double arrow

Теоретические характеристики современных педагогических технологий

2.1. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе

Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех раз­витых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», пер­воначально соотносилось с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повы­шения эффективности учебного процесса широкое использова­ние технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.

В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея пол­ной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к сле­дующей установке в педагогической практике: решение дидакти­ческих проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно подда­ваться четкому описанию и определению.

Соответственно, во многих международных изданиях появля­ется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология — это «не просто исследования в сфе­ре использования технических средств обучения или компьюте­ров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный еже­годник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лон­дон — Нью-Йорк, 1978).

Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной лите­ратуре встречается как первоначальное понимание сущности пе­дагогической технологии (педагогическая технология как макси­мальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей уп­равления процессом обучения (т. е. целенаправленное констру­ирование целей обучения в соответствии с целями проектирова­ния всего хода процесса обучения, проверка и оценка эффектив­ности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия.

Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряжен­ной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т. Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».

Системный подход к обучению как сущностная характеристи­ка понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения. В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Б.Т. Лихачев счи­тает, что педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, вос­питательных средств; она есть организационно-методический ин­струментарий педагогического процесса. По М.В. Кларину, пе­дагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и ме­тодологических средств, используемых для достижения педагоги­ческих целей. Г.К. Селевко выделяет в «педагогической техноло­гии» три аспекта:

научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и мето­ды обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для дости­жения планируемых результатов обучения;

процессуально-действенный: осуществление технологическо­го (педагогического) процесса, функционирование всех личнос­тных, инструментальных и методологических педагогических средств.

М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие «педагоги­ческая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

В образовательной практике понятие «педагогическая техно­логия» используется на трех иерархически соподчиненных уров­нях (Г.К. Селевко):

1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической си­стеме: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2) Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется взна­чении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения ивоспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обу­чения, методика работы учителя, воспитателя).

 

3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология пред­ставляет собой технологию отдельных частей учебно-воспита­тельного процесса, решение частных дидактических и воспита­тельных задач (технология отдельных видов деятельности, фор­мирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторе­ния и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Представленные выше определения позволяют выделить ос­новные структурные составляющие педагогической технологии:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

• цели обучения — общие и конкретные;

• содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности школьников;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя по управлению процессом усвоения ма­териала;

• диагностика учебного процесса.

Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):

Концептуальность. Каждой педагогической технологии долж­на быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образователь­ных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать все­ми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

2. Теоретические характеристики современных педагогических...

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективны­ми по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (по­вторения, воспроизведения) педагогической технологии в дру­гих однотипных образовательных учреждениях, другими субъек­тами.

2.2. Классификация педагогических технологий

В специальной литературе представлены несколько классифи­каций педагогических технологий — В. Г. Гульчевской, В.П. Бес-палько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систе­матизировал Г.К. Селевко (рис. 1). Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором сис­темы.

• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) тех­нологии.

• По философской основе: материалистические иидеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософ­ские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, сво­бодного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, со­циогенные, психогенные и идеалистические технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкрет­ная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип — педагогическая технология всегда комплексна.

Межпредметные познавательные задачи — академическая струк­тура организации учебной деятельности учащихся. Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное тече­ние познавательных процессов, а как интегрирующее средства об­ладают большими возможностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: