История США (1980-2000). В результате ноябрьских выборов 1980 г

В результате ноябрьских выборов 1980 г. республиканский «тандем» Рональда Рейгана и Джорджа Буша одержал убедительную победу над демократической парой Дж. Картера и У. Мондейла, получив поддержку 51 % голосов рядовых избирателей и 91 % голосов выборщиков. Республиканцы получили большинство мест в сенате и отвоевали у демократов 33 места в Палате представителей. «В отличие от президента Джимми Картера, таким замогильным голосом вещавшего о кончине «американской мечты», господин Рейган дал надежду на светлое будущее.

Многие аналитики называют восьмилетнее президентство Рейгана периодом самых серьезных за предшествующие 50 лет изменений в экономической и социальной политике американского правительства, совпавшим с не менее существенными изменениями в расстановке политических сил и экономических возможностей на международной арене. Приход к власти Рейгана был обеспечен образовавшейся лишь в ходе президентских выборов 1980 г. аморфной коалицией, состоявшей из нескольких общественных групп, прежде имевших между собой мало общего. В первую группу входили состоятельные люди, желавшие сокращения налогового бремени, предприниматели, настаивавшие на необходимости отмены федеральных ограничений на их деятельность, и представители военно-промышленного комплекса, заинтересованные в увеличении государственных военных заказов. Основу второй группы составляли члены религиозных правых организаций, в первую очередь христиане-фундаменталисты из организаций «Моральное большинство» и «Христианская коалиция». Они категорически возражали против растущей секуляризации американского общества и распространившейся в 60-е гг. вседозволенности, особенно в отношении секса и наркотиков. В третью группу входила значительная часть американского общества, рассматривавшая мировую политику с позиций «холодной войны» 50-х гг., опасавшаяся СССР и его союзников, а также считавшая, что США следует увеличивать свои вооруженные силы и осуществлять более агрессивную внешнюю политику.

Правительство Рейгана было традиционно сформировано из представителей предпринимательской и финансовой элиты страны. Самые ответственные посты в администрации — министра обороны, министра юстиции, а спустя полтора года и госсекретаря США заняли выходцы из Калифорнии. В числе ближайших советников президента по политическим и финансово-экономическим вопросам также оказались лица из калифорнийского «кухонного кабинета» Рейгана в бытность его губернатором штата. Это обстоятельство в сочетании с возросшим влиянием республиканцев в обеих палатах конгресса помогло Белому дому приступить к незамедлительному решению важнейших, с точки зрения администрации, экономических задач в условиях, когда дефицит федерального бюджета достиг к 1980 г. фантастической цифры — 74 млрд долл.

Первое президентское послание конгрессу от 18 февраля 1981 г. об экономическом положении страны содержало пакет конкретных мер, которые, по словам Рейгана, могли помочь избежать экономической катастрофы. Предложенная им программа действий, получившая позднее название «рейганомика», предусматривала беспрецедентное сочетание попытки сбалансировать федеральный бюджет при одновременном увеличении военных расходов и заметном сокращении подоходных налогов.

Это сокращение предполагалось осуществить за счет ликвидации «не вызываемых необходимостью расходов, мошенничества и злоупотреблений», а также путем систематического сокращения расходов на социальные программы и снятия многих ограничений на деятельность большого бизнеса, введенных в 30-х гг. и получивших развитие в 60-х гг. XX в. В результате предложенного президентом роста расходов на военные нужды военный бюджет США увеличивался на 29 млрд долл. с соответствующим повышением доли военных расходов в федеральном бюджете до 27 % (в бюджете на 1981 фин. г. эта доля составляла 24,1 %)'. Одновременно намечалось рассчитанное на ближайшие три года снижение подоходного налога на 10 %, которое, как заключили экономические эксперты, могло быть осуществлено в создавшихся условиях лишь путем еще большего сокращения расходов на социальную помощь. Снижение налоговых ставок оказалось выгодными в первую очередь налогоплательщикам с высоким уровнем доходов, тогда как значительное сокращение расходов на социальную сферу отразилось на тех слоях населения, которые составляли абсолютное большинство американского общества.

Предложенная Белым домом экономическая программа затронула, в частности, социальное страхование, производственное обучение, гарантирование кредитов на получение образования в колледжах, помощь городам, субсидии на питание и медицинское обслуживание для бедняков, выплаты по нетрудоспособности для инвалидов, центры дневного ухода за детьми и центры ухода за престарелыми. Качество жизни бедняков, а также американцев, принадлежащих к среднему классу, ухудшилось. Энтузиазм, с которым был встречен приход к власти администрации Рейгана в военно-промышленных кругах Калифорнии и в целом американскими консерваторами, заметно диссонировал с настроением подавленности и пессимизма в Соединенных Штатах.

 

 

Внешнеполитический курс первой администрации Р. Рейгана

Программа дальнейшего наращивания стратегических ядерных потенциалов США, охватывающая всю триаду стратегических сил — ракеты наземного базирования, ракеты морского базирования и стратегические бомбардировщики, была объявлена единственной возможностью восстановить утраченный страной «резерв безопасности». В рамках программы модернизации ядерных вооружений, общая стоимость которых оценивалась в 180 млрд долл., предполагалось, в частности, завершение строительства межконтинентальных ракетных систем MX, строительство по меньшей мере ста стратегических бомбардировщиков Б-1 строительство ежегодно по одной атомной подводной лодке «Трайдент», совершенствование радарно-спутниковой системы предупреждения о ядер-ном нападении и системы раннего предупреждения для Северной Америки, продолжение научных исследований в области строительства системы обороны от баллистических ракет с возможным размещением ее в космическом пространстве и др. Цель достижения военного превосходства над Советским Союзом не скрывалась. Более того, особо отмечалась необходимость приобретения Соединенными Штатами способности вести войну с СССР в глобальном масштабе. Белый дом периодически подчеркивал готовность вести с СССР переговоры о контроле над вооружениями, но эта готовность неизменно связывалась со способностью США вести их с позиции силы.

Напряженность отношений между двумя странами в годы первой администрации Рейгана особенно усилилась после инцидента с южнокорейским пассажирским лайнером, сбитым советским истребителем в августе 1983 г. над территорией СССР, — на борту лайнера оказалось более 60 американских граждан. Этот инцидент произошел на фоне обострившегося противостояния в результате объявленных в том же году решений администрации США о размещении в Западной Европе американских ракет среднего радиуса действия и широко разрекламированной в американской печати под названием «звездные войны» «стратегической оборонной инициативы» (СОИ) президента. Программа СОИ предусматривала развертывание в космическом пространстве системы противоракетной обороны, способной уничтожить баллистические ракеты противника в момент их запуска или во время их полета в направлении территории Соединенных Штатов.

 

Выборы 1984 г.

В ходе промежуточных выборов в конгресс в ноябре 1982 г. Республиканская партия потеряла 24 места в Палате представителей и семь губернаторских постов в штатах. Индекс личной популярности Рейгана, составлявшей в августе 1981 г. 52 %, снизился в январе 1983 г. до 35 %, побив все рекорды президентской непопулярности со времени окончания Второй мировой войны.

80-е годы стали периодом ускоренного научно-технического прогресса и вызванных им коренных изменений в социальном составе американского общества. В 1981 г. компания IBM выпустила первый персональный компьютер, в повседневную жизнь американца вошло кабельное телевидение и видеотехника. В 1983 г. в стране стала формироваться сеть сотовой телефонной связи. Компьютеризация производственного процесса наряду с ростом образовательного уровня среднего американца привела к повышению роли и места в обществе лиц, относящихся к профессиональной категории управленцев. Одновременно шел процесс превращения вчерашних рабочих, занятых преимущественно ручным трудом, в специалистов высокой квалификации. Быстрыми темпами расширялась сфера услуг, совершенствуя свою электронную базу и вовлекая все новые кадры выпускников высших учебных заведений.

К началу 1984 г. индекс личной популярности Рейгана превысил показатели других президентов послевоенного периода (за исключением Эйзенхауэра), достигнув 54 %. Республиканская партия выдвинула Рейгана на второй срок, оставив Дж. Буша кандидатом на пост вице-президента. Действующий президент завоевал еще большую популярность, пообещав не увеличивать налогов, тогда как кандидат от демократов У. Мондейл предложил увеличить их в целях сокращения бюджетного дефицита. Рейган одержал убедительную победу, получив 59 % голосов избирателей против 41 %, отданных Мондейлу, и победив в 49 штатах (47 % избирателей не приняли участия в голосовании). Однако демократы сохранили убедительное большинство в Палате представителей и даже завоевали несколько дополнительных мест в сенате.

 

Вторая администрация Р. Рейгана

Военное противостояние СССР и США, составлявшее принципиальную основу и содержание внешнеполитического курса первой администрации Рейгана, вплотную приблизило мир к грани ядерной войны. Но с начала 1984 г. конфронтация стала ослабевать. 16 января президент сделал официальное заявление, практически целиком посвященное состоянию и перспективам развития советско-американских отношений. Рейган констатировал начало экономического подъема в США, повышение их оборонной мощи и прочность союзнических уз американского государства. Он, в частности, заявил, что теперь США готовы вступить в переговоры с СССР с целью преодоления существующих между ними разногласий. Этим заявлением Рейган открыл предвыборную кампанию 1984 г. Следуя советам «петь свои антисоветские песни несколько более мягким голосом», президент стал «смещаться к центру сцены, к серединке, где выигрываются все выборы, — писал известный американский политический обозреватель Дж. Рестон. — Он разочаровывает консервативных республиканцев, которые изначально привели его в Белый дом, но набирает больше голосов в центре и даже слева, чем теряет».

К этому времени в администрации сменились все главные действующие лица, находившиеся на переднем крае советского направления американской внешней политики, за исключением госсекретаря Дж. Шульца и советника президента по вопросам национальной безопасности Р. Макфарлейна. Но основным фактором заметных изменений в акцентах внешнеполитического курса США в отношении СССР стало решение президента войти в историю в качестве миротворца.

Состоявшаяся в октябре 1986 г. встреча Р. Рейгана и М. С. Горбачева в Рейкьявике изначально не вызывала оптимистических надежд ни в Москве, ни в Вашингтоне. Расхождения в позициях вынудили обе стороны, по сути дела, прервать переговоры. Однако эта встреча стала убедительным свидетельством того, что радикальный поворот в советско-американских отношениях не только возможен, но и вполне реален.

В декабре 1987 г. в ходе встречи на высшем уровне в Вашингтоне США и СССР договорились о ликвидации ракет наземного базирования средней и ближней дальности. Хотя речь шла лишь о небольшой части арсеналов этих стран, достигнутое соглашение ознаменовало возрождение процесса разрядки международной напряженности. Тогда же была достигнута договоренность об обмене официальными визитами между советским и американским лидерами. В мае — июне 1988 г. Рейган нанес визит в СССР, а в декабре того же года США посетил с ответным визитом Горбачев. В ходе этих двух встреч были подписаны важные двухсторонние соглашения. Предпринятые двумя супердержавами шаги по нормализации взаимоотношений между ними были поддержаны другими странами мира, на протяжении нескольких последних лет с настороженностью наблюдавшими за осложнением международной обстановки.

 

Администрация Дж. Буша

В результате определенных успехов, достигнутых в переговорах между СССР и США по вопросам контроля над вооружениями, представление о Рейгане как убежденном милитаристе заметно изменилось. Оживление национальной экономики и открывшиеся перспективы нормализации международной обстановки дали основание американцам забыть об обоснованных волнениях прошедших восьми лет и связать отныне будущее страны с продолжением политики рейгановской администрации, с которой, естественно, ассоциировалось и имя вице-президента Джорджа Буша. Он и был выдвинут Республиканской партией кандидатом на пост главы государства на выборах 1988 г.

Вся предвыборная кампания Дж. Буша строилась на его имидже как законного преемника и продолжателя успешного президентства Р. Рейгана. Заручившись в ходе борьбы за Белый дом поддержкой в основных политических базах республиканцев, Буш одержал победу на выборах. Электорат, обеспечивший его успех, состоял преимущественно из наиболее обеспеченной части среднего класса, которая была заинтересована в сохранении полученных выгод от рейгановской экономической «революции». Кроме того, Буша поддержала консервативно настроенная часть американского общества, не только не признающая «вседозволенности», в понятие которой включались все отклонения от «нормальности» — начиная с откровенной сексуальности и ненормативной лексики в повседневной жизни до распространения наркомании, но и требовавшая запрещения абортов, введения молитв в школах и пресечения гомосексуализма.

Эти электоральные группы и их взгляды на общественно значимые проблемы определили основные тезисы и обещания республиканского кандидата — выступая от имени «более добросердечной и великодушной нации», он поддерживал высшую меру наказания и обещал назначить судей — принципиальных противников порнографии и абортов.

Буш поддержал также проведенные Рейганом снижение налогов и повышение военных расходов и обещал, что не будет повышать налоги, введя в политический лексикон самую памятную фразу предвыборной кампании: «Читайте по моим губам: никаких новых налогов». Наиболее состоятельной части американского общества было обещано дальнейшее снижение налога на прибыль с 33 до 15 %. Залогом целеустремленности Буша в соблюдении интересов привилегированного класса служила его давняя принадлежность к клану видных нефтепромышленников Техаса.

Первые шаги администрации Буша в области внутренней политики были призваны свидетельствовать о намерении президента четко следовать обещаниям, данным в ходе предвыборной кампании. Буш продемонстрировал свою решимость обеспечить высокий моральный уровень своего президентства, выдвинув условием, чтобы все высшие посты в Министерстве здравоохранения и социальных служб заняли противники аборта. Он также наложил президентское вето на закон, разрешающий столичному округу Колумбия выделять субсидии на оплату стоимости абортов для женщин из бедствующих семей. Но уже через год было нарушено обещание Буша не вводить новых налогов — за первым увеличением, объявленным 1 января 1990 г., вскоре последовало второе по масштабам в истории США повышение налогов. Государственные субсидии сберегательным и ссудным банкам, которые были на грани разорения, увеличили бюджетный дефицит. Находившаяся к 1989 г. в состоянии стагнации экономика страны вошла к середине 1990 г. в стадию спада.

Президентство Буша совпало по времени с событиями, определившими развитие международных отношений и расстановку сил на мировой арене. Первый год пребывания Буша в Белом доме потребовал от его администрации пересмотра давно сложившихся подходов к решению международных проблем. Но процесс внесения корректив во внешнеполитический курс США явно отставал от изменений в международной обстановке. В мае 1989 г. М. С. Горбачев стал президентом СССР. В том же году перестала существовать Берлинская стена, а в ряде других стран «советского блока», в частности в Польше, Чехословакии и Румынии, произошли революционные перемены, в корне изменившие политическую карту Восточной Европы.

В феврале 1990 г. Коммунистическая партия Советского Союза утратила контроль над страной, а в октябре 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР в единое государство. 1 июля 1991 г. прекратила свое существование Организация Варшавского договора, и противостоявший НАТО военный блок СССР и стран Восточной Европы был распущен. В июле 1991 г. оба президента подписали Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Спустя несколько недель в СССР была предпринята попытка государственного переворота, потребовавшая от президента США и его администрации незамедлительного принятия решения о своей позиции в складывающейся ситуации. Эти события на восточноевропейском и советском направлениях американской внешней политики происходили практически одновременно с серьезным осложнением ситуации в других регионах мира.

В декабре 1991 г. Советский Союз распался, уступив место Содружеству Независимых Государств (СНГ), которые были немедленно признаны США. Правопреемником СССР стала Российская Федерация. В феврале 1992 г. совместно с российским президентом Б. Н. Ельциным Дж. Буш впервые официально провозгласил окончание «холодной войны». К году очередных президентских выборов облик мира изменился радикальным образом — прекратил существовать извечный образ врага в лице мирового коммунизма и его олицетворения — Советского Союза; Восточная Европа более не ассоциировалась с оплотом противостоящего Соединенным Штатам военно-политического блока; разделенная Германия стала единым государством; опаснейшее оружие современности казалось поставленным под жесткий международный контроль.

Многие из этих событий американцы были склоны связывать с именами Рейгана и его преемника Буша. Однако активизировавшаяся к дате очередных президентских выборов внешнеполитическая деятельность администрации и самого президента не оказала почти никакого влияния на ход предвыборной борьбы и исход самих выборов. К ноябрю 1991 г. положение Буша стало уязвимым. Решающую роль в исходе выборов сыграли не успехи, приписываемые внешнеполитическому курсу его администрации, а напряженная экономическая ситуация, которая сохранялась в стране.

Избирательная кампания 1992 г. разворачивалась на фоне ожесточенной предвыборной борьбы между Дж. Бушем, Б. Клинтоном и независимым кандидатом, техасским миллиардером Россом Перо. Основное обвинение в адрес Буша сводилось к неумелому руководству им экономикой страны. Демократы строили свою предвыборную кампанию на надеждах, связываемых со сменой поколений в руководстве страны. 3 ноября 1992 г. в голосовании приняли участие 55 % всех американцев, имеющих право голоса (в 1988 г. — 50 %). Клинтон получил 43 % голосов, Буш — 37 %, а Перо — 19 %. Клинтон получил 370 голосов выборщиков против 168, поданных за Буша.

 

Первая администрация Б. Клинтона

В течение первых месяцев президентства Клинтон занимался вопросами здравоохранения и ратификации конгрессом Североамериканского соглашения о свободе торговли (НАФТА). Спустя пять дней после прихода в Белый дом Клинтон назначил свою жену Хиллари Родхэм Клинтон главой специального правительственного подразделения, которому поручалась разработка плана реформирования системы здравоохранения. Представленный на утверждение конгресса уже в октябре 1993 г. этот план предусматривал распространение действия государственной системы здравоохранения на всех без исключения граждан Соединенных Штатов Америки.

 

Поворот к Азии во внешней политике администрации Клинтона не означал ослабления интереса США к Европе — независимо от того, шла ли речь о западной, центральной или восточной ее частях.

Несмотря на позитивные результаты предпринятых его администрацией шагов в сфере как внешней, так и внутренней политики, Клинтон получил сокрушительный удар на промежуточных выборах в конгресс в ноябре 1994 г. Республиканцы завоевали контроль над обеими палатами. Именно это обстоятельство объясняло занятую администрацией после выборов намеренно сдержанную позицию во внутренней политике.

О наступлении «электронного века» возвестил в 1992 г. ввод в действие «Всемирной паутины», коренным образом изменившей привычный образ жизни американского общества и создавшей ранее немыслимые формы делового и личного общения, финансовой и коммерческой деятельности, рекламных услуг. Если в 1994 г. Интернетом пользовались 3 млн американцев, то к 1998 г. число пользователей достигло 100 млн человек. Имя электронного магната Билла Гейтса превратилось не только в символ века, но и в знаковое определение преуспеяния на деловом поприще. В конце XX в. процесс расширения «Всемирной паутины» распространился далеко за пределы США, и уже в начале XXI в. число пользователей «онлайна» в мире превысило 1 млрд человек. Финансовые и банковские операции, приобретение товаров, оплата счетов и заключение сделок, выплата налогов, букмекерские ставки на исход спортивных состязаний и многочисленные другие формы и виды деятельности переместились в электронное поле. Электроника охватила не только повседневный быт американцев, но и все области науки, образования, искусства, спорта и т. д. Появилась возможность знакомиться с публикациями прессы и полными текстами литературных новинок, не выходя из дома. Компакт-диски сделали возможным просмотр полнометражных художественных фильмов на экранах персональных компьютеров. «Онлайновые» страницы Интернета содержали весь объем интересующих пользователей сведений об авторах наиболее популярных книг 90-х гг

Вторая администрация Б. Клинтона

Уже в первый год своего второго президентства Клинтону удалось добиться от контролируемого республиканцами конгресса утверждения закона о сокращении ставок налогообложения и согласия законодателей с мерами по достижению сбалансированного бюджета к 2002 г. В условиях явных экономических успехов демократической администрации даже наиболее убежденным ее противникам было сложно противостоять предложенному Белым домом повышению минимальной ставки оплаты труда. Самый низкий за последние 30 лет уровень безработицы, самый высокий за последние 20 лет рост реальной заработной платы и достигнутый уже в 1998 фин. г. первый за жизнь последнего поколения американцев профицит федерального бюджета в 70 млрд долл. говорили сами за себя.

После победы Клинтона на выборах 1996 г. эта стратегия приобрела законченную концептуальную и авторизованную самим президентом форму. В своем окончательно сформулированном виде она предусматривала сочетание отправных неоизоляционистских положений с принципом ограниченного (или выборочного) участия США в выработке совместно с другими государствами (прежде всего своими союзниками) решений по спорным международным проблемам, но при обязательном сохранении американского лидерства.

В годы второй администрации Клинтона было принято несколько важных внешнеполитических решений, к числу которых относилось восстановление в полном объеме торгово-экономических отношений между США и КНР и возвращение 31 декабря 1999 г. Панамской республике прерогатив управления и контроля над Панамским каналом и всей его зоной. Вместе с тем внешнеполитические результаты, с которыми администрация Клинтона вступила в последний год своего пребывания у власти, несли на себе некий отпечаток промежуточности. Оказалось утраченным или растерянным многое из того, что было достигнуто в предшествующие десятилетия, и даже то, что администрации Клинтона удалось добиться в первое четырехлетие ее пребывания у власти; оставалось нерешенным множество внешнеполитических проблем первостепенного значения как для самих США, так и для всего мирового сообщества. К этому времени проявилась явная неспособность оставшейся в единственном числе мировой сверхдержавы добиться мира на Ближнем Востоке, где с новой силой разгорелся палестино-израильский конфликт и участились вспышки насилия. Заметно охладились российско-американские и американо-китайские отношения, так и не ослабла и даже возросла напряженность на Ближнем Востоке. Продолжалась конфронтация с Ираком: в ответ на отказ Багдада допустить инспекторов ООН на свои оружейные предприятия США и Великобритания в конце 1998 г. в течение четырех дней подвергали бомбардировке с воздуха территорию Ирака. В августе 1998 г. Соединенные Штаты нанесли ракетные удары по Судану и Афганистану в качестве меры возмездия за террористические акции, предпринятые против американских вооруженных сил в Кении и Танзании. Их исполнителями были названы террористы из группировок боевиков, руководимых саудовским миллионером Усамой бен Ладеном.

Коренные изменения в международной обстановке, происшедшие с начала 90-х гг., окончание «холодной войны» позволили администрации Клинтона сократить почти на 1/3 вооруженные силы США и военные расходы (в основном за счет устаревших видов вооружений). Страна упрочила одновременно (в первую очередь за счет новейших технологий) свое военное превосходство и сохранила в основном свое военное присутствие на Европейском континенте, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в зоне Персидского залива. Администрации Клинтона удалось укрепить и расширить структуру НАТО и даже усовершенствовать координацию военной и внешней политики Североатлантического сообщества в условиях прекращения существования противостоявшего ему военно-политического блока стран — участниц Варшавского договора.

Достигнутое военное превосходство над всеми другими государствами мира дало основание Министерству обороны США объявить целью своей военно-стратегической политики достижение «свободы от нападения и свободы нападения» при возникновении конфликта с любым противником. В конце своего президентства Клинтон объявил об имеющихся планах развертывания национальной системы противоракетной обороны США (ПРО) для защиты американской территории и американских вооруженных сил за ее пределами от оружия массового поражения, к которому могут прибегнуть гипотетические противники США. С учетом вызванной этим объявлением настороженной реакции европейских союзников и крайне негативного отношения к этому решению со стороны России, связанной с США заключенным в 1972 г. Договором по ПРО, президент США счел более разумным оставить решение этой проблемы следующей администрации. В ходе состоявшихся в 1999 г. встреч с президентом России Б. Н. Ельциным, а в 2000 г. с президентом России В. В. Путиным был сделан ряд заявлений, призванных свидетельствовать о намерении США соблюдать ранее заключенные с Россией соглашения по вопросам ограничения и сокращения вооружений, включая Договор по ПРО. В сентябре 2000 г. в ходе состоявшегося в Нью-Йорке «Саммита тысячелетия» было принято совместное заявление президентов Б. Клинтона и В. В. Путина, в котором подчеркивалось, что Россия и США «подтверждают свою приверженность договору по ПРО как краеугольному камню стратегической стабильности».

Итоги деятельности администрации Клинтона в сфере мировой экономики, испытывающей неоднозначные последствия развивающейся глобализации, оказались достаточно впечатляющими. Завершившийся при Клинтоне процесс создания в Североамериканской ассоциации свободной торговли позволил США образовать совместно с Канадой и Мексикой некий противовес растущей экономической мощи Европейского союза (ЕС), а в своих перспективных планах предусмотреть образование аналогичного альянса и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Джордж Буш младший

Джордж Буш младший родился в семье, без которой уже сложно представить себе мир американской политики. Его отец – бывший летчик морской авиации Джордж Буш-старший - в период с 1989-го по 1993-й занимал пост президента США. Мама Барбара Буш до сих пор является одной из самых уважаемых «первых леди» за всю историю Америки. С политикой были также связаны дед нашего сегодняшнего героя и младший брат Джеб, которые в разные годы занимали посты сенатора и губернатора в политической системе США. Наверное, именно поэтому Джордж Буш-младший вряд ли мог по-настоящему дистанцироваться от мира политики. Несмотря на то, что родиться будущему президенту довелось в городке Нью-Хейвен в штате Коннектикут, большая часть его жизни прошла в штате Техас. Джордж окончил младшую школу в городе Мидленд, а затем вместе семьей перебрался в более крупный и оживленный Хьюстон, где продолжил свое обучение в частной школе «Кинкэйд». После этого в жизни будущего президента был период учебы в Академии Филипса, а также престижном Йельском университете. В обоих ВУЗах наш сегодняшний герой учился довольно средне, однако пользовался популярностью среди студентов из-за своей врожденной открытости. В период с 1968-го по 1973-й год Джордж служил в армии США, где стал известен как талантливый летчик. После возвращения домой, Буш продолжил учебу в Гарварде, где получил степень магистра делового администрирования. В восьмидесятые годы Джордж Буш работал в нефтяной отрасли, а также участвовал в качестве активиста в предвыборных кампаниях своего отца. Параллельно с этим в 1977-м году наш сегодняшний герой сам предпринял попытку пробиться в Палату представителей американского Конгресса, однако в тот раз не сумел набрать необходимое количество голосов. Несмотря на это, политик всегда оставался одной из заметных фигур в республиканской партии Америки. 10 казусов с Дж Бушем Видео не работает? В конце восьмидесятых Джордж Буш стал известен также как спортивный менеджер. В 1989-м году он приобрел вместе с несколькими своими деловыми партнерами бейсбольный клуб Техас Рэйнджерс. Впоследствии наш сегодняшний герой проявлял большое внимание к жизни команды и участвовал в решении большинства насущных вопросов. В ноябре 1994 года Джордж Буш был избран губернатором Техаса, получив на выборах 53,5 % голосов. Находясь в данной должности, политик приобрел репутацию эффективного управленца, а также человека, способного идти на компромисс с оппозицией. Весьма примечательно, что в определенный период времени в симпатиях по отношению к Джорджу Бушу-младшему признавались даже некоторые представители Демократической партии. Благодаря этому, в ноябре 1998 года политик вновь был переизбран в качестве лидера штата Техас, набрав на выборах рекордное количество голосов. Именно в этот период о Джордже Буше заговорили как об одном из самых ярких деятелей Республиканской партии, а также вероятном кандидате на пост президента. В итоге все так и произошло. Выиграв внутрипартийный праймериз, политик получил возможность принять участие в выборах президента. В ноябре 2000-го года Джордж Буш вступил в борьбу с демократом Альбертом Гором в споре за кресло в Белом доме. Из этой маленькой войны политик-республиканец вышел победителем. Однако избирательная кампания не обошлась и без громких скандалов. После оглашения результатов в Техасе вдруг были обнаружены неучтенные урны с бюллетенями в поддержку Альберта Гора. Кроме того, в нечестной игре обвиняли брата Джорджа – Джеба Буша, который пользуясь положением губернатора Флориды, оказывал давление на местный штаб демократов. В Джорджа Буша швырнули? В итоге лишь после пятинедельной череды разбирательств Джордж Буш все-таки сумел стать президентом США. Весьма примечательно, что по общему количеству отданных за него голосов Джордж Буш проиграл своему оппоненту (почти на полмиллиона). Однако выиграл по количеству отданных за него голосов выборщиков (представителей т.н. – electoralcollege), которые по Конституции США и имеют право выбирать президента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: