Глава 15. Ассоциации. Ассоциативные образы

Понятие ассоциации. Подходы изучения ассоциаций

В лингвистике

Взаимодействие между людьми строится не только на общепризнанных в соответствующей культуре образцах, стереотипах. Бльшую роль в этом процессе играют ассоциации.

Ассоциация (латинское аssociation – присоединение) – понятие, имеющее широкую традицию использования в различных научных сферах. Феномен ассоциации изучается с древних времен. Данное явление было описано в трудах Платона и Аристотеля, однако сам термин «ассоциация» предложил Дж. Локк в XVII веке. Продолжили заниматься этим явлением Д. Юм, Дж. Милль, Д. Гартли и другие.

В наше время термин «ассоциация» широко используется в разных областях науки.

Так, например, философы рассматривают ассоциацию как отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно-психическими явлениями [Философская энциклопедия, 1960, Т. 1.: 104].

Глубоко изучают проблемы ассоциаций психологи. Они определяют ассоциацию как связь, возникающую в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, при опредёленных условиях, вызывает образ другого, связанного с ним; субъективное назначение ассоциации - связь между элементами, предметами или явлениями [Кандаков, 2002: 42-43].

В качестве элементов, которые объединяются в такой связи, могут выступать ощущения, восприятия, представления, идеи и т.д. Актуализация в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.

В психологии ассоциации выделяют по типу их образования. Так были выделены ассоциации: 1) по сходству (красное - пурпурное), при этом еще Аристотель считал, что установление сходства и различия между представлениями является основой ассоциации; 2) по контрасту (большое – маленькое); 3) по смежности в пространстве или во времени; 4) причинно-следственные (сильный ветер – озноб). В эмпирических исследованиях было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий, таких как сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида.

Проблемами ассоциаций занимаются и лингвисты (А.А. Потебня, Н.В. Крушевский, М.М. Покровский, В.В. Красных, Р.М. Фрумкина, А.А. Залевская и др.). «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой, определяет ассоциацию как объединение языковых единиц по формальному или логико-семантическому признаку [Ахманова, 2005: 58].

Следует отметить, что изучение принципа ассоциативности в языкознании осуществлялось в разных направлениях. Так, например, в работах выдающихся языковедов А.А. Потебни, Н.В. Крушевского, М.М. Покровского и др. представлен подход, в основу которого положено традиционно-лингвистическое понимание вербальных ассоциаций. На базе изучения их трудов, а также в опоре на свой языковой опыт и интуицию современными учеными создаются и трансформируются различные виды ассоциативных словесных связей.

По мнению М.М. Покровского, экстралингвистические явления находят отражение в вербальных ассоциациях [Покровский, 1959: 28]. Если изначально предметы внешнего мира, психики, культуры народа и т. п. ассоциированы в сознании человека, то слова, служащие для их обозначения, также ассоциированы между собою в языке. Несмотря на собственную субъективность вариации значений слов, соответствующие психологическим законам по смежности и сходству, подчиняются определенным законам и «отражают соответствующие объективные изменения в жизни народов и их социальных групп» [Покровский, 1959: 36].

Таким образом, М.М. Покровский различал словесные ассоциации не только по смежности, сходству, но и по прямой противоположности (контрасту) значений слов, являющихся отражениями объективных явлений.

Г.А. Мартинович также дифференцирует вербальные ассоциации на два основных типа ассоциаций – ассоциации по смежности и ассоциации по сходству [Мартинович, 1990:1 43].

По мнению ученого, ассоциации по смежности устанавливаются между словами, которые не имеют общих существенных признаков в своем содержании (бабушка – пироги); ассоциации по сходству возникают между парами слов, в которых а) содержание одного члена входит в содержание второго члена в качестве одного из признаков этого содержания (бабушкастарая, бабушкавяжет); б) имеют в своих содержаниях как минимум один общий существенный признак (бабушкадедушка, бабушка - старушка, белыйчерный, бежатьидти и т.д.) [Мартинович, 1990: 144]. Рассмотренная ученым классификация вербальных ассоциаций основывается на разграничении отношений, существующих между содержаниями или формами слов - ассоциантов.

А.П. Клименко, следуя лингвистической традиции, считает, что при классификации вербализованных ассоциаций следует опираться на связи, возникающие при ассоциировании между стимулом и реакцией [Клименко, 1974: 47 - 48].

Существует и другой подход, в русле которого рассматривается зависимость вербальных ассоциаций от особенностей ассоциативного эксперимента. Данное положение развивается в трудах психолингвистов Г. Кента, Дж. Миллера,

Ч. Кофера и др. В основе их концепции лежит утверждение о многочисленности различных связей между словами. Именно это позволяет ученым классифицировать вербализованные ассоциации достаточно разнообразно: от самых общих до детальных и разнородных дифференциаций. Например, Дж. Миллер выделяет следующие отношения между членами ассоциативных пар: контраст, сходство, подчинение, соподчинение, обобщение, ассонанс, часть-целое, дополнение, эгоцентризм, однокоренные слова, предикация.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: