Методические указания. Раздел I. Риторика: ее истоки и возрождение

РАЗДЕЛ I. Риторика: ее истоки и возрождение

Тема 1. Сущность и понятия предмета риторики.

Когнитивные функции, и как влияет риторика на развитие гуманитарных знаний с точки зрения когнитивного подхода.

Рождение риторики как дисциплины связано с периодом демократии в Афинах около 5 века до н.э., с философской и ораторской деятельностью софистов.В переводе с греческого – риторика – мастерство/искусство ораторской речи. Риторика – дитя демократии: она родилась тогда, когда появился выбор, когда от умения убедить сограждан с помощью публичной речи стали реально зависеть принятые решения о судьбах демократии, ее отдельных граждан. Риторику определяли как умение, искусство убеждения; как искусство говорить хорошо; как искусство украшения речи. Эти определения риторики отражают объект (речь) с разных сторон и учитывались всеми риторами. Риторика есть искусство воздействия на других людей словом. Риторика – это деятельность, речь. Это наука о законах публичной речи. Это наука о способах создания речевого поступка. В наши дни риторика рассматривается как теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. Это понятие часто рассматривалось как синоним понятий «красноречие», «ораторское искусство». Действительно, у них есть много общего, но это не тождественные понятия. Красноречие – это природный дар, которым наделен в разной степени каждый человек. Ораторское искусство связано со способностью выделять приемы красноречия, анализировать их уместность и путем подражания воссоздавать их в собственной речи с учетом специфики различной аудитории. Риторика учитывает, что человеческое мышление развивается в двух формах – логической и образной, им соответствуют две разновидности познания – наука и искусство и они взаимно дополняют друг друга. Риторика изучает речь и рекомендует правила и законы искусной, целесообразной и убедительной речи. Понятие риторика шире понятия ораторское искусство. Оно охватывает широкий спектр знаний, умений и навыков от возникновения идеи до непосредственного речевого процесса. "Красноречие – дитя знаний", поэтому стимулами развития риторики выступают те области гуманитарного и социального знания, которые имеют прямое отношение к процессу человеческого общения: философия, логика, психология, социальная психология, социология, этика, эстетика, теория коммуникаций, языкознание, лингвистика, сценарное искусство и др. Риторика открыта для любых дополнений и изменений.

Контрольные вопросы

1. Что такое когнитивные функции, и как влияет риторика на развитие гуманитарных знаний с точки зрения когнитивного подхода?

2. Когда и где возникла риторика как наука и мастерство, искусство?

3. Как и почему связаны риторика и демократия?

4. Что имеют в виду, когда говорят, что риторика – дитя и условие демократии?

5. Что изучает современная риторика?

6. Какие науки помогают развитию риторики?

Литература: [(1) стр. 64-100, 209-215]; [(2) стр. 15-20]; [(7) стр. 5-11]; [(8) стр. 19-32, 58-105, 109-148, 158-165]; [(12) стр.5-13]; [(14) стр. 3-153]; [(15) стр.8-27]; [(16) стр. 17-19,124, 379-385]; [(18) стр.12-22]; [(22) стр. 8-31.]

 

Тема2. Классическая риторика и ее основные направления, как основа современного коммуникативного процесса.

Традиционное определение риторики.Сила слова.Рождение риторики в античности. Софисты. Риторический идеал софистов.Риторический идеал Сократа. Аристотель. Ораторское искусство древнего Рима. Квинтиллион


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow