О церковном учительстве

 

Иисус Христос с самого начала Своего общественного служения избрал для проповеди Евангелия всем народам апостолов:

Мк. 3:14. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были н чтобы посылать их на проповедь.»

Мк. 16:15. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.»

Мк. 16:16. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Ср.: Мф. 28:19.»

Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине:

Деян. 14:23. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»

Деян. 20:28. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями.»

1 Тим. 4:14. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.»

1 Тим. 4:15. «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.»

1 Тим. 4:16. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.»

2 Тим. 4:2. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.»

2 Тим. 2:2. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.»

Под верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители:

1 Кор. 12:28. «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями.»

Еф. 4:11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, нпых пастырями и учителями.»

2 Тим. 1:11. «Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.»

Кому даны права церковного учительства?

Деян. 5:42.

Деян.6:2-4.

Апостолы, а не миряне учили в храме и по домам.

1 Кор. 9:16.

Апостолам и их преемникам повелено охранять чистоту учения веры:

1 Тим. 6:20. «Храни преданное тебе.»

Тит. 1:9. «(Епископ должен) наставлять в здравом учении и противящихся обличать.»

1 Тим. 1:13. «Держись образца здравого учения.»

1 Тим. 1:3. «и увещевать некоторых чтобы они не учили иному.»

Тит. 2:15. «Обличай со всякою властью»

2 Кор. 10:6. «(Мы) готовы наказать всякое непослушание.»

1 Тим. 5:20. «Согрешающих обличай.»

На проповедь нужно иметь посланство:

Рим. 10:15. «Как проповедывать, если не будут посланы?»

Иак. 3:1. «Не многие делайтесь учителями.»

1 Пет. 5:1-5. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь.»

Евр. 13:7-17. «Поминайте наставников ваших. Повинуйтесь наставникам.»

Непослушные Евангельскому учению о церковном учительстве и самопроизвольно берущиеся за это не дарованное им дело называются лжеучителями (2 Пет. 2:1-2; Мф. 24:11; Мк. 13:22), которые искажают Евангелие (Гaл. 1:8), говорят превратно (Деян. 20:30; 1 Тим. 4:1).

 

О Священном Предании

 

Священное Предание обязательно для всякого верующего:

2 Фес. 2:15. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.»

1 Тим. 6:20. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,»

1 Тим. 6:21. «которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобой. Аминь.»

2 Тим. 1:13. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.»

2 Тим. 2:2. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.»

1 Кор. 2:2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»

1 Кор. 2:4. «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.»

Но обязательно только то Предание, которое согласно с духом Священного Писания:

Гал. 1:8. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.»

Гал. 1:9. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.»

Священное Писание есть часть живой проповеди, т. е. Предания:

Лк. 1:2. «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,»

Лк. 1:3. «то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,»

Лк. 1:4. «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.»

Деян. 1:3. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.»

Что собственно разумеется под Свящ. Преданием?

 

1. Древние символы первых веков христианства.

2. Правила св. Апостолов, Вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая».

3. Древние литургии и акты, или сказания о страдании древнейших мучеников.

4. Древние церковные истории.

5. Творения святых отцов и учителей Церкви.

6. Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т. д.).

Только из Священного Предания можем мы узнать о подлинности книг Священного Писания и состав их

(См. 85 апостольское правило).

Предание необходимо потому, что учение и дела Христовы не вполне изложены в священных книгах:

Ин. 20:30. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.»

Ин. 21:25. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ср.: Деян. 1:3.»

Деян. 20:35. «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.»

1 Кор. 15:6. «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.»

И наставления апостолов также не все записаны:

1 Кор. 11:20. «Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню.»

1 Кор. 11:34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»

3 Ин. 1:13. «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.»

2 Ин. 1:12. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.»

Изустное учение и проповедь были первою обязанностью апостолов:

Мк. 16:15. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.»

Рим. 10:14. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»

Рим. 10:15. «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ср.: Ис. 52:7.»

Рим. 10:16. «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Ср.: Ис. 52:1.»

Рим. 10:17. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»

Евр. 2:1. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.»

Евр. 2:2. «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,»

Евр. 2:3. «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,»

Евр. 2:4. «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяннем Духа Святаго по Его воле?»

Гал. 3:2. «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?»

Гал. 3:3. «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?»

Гал. 3:4. «Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!»

Гал. 3:5. «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?»

Священное Предание имеет равную силу со Священным Писанием, а потому оно есть то же Слово Божие, не записанное в книгах:

1 Кор. 11:2. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.»

Деян. 13:5. «И, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.»

Деян. 17:13. «Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.»

1 Фес. 2:13. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.»

Сам Бог избрал особых лиц, которым и возвещал волю Свою, чтобы они передали и другим:

Быт. 18:19. «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.»

Исх. 10:2. «Чтобы ты (Моисей) рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, н о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.»

Пс. 77:3-7. «Отны наши рассказали нам.»

Моисей хотя и написал Пятикнижие, но вместе с тем давал наставления, руководственные и Преданием:

Втор. 32:7. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца своего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.»

Точно так же распространялось новозаветное Божественное учение:

Ин. 18:20. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.»

Ин. 18:21. «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.»

Сам Господь и апостолов посылал только на устную проповедь:

Мф. 28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,»

Мф. 28:20. «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

Апостолы и выполняли это посланничество сами, и других для того же посылали:

2 Ин. 1:12. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.»

3 Ин. 1:13-14. «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.»

Деян. 20:31. «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.»

Деян. 15:27. «Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.»

Деян. 15:32. «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.»

Иуд. 1:3. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.»

1 Ин. 2:24. «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.»

Священное Предание могло сохраниться:

Мф. 10:27. «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.»

Апостолы учили всенародно на всех языках:

1 Фес. 1:8. «От вас пронеслось слово Господне.»

Рим. 1:8. «Вера ваша возвещается во всем мире.»

Предание нужно для правильного совершения таинств и богослужения:

Мф. 26:26-28. «Здесь о таинстве св. Причащения сказано кратко.»

1 Кор. 10:16-17. «Апостол только напоминает о таинстве Причащения, но как совершать, не указано.»

1 Кор. 11:23. «Я от Самого Господа принял то... передал...»

(«Передал», а не — «передаю».)

1 Тим. 2:1-2. «Совершать молитвы, прошения, моления.»

(Но какие были эти молитвы, не пишет.)

Без Предания не понятны и некоторые места Писания:

Мф. 1:1-17.

Родословие Иисуса Христа.

Лк. 3:23-28.

2Пет.3:16. Есть нечто неудобовразумнтельное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: