Об отлучении от Церкви (анафематствование)

 

«Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

Если засохшая ветвь уже не питается соками от ствола лозы, но своею гнилью наносит вред и другим, еще не засохшим ветвям, тогда негодную и вредную ветвь отсекают (Ин. 15:1-2). Также точно поступает и Церковь Христова по отношению к тем заблуждающимся и упорствующим в своем заблуждении, для коих все средства, употребленные на вразумление, оказались недействительными. Поступая так, Церковь основывается на учении Главы Церкви — Иисуса Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17).

Вот как следует поступать с соблазнителями, по заповеди Самого Христа: если согрешит против тебя брат твой, станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающим словом, погибельным примером, ты обличи наедине; не послушается, — возьми с собою еще своего единоверца или двоих и обличи его перед свидетелями; если же заблуждающийся будет упорствовать в своих еретических мнениях, поведай Церкви, — ее представителям; не послушает и Церкви, — то пусть он будет для тебя как язычник и мытарь, ибо он уже не член Церкви, а засохшая сама, отломившаяся непослушанием ветвь.

Посему и апостолы, предавая некоторых сатане, тем самым отлучали от союза Церкви:

1 Кор. 5:5. «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.»

1 Кор. 5:13. «Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.»

1 Тим. 1:20. «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.»

В особенности неправомыслящих (еретиков) повелено отвращаться и анафематствовать (отлучать):

Тит. 3:10. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,»

Тит. 3:11. «зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.»

Гал. 1:8. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.»

Когда же отлученные раскаиваются в своем заблуждении, то получают прощение:

2 Кор. 2:7. «Вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.»

2 Кор. 2:8. «И потому прошу вас оказать ему любовь.»

Кому возглашается анафема? «Отрицающим бытие Божие и промысл Божий, называющим Бога не Духом, а веществом, не признающим равночестности лиц Пресвятыя Троицы, отвергающим необходимость для людей искупления Христова; хулителям Приснодевства Божией Матери, неверующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа, отрицающим загробную жизнь, кончину мира, Страшный Суд, вечные награды праведникам и вечные муки грешникам, не принимающим спасительных Таинств Церкви, не признающим вселенских соборов и вселенских Преданий». Таким образом, анафеме подвергаются собственно грехи неверия, богохульства и еретичества (см. Последование в неделю Православия).

Св. Церковь, установив совершать ежегодно чин Православия, на котором возглашается анафема еретикам, имеет в виду указать им ту глубину зол, в которую низринуло их суемудрие. Вместе с этим Церковь имеет в виду предостеречь верных чад своих от падения.

Словом «анафема» в древней христианской Церкви обозначалось отлучение от Церкви или исключение еретиков и нераскаянных грешников из общества верующих. Провозглашая анафему. Церковь как бы говорит отпавшим: «Оставьте нас, вы, отвергающие то, во что мы веруем, и вносящие в Церковь свои разрушительные учения, вы для нас стали как язычники» (Мф. 18:17; Тит. 3:10-11; Гал. 1:8). Не подумайте, однако же, что приговор анафемы незначителен: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе» (Мф. 18:18). Как видно из слов Самого Господа, непрощенный, неразрешенный на земле грешник или еретик предстанет и в горний мир непрощенным, неразрешенным, связанным в своем грехе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: