СтерженьвсегофилософскогомировоззренияАристотеля – метафизикаилиучениеобытии. ВнмонподвергаетостройкритикеучениеПлатонаобидеях. Главнымобразомзаположениеоботделнностиидеи-сущностиотчувственновоспринимаемойвещи. Идеи – этопростыекопии, двойникичувственныхвещей, говоритАристотель, онинеотличаютсяотнихпосвоемусодержанию. Вследствиеихотделнностиотмиравещейониничегонемогутдатьдлясуществованияпоследних. Посколькуидеинеявляютсянепосредственнымисущностямипредметов, невозможнообъяснитьихотношениекним.
ВпротивоположностьПлатонуАристотельсоздаётсвоюгилеоморфическоеучение.
Гилеоморфизм (отгреч. вещество, материяиформа), когдаобъектсостоитиздвухначал.
Аристотельбылдуалистом: онпризнаетсуществованиедвухсамостоятельныхпервоначал — материииформы. Каждаяконкретнаявещь, согласноему, естьединствоматериииформы.
Эллинистическийпериод (III в. дон.э. — III—IV вв. н.э.) характеризуетсянеобыкновеннымрасцветомантичнойнауки. ЦентромнаучноймыслисталгородАлександрия. Вэтотпериодполучилиразвитиематематика, механика, биология, медицина, астрономия, география, филологическиенаукиимногиедругиедисциплины. Основныепредставители:
Евклид, Эпикур, Архимед, Герон.
Арабскаянаука. Втечениенесколькихвековевропейскаянаукапереживалапериодупадка (до XII-XIII вв.) НаВостоке, наоборот, наблюдалсяпрогресснауки. Совторойполовины VIII в. НаучноелидерствопереместилосьнаБлижнийВосток.
Вмусульманскоммиреполучилаизвестностьдревнегреческаямысль, способствуяразвитиюастрономиииматематикиихимии.
Арабскиеученыеданногопериода: философИбн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198); философиврачИбнСина (Авиценна) (980-1037); философ, математик, астрономаль-Фараби (873-950); Мухаммедаль-Баттани (850-929), математикиастрономИбн-Юнис (950-1009) идр.
СредневековаянаукаинаукаэпохиВозрождения. ВконтекстехристианскоговероученияпроизошлаассимиляцияидейПлатонаиАристотеля. Бытиевцеломпредсталокаксотворенное, спланированноепосовершенномупроектуБожественногоразума, иерархическиорганизованное. Средневековоемировосприятие — созерцательно, символично, аллегорично.
АвгустинАврелий (Блаженный) (354 - 430 гг.) – философитеолог, синтезировалгреческуюфилософиюихристианскоевероучение - создалхристианскийвариантплатонизма.
Поегомнению, существуетидеальныймирвБогеиреальныймир. МирпредставляетсобойреализациюсвободыБогаимогвозникнутьлишьпотому, чтоБогимеетпредставлениеомире.
Августинсчитает, чточеловек — этодуша, которуювдохнулвнегоБог. Тело (плоть) презренноигреховно. ДушапознаетБога, теложепрепятствуетей. ВтеориипознанияАвгустиномбылапровозглашенаформула: «Верую,чтобыпонимать».
ФомаАквинский (1225-1274 гг.) выдающийсяпредставительисистематизаторсхоластики, автортомизма, представляющегособойпоследовательныйисистематическийсинтезидейАристотеляихристианскоговероучения. ТомизмбылоднимизгосподствующихнаправленийкатолическойЦеркви.
Фомаразграничивалобластифилософииитеологии. Предметомпервойявляется «истиныразума», предметомвторой – «истиныоткровения». Богословскиеистины «сверхразумны». ВосноветомизмалежитотождествлениеаристотелевскойПервоформы (Перводвигателя) иБога — создателямира. Приэтомнасменуаристотелевскомудуализму, вкоторомматерияявляетсявечнойинесотворимой, приходитидеалистическиймонизм, гдематерия, природаестьрезультаттворенияБогом «изничего».
РоджерБэкон (1214-1292) английскийфилософиестествоиспытатель, обладалвнушительнымипознаниямивразличныхнауках, защищалнеобходимостьэмпирическогометодавнауке, совершилрядоткрытийвоптике (емуприписываютизобретениеочков), разрабатывалчертежинеобыкновенныхмашин (прообразаэроплана) идр.
Онсчитал, чтотолькоматематика, какнаука, наиболеедостовернаинесомненна. Сепомощьюможнопроверятьданныевсехостальныхнаук. Крометогоонутверждал, чтоматематика, самаялегкаяизнаукидоступнакаждому. Р. Бэконактивнозанималсяалхимией, астрологиейиоптикой; пыталсявнестивалхимиюэлементынауки.
Бэконвыделялтритипаопыта:
1. Реальный, жизненныйопыт, которыйможноприобреститольковпроцессежизни;