Раздел 1. Андрагогика как развивающаяся часть педагогического знания

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Б1.В.ДВ.6 АНДРАГОГИКА КАК НАУКА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Курс 3; семестр 5-6

 

 

Вид образования: Профессиональное образование
Уровень образования: Высшее образование бакалавриат
Квалификация выпускника: Бакалавр
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: Психология и социальная педагогика
Тип образовательной программы: Программа академического бакалавриата
Форма обучения: заочная
Срок освоения образовательной программы: 5 лет
Номер внутривузовской регистрации образовательной программы: 44.03.02(156)-15-З

 

Нижневартовск,

2017 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ/ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ/ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские/практические занятия проводятся по темам учебной программы дисциплины. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и практическим обучением.

Перечень, количество часов, отводимых на выполнение практических работ, указан в рабочей программе дисциплины.

Формы организации работы студентов на семинарских/ практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все обучаемые выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна работа выполняется группами по 2–3 человека.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Общая структура семинарских/практических занятий по дисциплине Б1.В.ДВ.6 «Андрагогика как наука обучения взрослых» включает:

- вводную часть: организацию начала занятия (осуществляется контроль явки студентов и их подготовки к работе); общее инструктирование (сообщаются тема занятия, ее цели и задачи; проводится обсуждение готовности студентов к выполнению задания, краткое повторение вопросов теории, знание которых необходимо для выполнения работы; выдается задание, выбирается схема предстоящих действий по его выполнению);

- самостоятельную работу студентов (определяются пути выполнения задания, рассматриваются основные алгоритмы его выполнения на конкретном примере; выполняется задание; осуществляются наблюдение и контроль преподавателя за работой, текущий инструктаж, составление отчетов);

- заключительную часть (анализируются результаты работы, выявляются ошибки при выполнении задания и определяются причины их возникновения, проводится рефлексия студентами собственной деятельности).

 

Инновационность занятий обусловлена:

- реализацией развивающих и обучающих целей, их направленностью на формирование компетенций студентов;

- организацией самостоятельной работы на занятии, при подготовке к нему;

- осуществлением анализа и рефлексии.

При проведении семинарских/практических занятий используются следующие виды деятельности студента:

- индивидуальная работа по выполнению заданий,

- работа в паре по взаимообучению и взаимопроверке при решении заданий,

- коллективное обсуждение методических проблем и выполнение заданий под руководством преподавателя.

В процессе семинарских/практических занятий студенты работают с учебным портфолио.

 

 

Раздел 1. Андрагогика как развивающаяся часть педагогического знания

 

Тема семинарского/практического занятия №1:

«Предмет, задачи, принципы, основные проблемы андрагогики как науки»

Подготовить теоретические сообщения для последующего коллективного обсуждения на семинаре:

1. Становление андрагогики как науки об образовании взрослых.

2. Предмет, задачи и основные направления исследований в андрагогике.

3. Андрагогические категории (человек, взрослость, образование, образование взрослых, андрагог).

4. Методы андрагогического исследования (социологические, статистические, сравнительный анализ, лонгитюд, мониторинг, биографический метод, контент-анализ, интерпретативные методы).

5. Виды образования по степени организованности в соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией (формальное, внеформальное и неформальное; их сущность и характеристики).

6. Взаимосвязь андрагогики с другими науками.

7. Специфика возрастных периодов взрослых.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите различные определения понятия андрагогики отечественных и зарубежных исследователей.

2. Составьте глоссарий по теме (ключевые понятия: андрагогика, индивид, личность, человек, взрослый, взрослость, образование) Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

3. В практике образования взрослых на Западе широко используется ряд понятий, касающихся непрерывного образования (представлены в таблице 1).

Попытайтесь дать свое толкование каждому понятию. Что в них общего? Чем, по вашему мнению, различаются эти понятия? Составьте сравнительную таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица понятий

  Понятие Содержание понятия Общее Различное
1. образование взрослых - adulteducation      
2. перманентное об разование - permanenteducation      
3. продолжающееся образование - continuingeducation      
4. образование длиною в жизнь (пожизненное образование) - lifelonglearning      
5. возобновляющееся образование - recurrenteducation      
6. дальнейшее обуче ние - furthereducation      
7. последипломное обуче ние - postgraduateeducation      
8. компенсаторное обучение - remedialeducation      

 

4. Пользуясь материалами предложенных сайтов, составьте краткий обзор (список) мероприятий по образованию взрослых, проводимых за рубежом в последний месяц (квартал).

 

5. Прочитайте статью известного отечественного психолога В.И.Слободчикова «Категория возраста в психологии и педагогике развития». Проанализируйте фрагмент схемы периодизации развития в онтогенезе, представленной в статье. Изучив схему, ответьте на следующие вопросы:

- Какие образовательные задачи, по вашему мнению, встают перед современным взрослым человеком на ступенях персонализации, индивидуализации, универсализации?

- Какие из этих задач актуальны для вас лично?

6. Проанализируйте фрагмент периодизации развития личности (по Андрэ Жандру). Если опираться на данный подход, какие образовательные проблемы Вы предложили бы решать на каждом из выделенных этапов, начиная с 18 и до 70 лет?

 

 

Тема семинарского/практического занятия №2:

«Непрерывное образование как фактор развития взрослого человека»

 

Подготовить теоретические сообщения для последующего коллективного обсуждения на семинаре:

1. Непрерывное образование: концепция, сущность, причины создания. Функции непрерывного образования.

2. Обучение взрослых в системе непрерывного образования.

3. Функциональные возможности и обучаемость взрослых.

4. Позитивная и негативная роль жизненного опыта взрослых в процессе обучения.

5. Мотивационная основа учебно- познавательной деятельности взрослого.

6. Образование как фактор преодоления кризисов в жизни взрослого человека.

7. Нормативная база образования взрослых: в России.

8. Деятельность ЮНЕСКО в области образования взрослых.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите содержание документа «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» (проект). Выпишите основные положения.

2. Графически (в виде схемы) представьте взаимосвязи между образованием, личностью и государством. Опишите схему.

3. Ознакомьтесь с выдержками из Гамбургской декларации об обучении взрослых. Выпишите основные положения.

4. Подготовьте реферативное сообщение и разработайте электронную презентацию в программе Power Point по теме «Образование как фактор защиты взрослого человека в современном мире». Попытайтесь сформулировать условия, при которых это становится возможным.

5. Составьте список статей ученых, исследующих проблему обучения человека в течении жизни. Законспектируйте одну из них (по выбору).

6. Выделите основные идеи непрерывного образования (Колесникова И.А. Основы андрагогики, Сс.195-200).

7. Подготовьте доклад и разработать электронную презентацию в программе Power Point по одной из тем:

- Теория универсального образования и воспитания всех людей в течение всей жизни на основе равноправия (Я.А.Коменский, «Всеобщее воспитание»).

- Принцип непрерывности обучения (А.Дистервег, «Руководство для немецких учителей»).

- Развитие желания и способностей самостоятельно приобретать новые знания (К.Д.Ушинский, «Воскресные школы»).

- Потребность в самоактуализации в иерархической пирамиде человеческих потребностей А.Маслоу («Мотивация и персонализация»).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: