1.
Атлас Рэспублш Беларусь. Мн., 1998.
2.
Карты энциклопедии «Прырода Беларусь: В 5 т. Мн.: БелСЭ, 1983-1985.
3.
Геологическая карта Беларуси. М.: ГУГК, 1983.
4.
Карта четвертичных отложений Беларуси. М.: ГУГК, 1983.
5.
Тектоническая карта Беларуси. М.: ГУГК, 1983.
6.
Почвенная карта Беларуси. М.: ГУГК, 1977.
7.
Геоморфологическая карта Беларуси. М.: ГУГК, 1990.
8.
Ландшафтная карта. М.: ГУГК, 1984.
9.
Карты БелСЭ. Т. 12. Мн.: БелСЭ, 1975.
10.
Атлас Литовской ССР. М.: ГУГК, 1981.
11.
Атлас Молдавской ССР. М.: ГУГК, 1978.
12.
Атлас природных условий и естественных ресурсов Украинской ССР. М.: ГУГ'К, 1978.
13.
Географический атлас для учителей. М.: ГУГК, 1980.
14.
Физико-географический атлас мира. М., 1964.
15.
Атлас Алтайского края. М.: ГУГК, 1978
Задание 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЗОРНЫХ ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКИХ КАРТ.
На основании изучения карты по элементам составить текстовое описание карты для заданного варианта (табл. 34) по следующему плану:
1.
Название карты и выходные данные (масштаб, место и год издания, издающая организация), количество цветов штрихового рисунка, фоновых окрасок.
2.
Назначение карты (справочная, учебная и т. п.) и характер использования (для изучения отдельных явлений, демонстрационная, для настольного использования и др.).
3.
Математическая основа: проекция, главный масштаб, характер и распределение искажений (где они достигают наибольшего размера и где их нет совсем). При определении картографических проекций и распределении искажений пользоваться указаниями задания по картографическим проекциям.
4.
Элементы компоновки: форма и размер рамки, долгота среднего меридиана, размещение элементов вспомогательного оснащения и дополнительной характеристики (где помещены название карты, легенда, выходные данные).
5.
Элементы содержания. Изучение их следует начать с легенды, установить, по каким разделам она построена. После уяснения содержания легенды описать содержание карты по элементам:
гидрографическая сеть: особенности характеристики рек (водность, судоходность, режим и т. д.), озер и водохранилищ, морей, береговой линии; присутствие иных водных объектов (каналы, колодцы, ключи и др.); минимальные размеры водных объектов, присутствующих на карте (реки, озера и водохранилища); способы изображения и условные обозначения;
рельеф: способы изображения (изолинии, гипсометрический способ, отметки высот-глубин, пластические способы и др.), особенности шкалы сечения рельефа (количество ступеней, характер нарастания интервалов); условные обозначения для отдельных форм рельефа, характер рельефа территории (равнинный, холмистый, горный и т. д.);
растительность и грунты: присутствие на карте и способы их изображения;
населенные пункты: классификация их по типу поселений, людности, административно-политическому значению, градации людности, принципы построения шкалы людности, способы изображения, связь с природными условиями;
пути сообщения: виды путей сообщения (железные и автомобильные дороги, водные и воздушные пути), способы их изображения, степень обеспеченности ими территории, связь с природными условиями;
политико-административное деление территории: условные обозначения границ, их классификация;
прочие элементы содержания карты: границы плавающих льдов, ледников, вечных снегов; порты, полезные ископаемые и т. д.;
надписи: названия каких категорий объектов подписаны, что характеризуют различные шрифты, размер и цвет подписей.
6. Элементы дополнительной характеристики - карты-врезки, их тематика и способы изображения, тематика и способы построения графиков, диаграмм, таблиц.
Таблица 34
Варианты задания
| № варианта | Название атласа | Страница | ||
| Географический атлас для учителей средней школы. М., 1980. | ||||
| 1 | 26-27 | |||
| 2 | 28 | |||
| 3 | 29 | |||
| 4 | 30-31 | |||
| 5 | 32 | |||
| 6 | 66-67 | |||
| 7 | 68-69 | |||
| 8 | 72 | |||
| 9 | 74 | |||
| 10 | 76 | |||
| 11 | 78 | |||
| 12 | 80 | |||
| 13 | 81 | |||
| 14 | 82 | |||
| 15 | 84 | |||
| 16 | 86 | |||
| 17 | 90 | |||
| 18 | 91 | |||
| 19 | 94-95 | |||
| 20 | 98 | |||
| 21 | 100 | |||
| 22 | 102 | |||
| 23 | 104 | |||
| 24 | 114 | |||
| 25 | 116 | |||
| 26 | 118 | |||
| Атлас СССР. М., 1984. | ||||
| 27 | 14-15 | |||
| 28 | 24-25 | |||
| 29 | 26-27 | |||
| 30 | 28-29 | |||
| 31 | 30 | |||
| Атлас СССР. М., 1984. | ||||
| 32 | 38-39 | |||
| 33 | 40-41 | |||
| 34 | 42 | |||
| 35 | 44-45 | |||
| 36 | 50-51 | |||
| 37 | 52-53 | |||
| 38 | 60-61 | |||
| 39 | 66-67 | |||
| 40 | 70-71 | |||
| 41 | 73 | |||
| 42 | 74-75 | |||
| 43 | 76-77 | |||
| 44 | 78-79 | |||
| 45 | 80 | |||
| Атлас мира. М., 1967. | ||||
| 46 | 21 | |||
| 47 | 24 | |||
| 48 | 27 | |||
| 49 | 30 | |||
| 50 | 33 | |||
| 51 | 42 | |||
| 52 | 70-71 | |||
| 53 | 78 | |||
| 54 | 85 | |||
| 55 | 95 | |||
| 56 | 98 | |||
| 57 | из | |||
| 58 | 230-231 | |||
| 59 | 241 | |||
| 60 | 119 | |||
| 61 | 122 | |||
| 62 | 145 | |||
| 63 | 151 | |||
| 64 | 160 | |||
| 65 | 163 | |||
| 66 | 166 | |||
| 67 | 169 | |||
| 68 | 185-186 | |||
| 69 | 190 | |||
| 70 | 199 | |||
| 71 | 202 | |||
| 72 | 205 | |||
| 73 | 208 | |||
| 74 | 211 | |||
| 75 | 214 | |||
| 76 | 217 | |||
| Учебный атлас мира. М, 1967. | ||||
| 77 | 32 | |||
| 78 | 34 | |||
| 79 | 38 | |||
| 80 | 48 | |||
| 81 | 52 | |||
| 82 | 64 | |||
| 83 | 82 | |||
| 84 | 86 | |||
| 85 | 89 | |||






