Материал к занятию по теме: Проблема целеполагания в педагогике
Цель – это …
Образ желаемого будущего; прогноз предполагаемого результата
Образ человека, отвечающего требованиям определенного уровня общественной культуры
• Целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование (Н.А. Евдокимова), которое включает:
• - обоснование и выдвижение целей;
• - определение путей их достижения;
• - проектирование ожидаемого результата.
Значение цели:
Цель является системообразующим компонентом.
Будучи принятой является мотивом деятельности.
Обеспечивает целенаправленность и целезаданность деятельности.
Цель – критерий эффективно/результативности ОП
Факторы целеполагания
Интересы, ценностные ориентации личности;
Условия: индивидуальные и возрастные особенности учащихся, уровень развития коллектива учащихся, конкретные условия ОП;
Актуальный уровень развития теории и практики в данной конкретной области, теории и практики образования – концепция;
Учебный план, образовательный стандарт, общие стратегические или надпредметные цели – место данной дисциплины в системе образования; базовые компоненты и элементы содержания курса, Кодекс Об образовании.
Требования к целеполаганию:
1. Диагностичность (выдвижение целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей субъектов образовательного процесса, а также с учетом конкретных условий).
2. Реальность (выдвижение целей с учетом возможностей конкретной ситуации), т.е. соотнесение желаемого и реально возможного.
3. Преемственность (осуществление взаимосвязей между задачами).
4. Согласованность целей (непротиворечие целей всех участников образовательного процесса, что достигается совместным целеполаганием).
5. Направленность на результат, операциональность, т.е. возможность «замера» результатов.
Типы целеполагания: свободное, жесткое, смешанное.
Формы целеполагания
1. Триединая форма цели:
u Когнитивные/обучающие, развивающие, воспитательные задачи (традиц.)
u мотивационные, когнитивные, поведенческие (комбинир. подход) – Б. Блум
2. Общая цель и задачи, обеспечивающие достижение цели
Триединая форма цели:
Обучающие – предполагают достижение результата в составе ЗУНов.
Воспитательные – результат – отношения (убеждения, установки, взгляды…), качества
Развивающие – результат – приращения учащихся в познавательных процессах (развитие памяти, мышления, воображения, способностей, интереса)
Таксономия целей обучения
Автор | Уровни целей | |||||
Б.С. Блум | Зна-ние | Пони-мание | Приме-нение | Анализ | Синтез | Оценка |
М.В. Кларин | Узнавание Воспроизведение | Понимание, применение в знакомой ситуации | Применение в измененной и новой ситуации |
Способы задания целей-задач: ( М.В. Кларин):
u определение целей через деятельность педагога (познакомить, формировать, систематизировать, развивать, и т.п.);
u определение целей через деятельность учащихся (усвоение или освоение, присвоение, осознание);
u определение целей через результат деятельность воспитанники (перечень действий, которыми они должны овладеть, виды опыта, который должны присвоить, способности, качества и т.п.): в результате освоения темы учащиеся будут знать: … будут уметь / владеть/ научаться…
Развивающие, воспитательные цели, задачи:
Лучше формулировать цель, задачи исходя из признания субъектной позиции воспитанника, т.е. ориентируясь на личностно ориентированную модель образования.
В личностно ориентированной модели используются глаголы:
Способствовать… Содействовать …
Создать условия … Поддерживать … Организовать ситуацию …
- создать ситуацию нравственного выбора…;
- содействовать развитию критического мышления…;
- создать условия для развития умений систематизировать, схематизировать, классифицировать информацию/ получения опыта…;
- содействовать развитию умений видеть и формулировать проблему, выдвигать способы ее решения; ставить задачи и находить способы их решения; выдвигать гипотезы (предположения) по поводу развития событий (явлений;
- способствовать развитию умений анализировать результаты, давать оценку своим действиям, действиям своих сверстников…;
- создать условия для развития исследовательских способностей/ опыта учебно-исследовательских действий;
- способствовать развитию умения выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественной форме;
- создать условия для развития умений проводить самооценку собственных знаний, умений, продвижений в своем развитии;
- создать условия для развития умения строить коммуникацию со сверстниками, вести диалог в ситуации спора, решения проблемной ситуации; продуктивно взаимодействовать с партнерами для получения общего результата;
- способствовать актуализации потребности / способности в поисковой деятельности (ставить свои цели; планировать свою деятельность; критически относится к существующим нормам …; осуществлять рефлексию своей деятельности;
- способствовать присвоению ценности «здоровье» (Родина, природа);- содействовать осознанию ценности «дружба» (значения, роли…);
- создать условия для формирования социально-коммуникативных компетенций.
Группа социально-коммуникативных компетенций, необходимые для успешной социализации личности:
– гражданские компетенции: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, ответственность, уверенность в себе, готовность проявления гражданственности и активной позиции в общественной жизни; чувства собственного достоинства, гордости за символику государства; отношение к статусу гражданина как ценности, опыт и готовность проявления гражданской активности в общественной жизни (карта гражданских компетенций разработана А.М. Князевым);
– компетенции здоровьесбережения (здоровьесозидания): знание и соблюдение норм и правил ЗОЖ, всех его составляющих, способность принять здоровьесозидание как ценность, готовность использовать усвоенные знания в своей жизнедеятельности; потребность в постоянном получении знаний о способах здоровьесозидания (снятия психофизического напряжения, поддержания работоспособности, развития интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых и других ресурсов здоровья, управления собственным здоровьем), способность к ответственному выбору образа жизни, и т.п. (карта компетенций предложена О.Ф. Алексеевым, дополнена Т.С. Демчук);
– компетенции социального взаимодействия с обществом, коллективом, друзьями, партнерами; проявление таких личностных качеств, как толерантность, уважение и принятие Другого (независимо от расы, национальности, религии, социального статуса), социальная мобильность, готовность взаимодействовать с другими людьми, сотрудничать в группе, соглашаться с собеседником или конструктивно возражать, обогащать идею находками партнера, вносить коррективы, вести открытый, искренний, откровенный диалог, способность находить адекватные разным ситуациям и взаимоприемлемые решения на основе диалога, т.е. умения договариваться, приходить в итоге обсуждения к удовлетворяющему всех участников выводу, решению; отношение к социальному взаимодействию как ценности;
– коммуникативные компетенции: устное и письменное общение, диалог, монолог, способность слышать и понимать друг друга, понимать чувства, желания, стремление партнеров по общению, способность конструктивно воздействовать на другого, опыт и готовность к общению в разных коммуникативных ситуациях, способность начинать, направлять и контролировать коммуникативный процесс, знание и соблюдение и традиций, этикета, иноязычное общение в условиях поликультурного образовательного пространства, переживание удовлетворения от общения как ценности и т. д;
– информационно-технические компетенции: способность принимать, перерабатывать, преобразовывать и воспроизводить информацию, владение современными информационными технологиями, опыт и готовность работать с информационным потоком в устной, письменной, печатной и электронной формах, способность и готовность к ограничению использования информационных технологий, способность соблюдать этические нормы общения в социальных сетях.
В культурологической модели результатами образовательного процесса должны быть предметные знания и умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений (установки, убеждения, потребности, ценностные ориентации, качества личности).
Компетентностная модель в качестве целевых ориентиров предполагает освоение метапредметных, личностных и предметных компетенций, формирование компетентности – способности и готовности личности использовать усвоенные знания и умения не только в стандартных ситуациях, но и нестандартных, в новых, постоянно изменяющихся условиях.