Порядок рождения детей

Чтобы разобраться все ли дети так воспиимчивы к процессам, происходящим между родителями сделаем одно отступление.

В работах Адлера, Дрейкурса, Тоумена, и проч. показывается, что модели поведения людей во многом определя-ются порядком их рождения в родительской семье. Существует ограниченное число возможных ролевых позиций в семье в зависи-мости от количества детей, их пола и промежутка между рождения-ми. Альфред Адлер утверждал, что большая часть будущего отношения ребенка к жизни носит отпечаток положения его в родительской семье. Именно, исходя из семейной структуры, ребенок делает первые выводы о жизни, о своей собственной ценности в сравнении с другими, и испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. В зависимости от интерпретации своей позиции он формирует уникальные отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе. Рудольф Дрейкурс отмечал, что особенности личности и характера развиваются благодаря соревнованию между братьями и сёстрами, что соревнующиеся дети наблюдают друг за другом, чтобы понять пути и средства, с помощью которых другой добивается успеха или терпит неудачу. Там, где один из братьев добивается успеха, другой, в особенности следующий по возрасту за этим ребенком, может уступить; там, где один проявляет слабость и недостатки, другой может добиться успеха.

Нет двух одинаковых детей, рожденных в одной и той же семье, которые выросли бы в одной и той же обстановке. И не существует двух детей, к которым родители относились бы или любили бы одинаково. Это миф, что родители любят всех своих детей одинаково. Возможно, они любят всех детей, но каждый ребенок занимает в их сердце разное место. Родители по-разному реагируют на первого второго или третьего ребенка, на мальчиков и девочек на красивых и невзрачных детей, на детей, которые активны и здоровы, и на детей, которые больны и пассивны. Кто-то по-разному относится к умным и к глупым детям, к детям с особыми талантами и к обычным детям. С рождением каждого ребенка атмосфера меняется, поскольку меняются родители. Они приобрели опыт при воспитании первого ребенка, и теперь у них, вероятно, совершенно другое отношение к тому способу воспитания, которым они будут воспитывать следующего ребенка. Вероятно, в экономическом плане они стали более благополучны. Возможно, они переехали на новое местожительство, у них новые соседи, что оказало влияние на их мировоззрение и на то, каким образом они хотят воспитывать своих детей. Это обязательно окажет влияние на детей. Каждый новый ребенок всегда оказывает влияние на всех членов семьи. Если же этого не случается, то новый член семейной группы ощущает себя посторонним в этой семье.

Характеристики, которые обнаруживаются у детей, исходя из их порядкового положения в семье, могут не всегда соответствовать тому, что излагается в этом разделе. Тем не менее, вероятность того, что здесь излагается, очень велика. Самый младший ребенок может демонстрировать характер, часто присущий самому старшему ребенку, или самый старший ребенок может вести себя таким же образом, как зачастую ведет себя самый младший ребенок в семье. Поведение будет зависеть от того, как воспринимают себя в семейной группе эти дети, и как они пытаются найти свое место.

1. Единственный ребенок. Обычно единственный ребенок больше, чем другие дети, чувствителен к правилам и ожиданиям родителей и старается им соответствовать. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку нет других детей, с которыми они могли бы себя сравнивать. Единственный ребенок часто более традиционен, честолюбив, добивается успеха, и нередко обладает лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.

 

Преимущества Недостатки
· Единственного ребенка родители могут обеспечить большим, чем нескольких детей. · У родителей больше времени на ребенка. · Родители уделяют ребенку больше внимания. · Ребенок никогда не подвергнется травме из-за свержения с трона другим ребенком. · Ребенок никогда не будет вынужден соревноваться с другими детьми. · Ребенок может быть центром внимания для расширенной семьи - бабушек, дедушек, тетушек, дядей и других. · Ребенок может испытывать одиночество. · Ребенок может стать эгоистичным. · Ребенка могут сврхопекать; ему могут не позволить вести "нормальную" жизнь и быть физически таким же активным, как и большинство детей. Родители могут стараться защитить единственного ребенка от любого возможного физического ущерба. · Часто родители соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и установить ситуацию, когда ребенок может "использовать" одного родителя против другого. · Ребенка может вовлечь эмоциональный процесс между родителями, и он может посчитать себя за это ответственным. · Ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями он останется один во всем мире. · У ребенка могут появиться трудности в принятии решения, потому что все решения принимаются за ребенка. · У ребенка могут возникнуть трудности установления взаимоотношений в школе из-за того, что у него мал опыт общения с другими детьми. · Ребенок может испытывать общую депривацию из-за того, что у него нет ни брата, ни сестры.

Единственный ребенок может проявить и консерватизм, и строптивость. Он либо полностью принимает все ценности родителей, или восстаёт против них. Он редко придерживается середины.

2. Самый старший ребёнок. Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характерных для единственного ребенка - поскольку в течение некоторого времени он был единственным - но все же набор характеристик заметно отличается. Старшие и единственные дети похожи в том, что они более традиционны и честолюбивы, чем родившиеся вторыми или третьими. Когда мы говорим "самый старший ребенок", то подразумевается, что в семье есть еще и другие дети. Появление другого ребенка в семье почти всегда представляет угрозу для самого старшего. Самому старшему ребенку до появления второго не было необходимости делиться родительским вниманием и заботой. Появление второго ребенка низвергает с трона самого старшего. Ни один из последующих детей не подвергается такому низвержению с трона, как самый старший, потому что они никогда не были единственными детьми; они всегда были вынуждены делить своих родителей с другими детьми. Одной из самых характерных черт старшего ребенка является его потребность оставаться "первым" и быть первым во всем. Если ребенку не удается быть "первым" при помощи позитивного поведения, то он может искать возможности остаться "первым" при помощи негативного поведения и таким образом привлекать внимание родителей. Многие старшие дети считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье. Часто самые старшие дети бывают робкими и сверхчувствительнми. Часто именно они особо близки с родителями. Ещё одна черта старших детей - серьезность и ответственность. Часто они служат образцом для других братьев и сестер, становясь в этом качестве, очень директивными. Некоторые старшие дети могут обижаться из-за возлагаемых на них обязанностей, таких как: забота о младших братьях и сестрах, необходимость больше выполнять домашние обязанности, лишения материальных преимуществ, потому что они должны делиться с младшими братьями и сестрами. Но, в общем и целом, самые старшие дети - "хорошие" дети, развивающие у себя навыки, которые вызывают одобрение у взрослых: ответственность, добросовестность, стремление к дос-тижениям, честолюбие. Он может чувствовать себя от-ветственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становиться лидером.

3. Второй ребенок. У второго ребенка весьма неудобное положение в жизни. В сравнении с ним все кажутся большими и совершенными. Обычно, второй ребенок сравнивает себя со старшим сиблингом, часто чувствуя себя ниже. Второй ребенок обычно очень конкурентен, настроен на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата или сестру. Второй ребенок никогда не испытывал всецелое внимание родителей, как это испытывал в течение некоторого времени первенец. Он может восставать против превосходства первенца. В большинстве случаев второй ребенок - полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй ребенок обычно активен. Действительно, некоторые настолько активны, что их считают гиперактивными. Если первый ребенок славный и готовый к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением. Многие родители считают, что эти дети всего лишь родились с разными личностными особенностями и темпераментами. Однако, эти различия обусловлены соревновательностью. В любом случае, родителям следует удерживаться от сравнения детей, и от использования одного как образца для другого.

4. Средний ребенок. Когда в семье появляется третий ребенок, то положение второго ребенка меняется, и он становится средним. В этой ситуации он чувствует себя зажатым с двух сторон, подобно "начинке сэндвича". Теперь у него не только нет власти и привилегий самого старшего ребенка, но его не балуют и не любят как нового малыша. Зачастую это полностью меняет отношение ребенка к жизни и к семье. Многие становятся настолько обидчивы, что отбиваются от рук и превращаются в проблему для семьи. Они считают, что им нет места. Они сравнивают себя со старшим ребенком. Сравнение оказывается не в их пользу - у старшего вся власть. Они сравнивают себя с младшим, свободным от всякого давления, и которого защищают родители. Тот же эффект. На практике мы наблюдаем, что средний ребенок часто вырастает самым независимым от семьи. Скорее он связан с людьми вне семьи, в особенности с группой такого же уровня. Такая группа легко оказывает на него влияние, и он с легкостью принимает ее ценности. Интересно, что очень многие из бывших хиппи были из средних детей. Такие дети особенно чувствительны к критике. Они воспринимают её, как стремление руководить ими. К сожалению, общество с готовностью принимает на веру, что средний ребенок по природе представляет собой проблемного ребенка. Когда у среднего ребенка появляются проблемы, то люди зачастую реагируют на это так, как будто этого следовало ожидать.

3. Самый младший ребенок. Самый младший ребенок всегда занимает особое место в семье. Насколько особое будет зависеть от того, будут ли родители не выпускать из рук "последнего ребенка" и делать его зависимым от них больше, чем это необходимо, или же появление нового ребенка не планировалось и, по сути, не было желательным. В последнем случае самый младший ребенок может почувствовать, что он нежеланен, и не ощущать себя частью семьи. Такие дети могут пытаться интегрироваться в семью при помощи обаяния, покорности и старания быть приятным всем. Или ребенок может отдалиться, чувствовать одиночество и оставаться аутсайдером. Но подобные случаи редкие. В основном, младших детей в семье балуют и защищают все члены семьи, и некотором смысле у таких детей больше чем одна пара родителей. Часто старшие дети являются функциональными родителями младшим. В зависимости от того, как семья реагирует на ребенка, самый младший ребенок может прийти к заключению, что положение, при котором он остается слабым и зависимым - удобная позиция, потому что он может использовать в своих целях каждого. Или же ребенок может захотеть сравняться со всеми семейными "гигантами", и стать серьезным учеником, быстро схватывающим всё. Тогда он станет самым успешным из всех братьев и сестер.

Часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют их другим. Если их требования не удовлетворяются, то они устраивают скандал. Очень часто они, в конце концов, получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили этому ребенку, поскольку он все еще мал и "ничего не понимает". И таким образом самый младший ребенок может стать тираном. С другой стороны самые младшие дети не обязательно зависят от своих родителей в том, чтобы они их развлекали или составляли им компанию. Часто самые младшие дети формируют сильные связи со всей семьей и особенно с одним из своих братьев или сестёр. Они также создают связи с другими детьми в школе или по соседству. Можно увидеть самых младших детей, которые испытывают ущербность своего положения относительно старших братьев и сестер, потому что они не воспринимают его серьезно и не слушают его внимательно. Но в целом, младшему ребенку больше свойственны: беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство.

6. Другие факторы. Следует рассмотреть ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. При отсутствии других детей с мальчиком и девочкой могут обращаться как с двумя единственными детьми, и у них можно будет найти множество характеристик, присущих единственному ребенку. Аналогичным образом, когда дети рождаются с интервалом, превышающим шесть лет, то с ними могут обращаться как с единственными детьми.

В другие важные факторы, которые следует рассмотреть, входят следующие:
· больной ребенок, с которым, возможно, обращаются как с "особенным"
· очень красивый или очень талантливый ребенок, которым очень гордятся родители, и который занимает совершенно особое место в семейной структуре.
· Ребенок, рожденный после смерти ребенка.
· Единственная девочка среди нескольких мальчиков или единственный мальчик среди многих девочек.
· Ребенок - особый любимчик родителей.
· Ребенок, подающий надежды, или медленно развивающийся ребенок или с задержкой развития.
· Самый старший мальчик, следом за которым сразу идет успешная сестра.

Боуэн считал, что идеи Тоумена замечательно согласуются с его собственными наблюдениями и открывают новое измерение в пони-мании того, как происходит выбор ребенка для его включения в процесс разрядки напряжённости между родителями. Хотя, чем интенсивней напряжённость, тем с большей вероятностью реципиентом становится самый млад-ший на тот момент ребенок, ибо в силу возраста он - самый недифференцированный. По мнению Боуэна, зная степень, в которой люди соответствуют личностным профилям, мы можем предсказать, какая степень слияния будет у супругов в браке и какие эмоциональные процессы в семье будут преобладать. Например, ответственный, с низким уровнем тревожности старший ребенок - в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье.

Кроме того, по мнению Боуэна, способы взаимодействия между партнёрами могут быть связаны с порядком их рождения в семье. Если учитывать личностные особенности, диктуемые порядком рождения, то часто проблемы супругов могут быть обусловлены проблемой функционирования в различных позициях.

Например: Старшая дочь, имеющая младшего брата и младший брат, имеющий старшую сестру, создав семью могут чувствовать себя вполне комфортно, ибо будут взаимно дополнять друг друга. Старшая дочь знает о том, как заботиться о младшем брате, младший брат вполне готов принять заботу старшей сестры. Скорее всего, эта семья будет устроена по типу - жена - сверхфункционал, муж - недофункционал. Брак между двумя младшими детьми, имеющих старших брата и сестру противоположного пола, скорее всего будет выглядеть как союз двух недофункционалов. В периоды, когда тревога будет низка этот брак может выглядеть как вполне устойчивый. Но в стрессовой ситуации супругов ожидает паралич в принятии решений. Младший брат привык, что о нём заботится старшая сестра и, следовательно, ожидает инициативы от своей супруги. Она же, являясь младшей дочерью, в свою очередь, привыкла, что о ней заботится старший брат и следовательно ожидает от мужа, что тот решит все проблемы. В результате, оба взирают друг на друга с надеждой ожидая инициативы от своего партнёра. Брак между двумя старшими детьми, имеющих младших противоположного пола ожидают трудности иного рода. Это - два сверхфункционала, привыкших заботиться о младших, к ответственности за другого. В результате, у каждого из них может быть своё видение как найти выход из создавшейся ситуации. Стремление "сделать для семьи как можно лучше", но своим способом может выглядеть как борьба за власть. Аналогичная ситуация можен быть и с единственными детьми.

Социальный регресс

Боуэн утверждает, что эмоциональные процессы в обществе подобны эмоциональным процессам в семье. Исходя из этой гипотезы, для любого общества будет иметь место следующая закономерность: чем больше напряжения в обществе (что характерно для войн и кризисов), тем больше отдельные его члены стремятся к совместности и слиянию. Если вспомнить рассказы людей, переживших войну, то можно отметить нечто общее: "Было трудно, но мы все жили как одна семья". Однако мы помним, что при преобладании сил слияния вырастает менее дифференцированное потомство, которому трудно сепарироваться, а, следовательно, оно вынуждено прибегнуть к эмоциональному разрыву, чтобы построить свою идентичность. В результате мы имеем поколение шестидесятников - тех детей, кто родился во время войны (когда в обществе преобладали силы слияния), прибегнувших к эмоциональному разрыву со своим прошлым. Мы уже писали о последствиях эмоционального разрыва для жизни последующих поколений. Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, чем меньше учитывается опыт предыдущих поколений, тем больше вероятность того, что у следующего поколения возникнут те же проблемы, что и у предыдущего, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении, его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы. История нашей страны - наглядное тому доказательство.

Когда напряженность в том или ином социуме начинает превосхо-дить некий порог, определяемый его уровнем дифференцированности, этот социум стремиться привлечь третью сторону: например развязать конфликт или, наоборот вступить в альянc. Недифференциованному обществу, подобно недифференцированной семье семье, трудно разрешить свои проблемы без поляризации по любому вопросу, без разрывов, взаимного сверх- и недостаточного функционирования и т. п. Результатом является серия кризисов, разрешающаяся в основном через восстановления комфорта, а не тщательно продуманного подхода, основанного на принципах уважения к различным точкам зрения.

Боуэн предполагает, что в определенные исторические периоды существовали общественные тенденции либо к дифференциации, либо к слиянию, и, по всей вероятности, они сохраняются.

Чем ниже уровень социальной тревоги, тем больше будет присутствовать конструктивных способов поведения и больше прогрессивных направлений социального изменения. Взаимоотношения при этом более свободны, реактивность между отдельными личностями и группами присутствует реже.

Таким образом, эмоциональный процесс в обществе - больше чем просто "фон" для наблюдения конкретных способов семейного взаимодействия.

Работа в этой области в значительной степени только "набирает обороты", и научные исследования в рамках этого подхода, особенно статистические, пока чрезвычайно редки или вовсе отсутствуют. Возможно работы по "теории хаоса" и "фракталам" смогут подсказать, как самое незначительное событие сможет изменить "всё".

Заключение

Можно подумать, что полностью избавиться от груза своего прошлого и его воздействия никогда не удастся. И хочется, вслед за героем рассказа Рэя Брэдбери "И грянул гром" (с которого мы начали эту статью), воскликнуть: "Неужели нельзя вернуть эту бабочку в прошлое? Неужели нельзя оживить её? Неужели нельзя начать всё сначала?"

Безусловно, можно. И первый шаг - осознавание. Каким образом я включён во все семейные взаимодействия, что из своей семейной истории я повторяю. Шаг второй - дифференциация из эмоционального поля семьи. Научиться осознавать и ощущать себя отдельной личностью, принимающей на себя ответственность за свои решения, а не воспроизводящей автоматически наиболее привычные формы поведения и возлагающей, как Король в фильме Марка Захарова "Обыкновенное чудо" всю вину за свои промахи на "троюродную тётку".

Лишь осознав своё место на генеалогическом древе, и ощутив при этом собственную автономию, мы можем сознательно строить свою жизнь. Лишь таким путём можно прервать цепочку бесконечных повторений и не передавать своим потомкам ответственность за действия, совершённые не ими.

Литература

1. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. Системные исследования. Ежегодник. М., 1973.

2. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного материнского поведения.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.

4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000.

5. Варданян А. Этюды по детскому психоанализу. М.: Когито-Центр, 2002.

6. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

7. Драбкина Т.С. Теория семейных систем Боуэна. В кн. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.

8. Конан Дойль А. Обряд дома Месгрейвов. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 2. М., 1966.

9. Маданес К., М., Независимая фирма "Класс", 1999.

10. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного "Я". Академический проект, 2001.

11. Минухин С., Фишман Ч. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

12. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997.

13. Фрейд З. Моисей и монотеизм. М.: Олимп, 1997.

14. Фрейд З. Тотем и табу. М., Олимп, 1997.

15. Хамитова И.Ю. Семейная история и ее влияние на переживание беременности.

16. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу "Семейная психология и семейная терапия". М., 1997.

17. Шутценбергер А. А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. Изд. Института Психотерапии, М., 2001.

18. Эльячефф К. Затаенная боль. Дневник психоаналитика. М., 1999.

19. Bowen, M. (1974). "Bowen on Triangles." Edited and transcribed by K. Terkelsen. The Family, 2 (2): 45-48.

20. Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.

21. Bowen, M. (1979). "Anxiety and Emotional Reactivity in Therapy." Videotape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

22. Bowen, M. (I980a). "Defining a Self in One's Family of Origin-Part 1." Video-tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

23. Bowen, M. (1980b). "Defining a Self in One's Family of Origin-Part 2." Video-tape produced by the Georgetown Family Center, Washington, DC.

24. Bowen, M. (1981). "A Day with Murray Bowen, MD." Lecture. Sponsored by the Family Living Consultants of the Pioneer Valley, Northampton, Massachu-setts, November 4,1981.

25. Bowen, M. (1983). "Violence as a Human Problem." Videotape from conference titled "Violence as a Family and Societal Problem," Cosponsored by Fort Sam Houston and Brooke Army Medical Center, Houston, Texas.

26. Bowen, M. (1984). "Two Days with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by The Western Psychiatric Institute and Clinic, University of Pittsburgh, Pittsburgh, PA.

27. Bowen, M. (I987a). "Bowen Clinical Conference." Transcribed by L. S. Keeton. From videotape produced by the Georgetown University Family Center, Wash-ington, DC, November 16, 1984.

28. Bowen, M. (1987b) "Triangles and Differentiation." Videotape produced by the Western Pennsylvania Family Center, Pittsburgh, PA.

29. Bowen, M. (1988). "A Day with Murray Bowen, MD." Workshop. Sponsored by the Center for Family Consultation, Chicago, Illinois, May 7, 1988.

30. Bowen, M. (1995). "A Psychological Formulation of Schizophrenia." Family Systems: A Journal of Natural Systems Thinking in Psychiatry and the Sciences, 2 (I): 17-47.

31. Haley J. Problem-solving therapy. Jossey-Bass. San Francisco, 1976.

32. Titelman, P. (Ed.) (1987). The Therapist's Own Family: Toward the Differenti-ation Self. Northvale, NJ: Jason Aronson.

33. Toman W. Family constellation (third edition). New York: Springer, 1976

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: