n. 1.Установление иерархии целей: стратегические (цели обучения предмету), тактические (цели обучения разделу), оперативные (цели темы).
n 2. Установление места урока, в системе уроков по курсу, разделу, теме, в решении частных и генеральной цели, выявление этапа их достижения.
n 3. Представление конечного ожидаемого результата образовательного процесса, предмета цели.
n Формулировка цели в вербальной форме, формулировка задач.
n 5. Оценка цели и задач на предмет соответствия требованиям.
n 6. Продумывание механизмов, обеспечивающих принятие и осознание учащимися целей и задач, привлечение школьников к процессу целеполагания.
n 7. Определение средств достижения цели; т.е. создание условий для реализации.
n 8. Определение алгоритма достижения цели: перечень шагов, действий, ведущих к достижению цели.
n 9. Соотнесение получаемых результатов с целью.
n 10. Корректировка поставленной цели.
Технология приобщения учащихся к целеполаганию
Предъявление цели в необычной форме, обеспечивающей принятие учащимися целей, формирование личностных смыслов
Привлечение учащихся к целеполаганию
Приемы предъявления цели в необычной форме, обеспечивающей принятие учащимися целей, формирование личностных смыслов
формулировка учебной цели на основе создания проблемной ситуации; формулировка учебной цели на основе эпиграфа урока;
предъявление учебной задачи на основе задания с преднамеренной ошибкой;
Реклама предстоящей деятельности, содержания
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию
выбор учебных задач, вопросов из предложенных учителем;
знакомство с темой, рассмотрение предметов изучения (виртуально, на таблицах, рисунках учебника и т.п.) и формулировка интересующих учащихся вопросов к ним;
представление конечного результата, продукта деятельности на основе формулирования темы урока;
Совместное планирование путей и способов достижения цели
Для работы на семинаре
Проанализируйте и установите способы привлечения учащихся к целеполаганию в приведенных ниже случаях.
А. Введение в тему, целеполагание. Учащимся предлагаетсяописаниеситуации, в которой люди пошли в лес за грибами и заблудились. Как найти дорогу домой? Что нужно знать и уметь? После предположений детей говорится о том, что найти правильный выход из такой ситуации поможет изучение темы урока. Задачи урока: узнать, что значит ориентироваться на местности; научиться ориентироваться на местности по Солнцу и специальному прибору – компасу.
Б. Введение в новую тему, целеполагание. Демонстрируется несколько слайдов с сфотографиями животных леса, например, лисы, волка, медведя, лося и т.п. Учитель спрашивает, что объединяет всех этих животных (природной дом – лес) и просит назвать тему урока. Учитель говорит о том, что на уроке третьеклассники узнают, почему лес – уютный дом для многих животных, каких животных и почему называют «пленниками» леса, что может произойти в лесу, если нарушить его связи.
В. Введение в новую тему, целеполагание. Называется тема урока; по названию темы учащиеся говорят, о чем пойдет речь на уроке, какие задачи будут решаться. Формулируется проблемный вопрос: Кому важнее лес: человеку или природе?
УЭ – 3. Целеполагание в процессе внеклассной работы.
Проанализируйте целевые установки приведенных ниже воспитательных мероприятий. Чем отличается целеполагание на уроке от целеполагания на воспитательных мероприятиях. Оцените целевые установки на предмет соответствия установленным требованиям.