Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).
Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.
Например:
Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.
Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.
Игра «Собери слово»
Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.
Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.
Другим вариантом игры является произнесение воспитате-.т-ем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух. Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ, СТО — столы ТА, РЕТ, БУ — табурет КА, ПОЛ — полка
Игра «Мебель»
Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант, тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).
Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фла-нелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Затем подсчитывается, кто дал большее количество правильных ответов.
Игра «Отгадай, какое слово задумано»
Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.
Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано. Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.
Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.
В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-либо значительный элемент.
Например:
Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.
Игра «Весёлые звуки»
Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять последовательность звуков в слове.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков на ковро-линографе, либо нарисовать в тетрадях).
Слова: стол, диван, шкаф, стул.
Ребус «Стул»
Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык чтения, профилактика дисграфии.