотнираздешевле (каккопия).
|
|
Результатамидеятельностиявляются: Врелигии – деятельностьвдуховномпространствеичудо. Вискусстве – впечатлениечерезоригинальныйхудожественныйобраз. Внауке – предсказуемыйрезультат.
Основные периоды в истории науки и их особенности (античность – XXI век).
Всовременномпониманиинауканачаласкладыватьсяс XVI—XVII веков. Наукапревратиласьвважнейшийсоциальный, гуманитарныйинститут, оказывающийзначительноевлияниенавсесферыобществаикультуру. Объёмнаучнойдеятельностис XVII векаудваиваетсяпримернокаждые 10 - 15 лет (ростоткрытий, научнойинформации, числанаучныхработников).
Древнегреческаянаука.
Вдревнегреческойкультуревозникаетнаучно-философскоемировоззрение, ставшеедлянаукимировоззренческимфундаментом. Античнаянаукаоформиласькакпоследовательныйрациональныйпроект, нацеленныйнапостижениеустройствамира, егохарактеристикизакономерностей, анеразвиваласьпопутинакопленияразрозненныхнаблюденийизнанийприкладногохарактера.
Кчислуусловий, способствовавшихстановлениюнауки, относитсямыслительнаясвободадревнихгреков, связаннаястем, чторелигиозностьантичнойГрециибылавесьмаспецифична: вотличиеотвосточныхдеспотий, вДревнейГрециирелигиозныеверованиянебылисвязанысжесткойрегламентациейиндивидуальнойиобщественнойжизни. Угрековотсутствовалакастажрецов, стольвлиятельнаяввосточныхгосударствах. Древнегреческиеверованиянезадавалистольжеконсервативного, какнаВостоке, жизненногоуклада. Наоборот, ониоставлялидостаточнопространствадлясамостоятельногоинтеллектуальногопоиска — поисканачалбытия. Интересдревнихгрековкокружающемумируоформилсяврационально-философскоемировоззрениевцелом, котороевсвоюочередьявилоськонцептуальнымфундаментомсобственнонаучногопроекта.
Важнуюрольигралодемократическоеустройствоантичныхгородов; политическийопытгрековспособствовалвоспитаниюсвободногогражданина, оттачиваниюрационально-критическихкоммуникативныхнавыков. Особыйдухсостязательности, соревновательности, называемыйнынеагонистикой, тожеигралогромнуюрольвстановленииантичнойментальности.
Представленияонеизменном, объективномиразумноммиропорядке (логосе) легливосновуипредставленийобидеалепознания: таковымявляетсяистинноезнание (эпистеме), впротивоположностьсубъективному, изменчивомумнению (докса). Приэтомистинноезнаниесуществуетневвидефрагментарныхпрактическихсоветов, а, преследуяабсолютныецели, являетсячистым, созерцательным, теорийным (от rp. theoreia — «созерцание»).
Досократическийпериод.
Милетскаяшколанатурфилософов - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетскаяшколаискалаестественныепричиныпроисходящего, ивыдвинулаположениеотом, чтоисходнымправеществомявляется: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).
Пифагорейскаяшкола, основательПифагоризСамоса. Пифагорейцыформулируютважнейшееположениеотом, чтомируправляетсячисловымисоотношениямииможетбытьпоэтомупознаниописанспомощьюматематическихметодов.
Элейскаяшкола (Ксенофан-основатель, Парменид, Зенон) считает, чтопредметомистинногопознанияявляетсябытие. Оноактуально, т.е. присутствуетполностьювнастоящемвремени, неделимо, неподвижно, неизменно.
ГераклитЭфесскийутверждает, чтоизначальнымсостояниеммираявляетсясамостановление, изменение. Оно-тоиестьвсеобщиймировойпринцип. Гераклитподчеркивает, чтосущностьюмировыхпроцессовявляетсяогонь.
Демокритсчитал, чтомирсостоитизатомов, движущихсявпустоте, ивступающихвкомбинациидругсдругом. Атомы — этомельчайшиенеделимые, качественнооднородныеэлементы, отличающиесямеждусобойлишьгеометрическойформой.
|
|
Классическийпериод (Сократ, Платон, Аристотель).
Сократ. НаибольшегоуспехавизучениипроблемычеловекафилософиядостиглавовзглядахСократа. Сократотвергаетвсюнатурфилософию, как «длячеловекаизлишнюю».
Философия – этонеумозрительноерассмотрениеприроды, аучениеотом, какследуетжить.
Сократсчитает, чтотолькоодушеможноиметьистинноезнание. Главнаязадачапознания – самопознание: «познайсамогосебя».
Платон. Наиболеевыдающимсяучеником, последователемисистематизаторомидейСократаявляетсяПлатон. Платонвпервыевисториифилософиисоздалцелостнуюрационализированнуюобъективноидеалистическуюсистемусрациональнообоснованнымипринципами. Платон – основательобъективногоидеализма.
Платонищетабсолютныеориентирыистинногознания, нравственности, принциповгосударственно-политическогоправления.Истинноепознание, попредставлениямПлатона, работаетвабстрактном, отвлеченномрежиме, двигаясьотидеикидее.
В 387 г. дон.э. Платонсоздаетсобственнуюнаучнуюшколу — Академию: первуюинституционализированнуюнаучнуюструктуруссобственнымпомещениемипродуманнойсистемойпреподавательскойинаучнойдеятельности. Академиясталапримеромдляпоследующихнаучныхобъединений.
АристотельбылученикомПлатонаисостоялвегоАкадемии 20 лет, досамойсмертиучителя, азатемсоздалсвоюшколу – Ликей, просуществовавшуюоколотысячилет, до 529 г.
н.э. Аристотельвошёлвисториюфилософиикаквыдающийсяэнциклопедист. Веготрудахполучилиоформлениеидальнейшуюразработкувсеотраслизнания, которымирасполагалдревниймир.
ВкругинтересовАристотелявходиливопросылогики, психологии, теориипознания, учениеобытии, космологии, физики, зоологии, политическойэкономии, политики, педагогики, риторики, эстетикиидр.
Аристотельпервымпредложилсистемуклассификациинаук: