Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине
Основы риторики
Направление подготовки: РТП
Профиль подготов -- ---- дипломированный специалист
Квалификация (степень) выпускника –
(бакалавр, магистр, дипломированный специалист)
Согласовано:
С председателем методического совета по качеству по направлению
Москва 2017
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) риторика являются
1.В области воспитания личности, - повышение коммуникативности, толерантности, общей культуры.
2. В области профессиональной деятельности выпускников университета -
- Научить студентов формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове, создать у них целостное, основанное на современных научных концепциях представление о замысле, структуре и произнесении речи, градуированной в область интересов определенной аудитории слушателей или ориентированной на конкретного адресата.
|
|
(Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ОПОП ВО).
2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др. __ Риторика сопоставляется со множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией, методологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением. Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания “видов человеческих душ”, а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения
__ риторика в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет и является учением о всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе.
|
|
Современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью осуществлять научные коммуникации в профессиональной сфере (ПК-3);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать:
- основные законы и правила риторики,
- сложившуюся систему риторических взглядов,
- осознавать место риторики в истории мировой культуры,
- существование знаковых систем (языков культуры). (Семиотическое понимание культуры) и понимать культурно значимую информацию, закрепленную в культурных текстах.
- 2) Уметь:
- создавать тексты, опираясь на полученные знания в области риторики
- риторически анализировать любые тексты;
- использовать речевые модели.
- 3) Владеть
- основными полемическими приемами;
- навыками аргументирования и логического доказательства;
- речевым этикетом в контексте межкультурных коммуникаций.